Ролевая игра, 4 часа
Цель занятия: отработать процедуры и технику стандартизованного интервью fase-to-fase, основных правил поведения интервьюера во время установления контакта с семьей респондента и респондентом, в ходе беседы и на заключительном этапе работы.
Описание работы:
На первом занятии проводится разбор типичных ситуаций и реакций интервьюера на стадиях поиска респондента и установления контакта; беседы; завершения беседы.
Студентам раздается вопросник для интервью, они знакомятся с ним и вспомогательными методическими документами к нему. Проводится инструктаж по работе с анкетой. Дается задание провести домашнее учебное тренировочное интервью.
На втором занятии проводится ролевая игра «Стандартизованное интервью»: студенты делятся на интервьюеров, респондентов и наблюдателей. Проводится интервью перед аудиторией. Студенты-интервьюеры – опрашивают, студенты-респонденты отвечают на вопросы, студенты-наблюдатели оценивают работу интервьюера. После работы каждой тройки студентов проводится общий разбор игры.
Оборудование:
1) Вопросники для интервью для всей группы.
2) Вспомогательные методические документы к вопроснику (бланк поиска респондента, маршрутный лист, карточки к анкете и др.)
Примечание: может проводиться просмотр учебного видеофильма, созданного в Институте социологии РАН о технике интервьюирования.
Вопросы теории для повторения дома:
1. Метод интервью. Его достоинства и недостатки, трудности. Основные виды.
Отличия стандартизованного интервью от других методов опроса.
2. Процедура, методика и техника стандартизированного интервью face-to-faсe. 3. Основные правила ведения интервью.
Основная литература:
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. 2-е изд. - М., 2012. – Гл. 5.6.
Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Уч. пос. - Самара, 2002. - Ч.2, тема 3.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Кн.дом «Университет», 2006.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2007.
Дополнительная литература:
Ноэль-Нойман Э., Петерсон Т. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии. Пер. с нем. – М.: МГУКИ, 2007. – Гл.2.