Рабочая программа дисциплины (модуля)
«ПРАКТИКУМ ПО МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДАМ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
Профессиональный цикл учебного плана бакалавра, базовая часть (Б1.В.ОД.18)
__________________________________________________________________
(Цикл дисциплины и его часть (базовая, вариативная, дисциплина по выбору)
Направление подготовки
39.03.01 – Социология
(наименование ООП ВПО направления подготовки или специальности с указанием кода)
Профили подготовки
Разработчик (составитель) Бурханова Ф.Б.,доктор социологических наук, профессор | ____________ подпись | «06» сентября 2017 г. |
Уфа 2017
Список документов и материалов,
входящих в рабочую программу дисциплины
Стр. | ||
1. | Титульный лист с указанием названия дисциплины, направления, программы или профиля подготовки ………………………………. | |
2. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине ….. | |
3. | Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы ………………………………………………………. | |
4. | Объем дисциплины (модуля)……………………………………….. | |
5. | Содержание дисциплины (модуля) ………………………………… | |
5.1. Содержание дисциплины для дневного отделения …………… | ||
5.2. Содержание дисциплины для заочного отделения ……………. | ||
6. | Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине …………………………. | |
6.1. Основные формы самостоятельной работы студента…………. | ||
6.2. Формы контроля самостоятельной работы студента…………. | ||
6.3.Темы для контрольных работ……………………………………. | ||
7. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине ………………………………. | |
7.1.Перечень компетенций с указание этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы с описанием показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания ………….... | ||
7.2. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков ….……………………… | ||
8. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины………………………………… | |
9. | Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины…………….. | |
10. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……………………………………………………………………. 10.1. Общие указания……….……………………………………….. 10.2. Планы практических занятий ………………………………… 10.3. Методические рекомендации преподавателю………………. | |
11. | Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине …………. | |
12. | Материально-техническая база для осуществления образовательного процесса по дисциплине……………………………………….. | |
13. | Рейтинг-план дисциплины…………………………………………… |
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
|
|
|
|
Цели освоения дисциплины:
Целями освоения дисциплины являются приобретение практических навыков и умений в области социологических исследований:
- Овладение основными методами, процедурами и техниками социологического исследования;
- Формирование навыков и умений разработки элементов программы социологического исследования;
- Формирование навыков работы с выборкой, ее различными типами, умений применять методы отбора единиц отбора и единиц наблюдения;
- Овладение основными методами измерения признаков социального объекта, формирование умений строить различные типы шкал,
- Овладение навыками построения вопроса для опроса, разработки анкеты (вопросника);
- Овладение навыками использования основных методов сбора социологической информации (интервью, анализ документов, фокус-группа, наблюдение);
- Овладение основными методами анализа количественных и качественных данных социологического исследования, формирование умений применения математико-статистических методов обработки количественных данных;
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ОПК-5);
- способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-1);
- способностью участвовать в составлении и оформлении профессиональной научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты социологических исследований с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-2);
- способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-3);
- умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-4);
- способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-5).
- способность использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-11);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть:
- знать предмет, структуру и ключевые понятия курса, основные методы, процедуры и техники социологического исследования;
- иметь представление о социологическом исследовании как специальным образом организованном процессе познания социальной реальности, его видах, этапах и процедурах;
- иметь представление о методологии социологического исследования, о программе соц.исследования как его основном теоретико-методологическом и методическом документе;
- знать основные методы сбора социологической информации
|
|
- уметь разрабатывать элементы программы исследования (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать выборку); уметь оформлять программу исследования;
- иметь представление о выборочном методе, типах выборки и методах отбора единиц отбора и единиц наблюдения в них; владеть конкретными методиками выборок;
- уметь осуществлять простые выборки;
- знать понятие «измерение признака социального объекта», основные типы шкал, владеть методикой и техникой построения измерительных шкал,
- уметь построить вопрос, разрабатывать анкету (вопросник); другой основной социологический инструментарий (план свободного интервью и фокус-групп, дневников наблюдений и др.);
- владеть некоторыми методиками выборок;
- владеть основными методами сбора социологических данных (анкетирование, стандартизованное интервью, качественное интервью, фокус-группа, наблюдение)
- владеть методикой и техникой построения основных измерительных шкал;
- иметь представление об основных методах обработки и анализа качественных и количественных данных в социологическом исследовании; уметь читать таблицы сопряженности;
- иметь навыки чтения (анализа) таблиц сопряженности количественных данных; уметь оформлять описание данных в форме аналитической записки.
Результаты обучения | Формируемая компетенция (с указанием кода) | Примечание | |
Знания | 1. Знать предмет, структуру и ключевые понятия дисциплины, основные методы, процедуры и техники социологического исследования | - Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) - Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ОПК-5); - Способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-5). | |
2. Иметь представление о социологическом исследовании, его видах, этапах и процедурах | - Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) - Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ОПК-5); - Способность и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-5). | ||
3. Иметь представление о методологии социологического исследования, о программе соц. исследования как его основном теоретико-методологическом и методическом документе; | - Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) - Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ОПК-5) - Способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-5). | ||
4. Иметь представление о выборочном методе, основных типах выборки и методах отбора единиц отбора и единиц наблюдения в них; | - Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) - Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ОПК-5) - Способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-5). | ||
5. Знать понятие «измерение признака социального объекта», основные типы шкал, | - Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) - Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ОПК-5) - Способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-5). | ||
6. Знать основные методы сбора социологической информации | - Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) - Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ОПК-5) - Способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-5). | ||
7. Иметь представление об основных методах обработки и анализа качественных и количественных данных в социологическом исследовании | - Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) - Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ОПК-5) - Способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-5). | ||
Умения | 1. Уметь разрабатывать элементы программы исследования (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки) | - Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ОПК-5) - Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-1); - Способность участвовать в составлении и оформлении профессиональной научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты социологических исследований с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-2); - Способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-3); | |
2. Уметь осуществлять простые выборки; | - Способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-8); | ||
3. Уметь построить социологический вопрос, разрабатывать анкету (вопросник); другой основной социологический инструментарий | - Способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-8); | ||
4. Уметь собирать социологическую информацию с помощью основных методов сбора | - Способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-8); - Способность использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-11). | ||
5. Уметь читать (анализировать) таблицы сопряженности количественных данных. | - Способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-8); - Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-4); | ||
Владения (навыки / опыт деятельности) | 1. Владеть некоторыми методиками выборок | - Способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-8); | |
2. Владеть основными методами сбора социологических данных (анкетирование, стандартизованное интервью, качественное интервью, фокус-группа, наблюдение) | - Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-1); - Способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-8); - Способность использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-11). | ||
3. Владеть методикой и техникой построения основных измерительных шкал. | - Способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-8); | ||
4.Иметь навыки чтения (анализа) таблиц сопряженности количественных данных | - Способность участвовать в составлении и оформлении профессиональной научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты социологических исследований с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-2); - Способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-8); - Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-4); |
|
|