Порядок формирования представительских органов местного самоуправления

В соответствии со ст. 10 Закона "О местном самоуправлении в Украине", порядок формирования и организация деятельности местных советов определяется Конституцией Украины, этим и другими законами, а также уставами территориальных общин. Отдельно порядок формирования представительских органов местного самоуправления определяется в ст. 45 отмеченного Закона.

На основании пунктов 1 и 2 настоящей статьи сельские, поселковые, городские, районные в местах (в случае их создания), районные, областные советы состоят из депутатов, которые избираются населением соответствующей территории на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования.

Порядок организации и проведения выборов депутатов определяется Законом Украины "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских председателей" от 14 января в 1998 г.

Однако, 6 апреля в 2004 г. был принятый Закон Украины "О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей" (дальше - Закон о выборах), который определяет основные способы, особенности и порядок организации и проведения выборов депутатов сельских, поселковых, городских, районных в городах, районных, областных, Киевской и Севастопольской городских советов.

По закону этим, депутаты сельских, поселковых, городских советов избираются гражданами Украины, которые принадлежат к соответствующим территориальным общин. Депутаты районных, областных советов избираются гражданами Украины, которые принадлежат к соответствующим территориальным общинам в пределах района, области.

Выборы депутатов городских или районных в городах советов, районных, областных советов, городов Киева и Севастополя осуществляются по пропорциональной системе: депутаты избираются за избирательными списками кандидатов в депутаты (дальше - избирательные списки) от организаций политических партий, избирательных блоков организаций политических партий во многомандатном округе, пределы которого совпадают с пределами территории соответствующего городского общества, соответствующего района в городе, району, области и мост Киева и Севастополя.

Никто не может быть заставлен к участию или неучастию в выборах.

Право голоса на местных выборах имеют граждане Украины, которые принадлежат к соответствующим территориальным общинам, которым на день выборов исполнилось 18 лет. Военнослужащие срочной службы не берут участия в местных выборах.

Закон предусматривает, что принадлежность гражданина к соответствующему территориальному обществу определяется его местожительством на ее территории согласно Законом Украины "О свободе передвижения и свободном выборе местожительства в Украине".

Граждане Украины, которые принадлежат к соответствующему территориальному обществу и имеют право голоса, могут путем самого выдвигания или через областных, районных, районных в городах, городские организации политических партий и их избирательные объединения (блоки) брать участие в выдвигании кандидатов в депутаты, работе избирательных коми-

сей, проведении предвыборной агитации, осуществимые наблюдения при проведении выборов и в других мероприятиях в порядке, определенном этим и другими законами Украины.

Закон предусматривает, что любые прямые или непрямые привилегии или ограничения избирательных прав граждан Украины по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам запрещаются. Не допускаются ограничения относительно участия граждан в избирательном процессе, кроме ограничений, предусмотренных Конституцией Украины.

Не имеют права голоса на местных выборах граждане Украины, признанные судом недееспособными, и граждане Украины, которые по приговору суда находятся в местах лишения свободы.

Местные выборы являются ровными. Граждане Украины участвуют в местных выборах на ровных принципах. Каждый избиратель на выборах депутатов каждого местного совета в пределах соответствующего территориального общества, в которых он участвует, имеет по одному голосу. Эти голоса в соответствующих избирательных округах избиратель может использовать только на одном избирательном участке.

По закону, местные выборы являются прямыми. Граждане Украины, какие на-лежать к соответствующим территориальным общинам и имеют право голоса на местных выборах, непосредственно избирают депутатов путем голосования за кандидатов в депутаты, включенных к избирательным спискам местных организаций партий (блоков) во многомандатных округах, а также за кандидатов в депутаты, выдвинутых местными организациями партий (блоками) или путем самовыдвигания в одно-мандатных округах.

При этом местные выборы являются свободными, то есть избирателям обеспечиваются условия для свободного формирования своей воли и ее свободного выявления при голосовании. Применение насилия, угроз, обману, подкупа или любых других действий, которые препятствуют свободному формированию и свободному выявлению воли избирателя, запрещается.

Голосование на местных выборах является тайным. Контроль за волеизъявлением избирателей в любой форме запрещается. Каждый избиратель голосует на местных выборах лично. Голосование за другие лица или передача избирателем права голосу любому другому лицу запрещается.

По закону, депутатом и сельским, поселковым, городским председателем может быть избранный гражданин Украины, который на день выборов достиг 18 лет и имеет право голоса, в соответствии со ст. 70 Конституции Украины.

Одновременно, депутатом и сельским, поселковым, городским председателем не может быть избранный гражданин Украины, который имеет судимость по совершение преднамеренного преступления, если эта судимость не погашена или не снятая в установленном законом порядке.

Право выдвигания кандидатов в депутаты принадлежат гражданам Украины, которые имеют право голоса. Это право реализуется ими через местные организации партий (блоки) или путем самовыдвигания в случаях, предвиденных данным Законом.

Начало избирательного процесса объявляет соответствующая избирательная комиссия в сроки и в порядке, определенные Конституцией Украины и данным Законом.

Избирательный процесс включает такие этапы:

1. составление списков избирателей;

2. формирование избирательных комиссий;

3. образование территориальных избирательных округов;

4. образование избирательных участков;

5. выдвигание и регистрация кандидатов в депутаты;

6. проведение предвыборной агитации;

7. голосование (повторное голосование);

8. подсчет голосов избирателей и установления итогов голосования и результатов местных выборов.

Избирательный процесс завершается официальным обнародованием результатов мі-сцевих выборов.

По закону, субъектами избирательного процесса являются: граждане Украины, которые имеют право голоса на местных выборах; избирательные комиссии, сформированные соотвецтвенно к данному Закону, Закону Украины "О Центральной избирательной комиссии" и др. законов Украины; кандидаты в депутаты; местные организации партий (блоки), которые выдвинули кандидатов в депутаты; органы государственной власти и органы местного самоуправления в случаях, предвиденных данным Законом; официальные наблядатели от местных организаций партий (блоков) - субъектов избирательного процесса, от кандидатов в депутаты, от кандидатов на должности сельских, поселковых, городских председателей.

Закон определяет, что местные выборы могут быть дежурными, внеочередными,повторными, промежуточными или первыми (в случае формирования новых местных советов).

Очередные местные выборы осуществляются в связи с окончанием определенного Конституцией Украины срока полномочий местного совета. Решение о проведении очередных выборов депутатов местных советов принимает Верховная Рада Украины в соответствии с Конституцией Украины. Очередные выборы депутатов происходят одновременно с выборами народных депутатов Украины.

Внеочередные местные выборы назначаются Верховной Радой Украины в случае досрочного прекращения полномочий местного совета.

Повторные выборы депутатов назначаются территориальной избирательной комиссией в порядке, установленном данным Законом, в случае признания выборов депутатов в этом округе недействительными или такими, которые не состоялись, или в случае признания лица такой, которая отказалась от депутатского мандата.

Промежуточные выборы депутата назначаются территориальной избирательной комисией в порядке, установленном данным Законом, в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в этом одномандатном округе.

Наконец, первые местные выборы назначаются соответственно областными, Киевским или Севастопольским городским советом, если другое не предвидено законом.

Закон определяет и сроки назначения местных выборов. Да, дежурные местные выборы назначаются не позже как за 120 дней ко дню выборов, а их избирательный процесс начинается за 90 дней ко дню выборов. Соответствующая избирательная комиссия объявляет о начале избирательного процесса местных выборов не позже чем за

пять дней к его началу.

В свою очередь, внеочередные местные выборы назначаются не позже как за 70 дней ко дню выборов, а их избирательный процесс начинается за 60 дней ко дню выборов. Соответствующая избирательная комиссия объявляет о начале избирательного процесса позаочередных местных выборов не позже чем за пять дней до его начала.

Повторные местные выборы осуществляются в последнее воскресенье шестьдесятдневного срока со дня обнародования территориальной избирательной комиссией решения об их назначении. Решение о назначении повторных местных выборов принимается территориальной избирательной комиссией не позже как в тридцати дневной срок со дня принятия решения о признании местных выборов в этом округе недействительными или такими, которые не состоялись, или в случае признания лица такой, какая отказалсь от депутатского мандата или должности сельской, поселковой, городской главы.

Промежуточные местные выборы осуществляются в последнее воскресенье шестидесятидневного срока со дня опубликования решения о назначении выборов. Решение о назначении промежуточных выборов депутата принимается территориальной выборной комиссией не позже как в тридцатидневный срок со дня досрочного при-пинення полномочий депутата, избранного в соответствующем избирательном округе.

Первые местные выборы назначаются не позже как за 120 дней до дня выборов, а начало их избирательного процесса объявляется не позже как за 90 дней.

Выборы депутатов местных советов являются свободными и происходят на основе гарантированной Конституцией Украины и упомянутым законом общего, ровного и прямого выборного права путем тайного голосования.

Согласно п. Из ст. 45 Закона "О местном самоуправлении в Украине" и ст. 5 Закона о выборах, решение об общем составе (количество депутатских мандатов) местного совета, который должен избираться, принимается соответствующим советом поточного созыва не позже как за 75 дней ко дню выборов.

В случае, когда совет текущего созыва в срок, установленный частью первой настоящей статьи, не определится относительно общего состава совета, который имеет избираться, общий состав соответствующего совета равняется минимальному пределу, установленный данным Законом.

Общий состав сельского, поселкового, городского, районного в городе совета должен представлять в административно-территориальных единицах с численностью населен-ня: к Из тысяч - от 15 до 25 депутатов; до 5 тысяч - от 20 к ЗО депутатов; до 20 тысяч - от 25 до 35 депутатов; до 50 тысяч - от ЗО до 45 депутатов.

Согласно определенным уровням представительских органов местного самоуправления в зависимости от отмеченного количества депутатов формируются сельские, поселковые и городские советы районного значения.

Закон предусматривает, что при наличии населения в количестве до 100 тысяч избирается от 35 до 50 депутатов; до 250 тысяч - от 40 до 60 депутатов; до 500 тысяч - от 50 до 75 депутатов.

В зависимости от этого количества могут избираться депутаты в совет городов обласного и республиканского значения (в Автономной Республике Крым), а также к районным в городе советов.

Что касается количества населения 1 миллион, избирается от 60 до 90 де-

путатов; свыше 1 миллиона - от 75 до 120 депутатов, то такой количественный состав депутатов является основой для формирования советов городов со специальным статусом - Киева и Севастополя и областных советов.

Как уже отмечалось, если совет не определился относительно своего общего состава совета в срок, установленный Законом, общий состав соответствующего совета, который избирается, должен отвечать минимальному уровню, установленному Зако-ном.

Свои особенности имеет порядок формирования районных и областных советов, основой которого есть избрание депутатов для этих представительских органов на основании строго определенного количества от территориальных общин при выборах к районным советам и также от районов и городов областного значения при выборах депутатов к и областных советов.

В соответствии с п. 4 в. 5 Закона о выборах, общий состав районного совета определяется с учетом количества территориальных общин административно- территориальных единиц, которые входят в состав района. Территориальные общины в пределах района должны иметь в районном совете ровное количество депутатских мандатов. При этом в случае наличия в районе до 10 (включительно) территориальных общин каждая из них должна быть представлена в районном совете не менее как 4 депутатами, от 11 к ЗО (включительно) - 3 депутатами, сверх ЗО- 2 депутатами. Зага-льний состав районного совета не должен превышать 120 депутатов.

На основании ст. 5 Закона общий состав областного совета определяется с учетом количества районов, городов областного значения, которые входят в состав областы. Районы, города областного значения должны иметь в областном совете ровную кол-во депутатских мандатов. При этом в случае наличия в области до 15 (включительно) районов, мост областного значения каждый район, город областного значения должен быть представлено в областном совете не менее как 4 депутатами, от 16 к ЗО (включительно) - 3 депутатами, сверх ЗО- 2 депутатами. При этом зага-льний состав областного совета не должен превышать 200 депутатов.

Для проведения выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских председателей соответствующими территориальными избирательными комиссиями создаются избирательные округа. При образовании последних территориальные избирательные комиссии керу-ються решениями соответствующих советов об общем составе этих советов.

Мажоритарные одномандатные избирательные округа для выборов депутатов сельских, поселковых, городских, районных в городах советов создаются с учетом Закона при сдержке приблизительно равного количества избирателей в расчете на один избирательный округ.

Мажоритарные многомандатные избирательные округа для выборов депутатов районных, областных советов создаются с сдержкой требований, предвиденных избирательным Законом (ст. 4).

Для организации и проведения местных выборов создаются еще такие выборные комиссии: сельские, поселковые, городские, районные в городах, районные, областные окружные; участковые.

Для проведения голосования и подсчета голосов во время местных выборов территория сел, поселков, городов, районов в городах разделяется на избирательные участки, которые создаются сельской, поселковой, городской, районной в городе советом или ее исполнительным

комитетом.

Избирательные участки создаются не позже как за 55 дней ко дню выборов с кол-вом от 20 до 3000 избирателей, а в исключительных случаях - с меньшей или большим количеством избирателей.

Следующими стадиями избирательного процесса в соответствии с Замшу есть: составление списков избирателей как компетенция соответствующих исполнительных комитетов; выдвиганием кандидатов в депутаты; предвыборная агитация, голосование; подбивание результатов голосования.

На основании результатов голосования, избранными по многомандатному выборному округу считаются те кандидаты, которые на выборах получили больше, по сравнению с другими кандидатами, количество голосов избирателей, которые участвовали в голосовании. При этом общее количество избранных кандидатов не может превышать количество установленных депутатских мандатов по данному избирательному округу.

В случае, когда два или больше кандидатов набрало наибольшую и в то же время одинаковое количество голосов избирателей, окружная (территориальная) избирательная комиссия принимает решение о проведении повторного голосования по этих кандидатурах, которое осуществляется не позже как в двухнедельный срок после дня выборов.

Досрочное прекращение полномочий депутата представительского органа является основанием для того, чтобы соответствующий местный совет не позже как через месяц с момента выбытия депутата приняла решение о выборах депутата взамен, что выбыл. Такой депутат избирается сроком до приобретения полномочий депутатами, избранными на следующих дежурных местных выборах.

В случае выбытия депутата менее как за шесть месяцев до окончания срока полномочий соответствующего совета выборы депутата взамен, который выбыл, за решением соответствующего совета могут не осуществляться.

В соответствии со ст. 50 Закона Украины "О внесении изменений в Закон "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских председателей" в случае проведения внеочередных, повторных выборов, выборов вместо выбывших депутатов местных советов, выборов в случае образования новой административно- территориальной единицы, а также других выборов в срок, который не совпадает со сроком проведения всеобщих дежурных выборов, они избираются на срок приобретения полномочий депутатами, избранными на следующих очередных выборах.

Совет считается правомочным при условии избрания не менее как двух третей депутатов от общего состава совета.

По закону о выборах (ст. 47), окружная (территориальная) избирательная комиссия может признать выборы недействительными, если в ходе их проведения или во время подсчета голосов допущено нарушение Закона, которое повлияло на результаты выборов. В таком случае по предложению окружной комиссии соответствующая избирательная комисия назначает повторное голосование на тех избирательных участках, где выборы были признаны недействительными.

Признания, выборов, недействительными может привести к тому, что в соответствующий местный совет будет избрано меньшее количество депутатов, чем общий состав совета, определенный представительским органом.

Если в совет избраны менее двух третей ее состава, то к избранию необходимого количества депутатов полномочий продолжает осуществлять совет предыдущего созыва.

В случае досрочного прекращения полномочий некоторых депутатов, в результате чего в состав совета входит менее как две трети депутатов, к избранию необходимого количества депутатов такой совет считается правомочным при наличии больше половины депутатов от общего состава совета.

Срок полномочий местных советов - пять лет. Он может быть прекращен досрочно. В соответствии со ст. 78 Закона о местном самоуправлении в Украине, основаниями для досрочного прекращения полномочий являются: принятие советом решений с нарушением Конституции Украины, Закона о местном самоупарвления и других законов, прав и свобод граждан, игнорируя при этом требования компетентных органов о приведении этих решений в соответствие с законом; а также если сессии совета не осуществляются без уважительных причин в сроки, установелнные Законом, или совет не решает вопросов, отнесенных к ее веданию. Упомянуты під-стави касаются как советов базового, так и советов регионального уровня.

В соответствии со статьями 19 и 140 Конституции, в. 2 Закона о местном самоупарвелния в Украине, органы и должностные лица местного самоуправления должны под свою ответственность решать вопрос местного значения в пределах Конституции и законов Украины.

Поэтому решения местных советов должны отвечать Конституции и законам Украины. Нарушения этих требований, которые заключаются в принятии местными советами решения с превышением их полномочий, с нарушением установленной процеду-ри являются основанием досрочного прекращения их полномочий.

Принятие местными советами решений с нарушением прав и свобод граждан как основание досрочного прекращения полномочий совета заключается в принятии решений, действия или бездеятельности представительских органов или их должностных лиц, через которых ограничиваются права человека, создаются препятствия для их осуществления, на лицо полагаются обязанности, не предвиденные законодательством, или гражданин незаконно притягивается к какому-то виду ответственности, также может быть основанием для досрочного прекращения полномочий совета.

Субъектами поднятия вопроса относительно досрочного прекращения полномочий местного совета, согласно пунктам 2 - 4 в. 78 Закона о местном самоуправления в Украине, есть территориальное общество, совет, его председатель и Верховная Рада Украины.

Да, территориальное общество в любое время может досрочно прекратить полномочия органов или должностных лиц местного самоуправления, если они нарушают Конституцию или законы Украины, ограничивают права и свободы граждан, не обеспечивают осуществления предоставленных им законом полномочий, в случае игнорирования сельским, поселковым, городским, районным в городе советом интересов территориальных общин. В последнем случае территориальное общество может высказать недоверие сельской, поселковой, городской, районной в городе совету на местном референдуме.

Местный референдум о досрочном прекращении полномочий сельского, поселкового, городского, районного в городе совета назначается как на предложение головы этих советов, так и по требованию не менее как 1/10 части граждан, которые проживают

на соответствующей территории и имеют право голоса.

При наличии оснований, предвиденных ч. 1 ст. 78 Закона, решения суда о выявлении актов совета незаконными, выводов соответствующего комитета Верховной Ралы Верховная Рада Украины может назначить внеочередные выборы сельской, поселковой, городской, районной в городе, районного, областного совета. Вопрос о призна-чення Верховной Радой Украины внеочередных выборов сельской, поселковой, районной в городе, районного, областного совета может нарушаться перед Верховным Советом Украины сельским, поселковым, городским председателем, председателем обласной, Киевской, Севастопольской городской государственной администрации.

Принятие местным советом решения с нарушением Конституции Украины, Закона о местном самоуправлении в Украине и других законов, прав и свобод граждан является основанием досрочного прекращения полномочий совета при условии, что совет не привел такое решение в соответствие с законом по требованию компетентных органов.

Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" не определяет органы, которые имеют право требовать от местных советов привести решение в ответственность с законом. Этот вопрос регулирует действующее законодательство Украины.

По закону Украины "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека" от 23 декабря в 1997 г., Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека имеет право вносить представление к органам местного самоуправления для употребления соответствующих мероприятий в месячный срок относительно устранения выявленных нарушений прав и свобод человека и гражданина (ст. 15 Закона).

Надзор за соответствием актов органов местного самоуправления требованиям Конституции Украины и действующим законам осуществляет также прокуратура (ст. 19 За-кону Украины "О прокуратуре" от 5 ноября в 1991 г.). Прокурор имеет право вносить протест на решение местных советов об отмене акта или приведении его в соответствие с законом. Однако, согласно разделу 15 п.9 Конституции Украины, прокуратура будет осуществлять надзор за сдержкой и применением законов местными советами только к введению в действие законов, которые регулируют деят-ть государственных органов относительно контроля за сдержкой законов.

Комитеты Верховной Рады Украины осуществляют контроль за соответствием подзаконных актов Конституции и законам Украины, их рекомендации подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления. О результатах рассмотрения и принятые меры местные советы должны сообщить комитеты в установленный ими срок (статье 5 и 8 Закону Украины "О комитетах Верховной Рады Украины" от 4 апреля в 1995 г. с изменениями от 14 июля в 1998 г., от 10 февраля в 2000 г. и от 22 февраля в 2000 г.).

Местные государственные администрации на соответствующей территории обеспечивают законность и правопорядок, сдержка прав и свобод граждан (ст. 25 Закона Украины "О местных государственных администрациях" от 9 апреля в 1999 г.).

Досрочное прекращение полномочий совета тянет за собой конституционно- правовую ответственность местных советов, которая применяется государством или территориальным обществом к местным советам, а также административно-правовые, цивильно-правовые и другие виды ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: