В общем определении формы деятельности представительских органов местного самоуправления является совокупностью способов реализации их компетенции.
Они осуществляются с помощью определенных законом, другими нормативно-правовими актами, а также практикой работы советов, действий этих органов, должностных лиц и депутатов. Конечно, они воплощаются в определенных правовых, организационно-правовых и организационных рамках (сессии советов, заседания исполнительных комкомитетов, робота постоянных комиссий, должностных лиц местного самоуправления, работа депутатов и тому подобное).
Следовательно, под формами деятельности представительских органов местного самоуправления понимаются основные, самостоятельные, конкретные, осуществляемые в пределах определенных правовых, организационно-правовых и организационных рамок (виды действий) советов, их органов, должностных лиц и депутатов, с помощью которых реализуется компетенця местных советов и их органов.
Анализ статей Закона "О местном самоуправлении Украины", которые касаются форм деятельности представительских органов местного самоуправления, позволяет сделать вывод, что свои задания и функции, на основании которых определенная компетенция местных советов, последние осуществляют в правовой, организационной и материально-технических формах.
|
|
Правовая форма деятельности местных советов оказывается в реализации полномочий этих органов, связанных с нормотворческой, правозастосовчою и правоохранительной деятельностью представительских, исполнительных органов, их должностных лиц, направленной на регуляцию правоотношений.
Организационная форма деятельности, в отличие от правовой, не предусматривает юридических последствий и непосредственно не формирует правоотношения. Действия, что устанавливают ее содержание, обеспечивают выполнение заданий, функций и полномочий советов с помощью конкретных организационных форм, не обязательно закрепленных в законе.
Основное место в этом ряду занимают организационно-правовые формы, закреплены в законе. К таким формам принадлежат:
сессии советов местного самоуправления как основная организационно-правовая форма их деятельности;
заседание исполнительных комитетов советов, постоянных комиссий;
работа депутатов на всей территории соответствующего территориального общества;
организация и проведение местных референдумов, общих собраний граждан;
местные инициативы членов территориального общества;
общественные слушания.
В зависимости от направленности и цели организационные формы деятельности советов разделяют на общие и конкретные институции.
|
|
К общим формам относят внутренне организационную и организаторскую работу советов, их органов и депутатов.
Внутренне организационная форма работы направлена на обеспечение деят-ти советов, их нормального функционирования. Содержание этой формы заключается в подготовке сессий, заседаний исполнительных комитетов, постоянных комиссий, деятельности депутатов среди населения. Внутренне организационная работа необходима также при решении вопросов формирования советов, совершенствования внутренней структуры, апа-рата совета. Она выполняется всеми органами совета, но в большей степени касается деятельности исполнительного комитета и сельского, поселкового или городского председателя.
Важным средством обеспечения руководства подчиненными совету учреждениями, организациями и учреждениями является организаторская работа советов, направленная на выполнение их решений во всех сферах управления хозяйственным, социальным и культурным строительством на своей территории. Большую роль в реализации этой формы работы играет исполнительный комитет рад, призван реализовать акты совета.
Общие организационные формы деятельности советов реализуются с помощью конкретных форм работы. Последние, в свою очередь, в зависимости от их роли и значения в руководстве, которое осуществляет совет, могут разделяться на основных и дополнительных.
К основным организационным формам деятельности советы принадлежат: непосредственная организационная работа председателя совета, исполнительного комитета и его органов, постоянных комиссий, деятельность депутатов и население в органах его самоорганизации.
Для осуществления подготовительной работы, проверки выполнения и контроля со стороны совета используют вспомогательные формы организационной деятельности, к которым, принадлежат: деятельность подготовительных комитетов и рабочих групп постоянных комиссий; проведение производственных и оперативных совещаний; семинаров и конференций и тому подобное. В зависимости от круга органов и лиц, которые осуществляют организационную деят-ть, различают ее коллегиальные и индивидуальные формы.
К первым, в частности, относят сессию, заседание, совещания и тому подобное. К вторым можно отнести единоличное распорядительство, которое осуществляется в процессе опера-тивного руководства деятельностью предприятий, учреждений и организаций, індивідуа-льну работу депутатов среди населения и т. ін.
В зависимости от дел, которые рассматриваются советом и его органами, выделяют организационные формы, которые применяются для рассмотрения вопросов общей (сессии, засидания исполкомов, постоянные комиссии) и специальной (работа отделов и управлений исполнительных комитетов) компетенции.
Материально-техническая форма деятельности советов не имеет правового и организационного характера. Она сводится к обеспечению мероприятий вспомогательного харак-теру (складывание отчетов, ведения делопроизводства и тому подобное).
Методами деятельности советов являются средства, которые применяются в пределах определенных форм с целью осуществления их полномочий.
Методы деятельности советов сбывают правовые и организационные.
Правовой метод - это средство принятия советами и их органами соответствующих нормативно-правовых актов.
Организационные методы - это средства достижения определенной цели в пределах соотвецтвующих форм организационной деятельности.
Существуют также организационно-правовые методы, которые закрепились в соотвецтвующих нормативно-правовых актах (например, методы организации и проверки исполнения, информационного обеспечения работы совета и тому подобное).
|
|
Организационные методы в зависимости от направленности и цели деятельности советов разделяют на общих и производных от них, или конкретных.
К первым, в частности, принадлежат методы непосредственного руководства и координации.
Осуществляются общие методы на основании применения конкретных методов, которые, в свою очередь, в зависимости от их роли и значения в процессе осуществления советами руководства разделяют на основных и вспомогательных. В совокупности они сост. систему организационных методов деятельности советов.
Среди основных методов организационной деятельности наиболее распространенным является организационное планирование работы советов, прогнозирования (так называемая "проектная функция"), инструктирования, контроль.
Рядом с основными выделяется группа вспомогательных методов организационной деятельности представительских органов местного самоуправления, к которым, относят: предоставление помощи соответствующим органам; обеспечение своевременного выполнения заданий; содействие проведению соответствующих мероприятий и тому подобное.
В современных условиях основным направлением дальнейшего совершенствования устан. форм и методов деятельности советов является непосредственное согласование их с конкретными заданиями этих органов во всех сферах деятельности представительских органов местного самоуправления в Украине.