практическое занятие, 4 часа
Цель занятия: формирование умений разрабатывать блоки вопросов анкеты для анкетирования (или стандартизованного интервью) под поставленные цели и задачи; формирование умений правильно оформлять анкету.
Описание занятий: на первом занятии студенты изучают анкеты, разработанные различными исследовательскими центрами и группами, автором курса. Далее студенты представляют выполненное задание с использованием компьютерных презентаций, проводится его обсуждение и оценивание.
Практические задания, выполняются дома:
1. Выбрать тему для разработки анкеты.
2. Сформулировать цели и задачи анкетирования (интервью).
3. Составить блок вопросов (не менее 5-7) под цели и задачи.
4. Задание максимум: разработать и оформить анкету.
5. Оформить проделанную работу письменно, в виде презентации.
Оборудование и материалы:
1) Анкеты разных исследовательских центров.
2) Анкеты, разработанные автором курса для различных исследований.
3) Список тем для разработки анкеты:
|
|
Распределение домашней работы между мужьями и женами;
Затраты времени мужей и жен на различные виды деятельности в семье (домашнюю работу, уход и воспитание детей, уход за собой, отдых и др.)
Практики участия несовершеннолетних детей/взрослых, не состоящих в браке детей, проживающих совместно с родителями, в домашней работе;
Практики участия старшего поколения (бабушек и дедушек) в уходе и воспитании детей в семье;
Старшие братья и сестры: практики участия в уходе и воспитании младших детей в семье;
Межпоколенные отношения в семье;
Супружеские конфликты в семье;
Конфликты между родителями и детьми в семье;
Практики заботы о старшем поколении в современной семье;
День семьи: анализ каждодневных практик;
Выбор брачного партнера (ценности и практики молодежи).
Вопросы теории для повторения дома:
1. Понятие социологического инструментария. Основные и вспомогательные документы для сбора информации.
2. Анкета (вопросник): структура и содержание.
3. Основные методические требования к структуре, содержанию, языку и оформлению анкеты. Учет социокультурных особенностей респондентов.
Основная литература:
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. 2-е изд. - М., 2012. – Гл. 5.3, 5.4, 5.5, Приложения 3,4.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Кн.дом «Университет», 2006.
Садмен С., Бредберн Н. Как правильно задавать вопросы. Введение в проектирование опросного инструмента. /Пер. с англ.- М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. - Гл.9-11.
Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. - М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2002. - Гл.1, 2.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2007.