Тема 6. Измерение признаков социальных объектов. Типология шкал

практическое занятие, 2 часа

Цель занятия: формирование умения различать количественные и качественные свойства социальных объектов; умения различать и строить основные типы шкал.

 

Описание занятия: на занятии студенты выполняют практические задания, которые обсуждаются и оцениваются.

 

Практические задания, выполняются в аудитории:

1. Определить количественные и качественные свойства социальных объектов.

2. Определить типы предлагаемых шкал (номинальные, ранговые, интервальные, шкалы отношений)

3. Построить разные шкалы (номинальные, ранговые, интервальные, шкалы отношений) для различных признаков (характеристик).

4. Построить разные шкалы для измерения одного и того же признака (характеристики).

5. Построить шкалы разной чувствительности.

 

Оборудование и материалы:

Вопросы из анкет разных исследовательских центров и групп.

Вопросы из анкет, разработанных автором курса для различных исследований.

 

Тема 7. Построение шкал для измерения. Несравнительные

И сравнительные методы шкалирования

практическое занятие, 4 часа

Цель занятия: формирование умения строить основные типы шкал, умения применять методы несравнительного и сравнительного шкалирования.

 

Описание занятия: на занятии студенты выполняют практические задания, которые обсуждаются и оцениваются.

 

Практические задания, выполняются в аудитории:

1. Построить непрерывную рейтинговую шкалу.

2. Построить шкалу согласия.

3. Построить шкалу семантический дифференциал.

4. Построить шкалу важности.

5. Построить шкалу балльных оценок (5 баллов, 10 баллов, 100 баллов)

6. Построить шкалу для попарного сравнения.

7. Построить шкалу для упорядочения свойств (метод упорядоченного шкалирования, ранжирования).

8. Построить шкалу с постоянной суммой.

 

Оборудование и материалы:

1) Вопросы из анкет разных исследовательских центров и групп.

2) Вопросы из анкет, разработанных автором курса для различных исследований.

3) Список признаков (характеристик): пол, возраст, удовлетворенность учебой; посещаемость занятий (лекций и семинарских); отношение к учебе и другие. Признаки для построения шкал для измерения предлагаются преподавателем и студентами.

 

Вопросы теории для повторения дома:

1. Количественные и качественные признаки социальных объектов. Индикаторы и построение системы индикаторов признаков.

2. Типы шкал для измерения признаков социальных объектов.

3. Валидность, устойчивость, правильность шкалы, другие ее свойства.

4. Проблема искренности респондента и ее влияние на измерение.

5. Техника построения шкал, нормативные требования к ним.

6. Экспертная оценка шкалы.

 

Основная литература к занятиям 6-7:

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. 2-е изд. - М., 2012. - Гл.4.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Кн.дом «Университет», 2006.

Процедуры и методы социологического исследования. Практикум. Книга 1. Классическое социологическое исследование./ Под общ. ред. А.С. Готлиб. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. – Гл.1.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2007.

Дополнительная литература к занятиям 6-7:

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение). - М., 1998. - Гл.1.2, 1.3.

Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. Курс лекций. - М.,1998.- Разд.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: