Тема 13. Наблюдение (стандартизованное и качественное)

Лабораторно-полевая работа, 4 часа

Цель занятия: формирование навыков составления плана наблюдения; отработка процедуры включенного стандартизованного или качественного наблюдения.

 

Описание занятия: на первом занятии преподаватель демонстрирует проект, выполненный методом включенного стандартизованного или качественного наблюдения; комментирует план наблюдения, дневник наблюдения; результаты наблюдения. Дается домашнее задание.

На втором занятии студенты представляют свои работы в форме компьютерных презентаций, проводится их обсуждение и оценивание.

 

Практическое задание, выполняется дома:

1) Выбрать тему для исследования методом включенного наблюдения.

2) Сформулировать цели и задачи наблюдения, отобрать объект и предмет наблюдения.

3) Составить план наблюдения, разработать дневник наблюдения.

4) Провести наблюдение в течение нескольких дней или одной недели. Ежедневно заносить результаты наблюдения в дневник.

5) Описать кратко результаты наблюдения.

6) Оформить работу письменно, в виде презентации.

 

Оборудование и материалы:

1) Пример проекта методом наблюдения.

2) Список тем для разработки исследования методом включенного наблюдения:

Распределение домашней работы между мужьями и женами;

Затраты времени мужей и жен на различные виды деятельности в семье (домашнюю работу, уход и воспитание детей, уход за собой, отдых и др.)

Практики участия несовершеннолетних детей/взрослых, не состоящих в браке детей, проживающих совместно с родителями, в домашней работе;

Практики участия старшего поколения (бабушек и дедушек) в уходе и воспитании детей в семье;

Старшие братья и сестры: практики участия в уходе и воспитании младших детей в семье;

Межпоколенные отношения в семье;

Супружеские конфликты в семье;

Конфликты между родителями и детьми в семье;

Практики заботы о старшем поколении в современной семье;

День семьи: анализ каждодневных практик.

 

Вопросы теории для повторения дома:

1. Понятие наблюдения в социологии. Достоинства и недостатки метода. Виды наблюдения.

2. Наблюдение в качественном исследовании. Особенности методики и техники, документы.

3. Наблюдение структурированное, формализованное в количественном исследовании. Особенности методики и техники, документы. План наблюдения.

4. Роль наблюдателя в сборе информации. Качества, необходимые для наблюдателя.

Основная литература:

Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Уч. пос. Самара, 2002. - Ч.2, тема 4.

Готлиб А.С. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. - Самара, 2004. - Гл.6.2.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. 2-е изд. - М., 2012. – Гл. 7.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Кн.дом «Университет», 2006. – Гл.2.

Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования.- Спб.: Интерсоцис, 2006.

Процедуры и методы социологического исследования. Практикум. Книга 1. Классическое социологическое исследование./ Под общ. ред. А.С. Готлиб. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. – Гл.5.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2007.

 

Дополнительная литература:

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М.,1998 - Гл.3 (С.102-123), 5 (С.158-168), 6, 7.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: