Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Тема 13. Наблюдение (стандартизованное и качественное)




Лабораторно-полевая работа, 4 часа

Цель занятия: формирование навыков составления плана наблюдения; отработка процедуры включенного стандартизованного или качественного наблюдения.

 

Описание занятия: на первом занятии преподаватель демонстрирует проект, выполненный методом включенного стандартизованного или качественного наблюдения; комментирует план наблюдения, дневник наблюдения; результаты наблюдения. Дается домашнее задание.

На втором занятии студенты представляют свои работы в форме компьютерных презентаций, проводится их обсуждение и оценивание.

 

Практическое задание, выполняется дома:

1) Выбрать тему для исследования методом включенного наблюдения.

2) Сформулировать цели и задачи наблюдения, отобрать объект и предмет наблюдения.

3) Составить план наблюдения, разработать дневник наблюдения.

4) Провести наблюдение в течение нескольких дней или одной недели. Ежедневно заносить результаты наблюдения в дневник.

5) Описать кратко результаты наблюдения.

6) Оформить работу письменно, в виде презентации.

 

Оборудование и материалы:

1) Пример проекта методом наблюдения.

2) Список тем для разработки исследования методом включенного наблюдения:

Распределение домашней работы между мужьями и женами;

Затраты времени мужей и жен на различные виды деятельности в семье (домашнюю работу, уход и воспитание детей, уход за собой, отдых и др.)

Практики участия несовершеннолетних детей/взрослых, не состоящих в браке детей, проживающих совместно с родителями, в домашней работе;

Практики участия старшего поколения (бабушек и дедушек) в уходе и воспитании детей в семье;

Старшие братья и сестры: практики участия в уходе и воспитании младших детей в семье;

Межпоколенные отношения в семье;

Супружеские конфликты в семье;

Конфликты между родителями и детьми в семье;

Практики заботы о старшем поколении в современной семье;

День семьи: анализ каждодневных практик.

 

Вопросы теории для повторения дома:

1. Понятие наблюдения в социологии. Достоинства и недостатки метода. Виды наблюдения.

2. Наблюдение в качественном исследовании. Особенности методики и техники, документы.

3. Наблюдение структурированное, формализованное в количественном исследовании. Особенности методики и техники, документы. План наблюдения.

4. Роль наблюдателя в сборе информации. Качества, необходимые для наблюдателя.

Основная литература:

Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Уч. пос. Самара, 2002. - Ч.2, тема 4.

Готлиб А.С. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. - Самара, 2004. - Гл.6.2.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. 2-е изд. - М., 2012. – Гл. 7.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Кн.дом «Университет», 2006. – Гл.2.

Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования.- Спб.: Интерсоцис, 2006.

Процедуры и методы социологического исследования. Практикум. Книга 1. Классическое социологическое исследование./ Под общ. ред. А.С. Готлиб. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. – Гл.5.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2007.

 

Дополнительная литература:

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М.,1998 - Гл.3 (С.102-123), 5 (С.158-168), 6, 7.

 





Дата добавления: 2017-11-30; просмотров: 284; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 7572 - | 7219 - или читать все...

 

54.196.208.187 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.