double arrow

Тема 8. Вопрос как инструмент получения эмпирической информации

практическое занятие, 4 часа

Цель занятия: формирование умений правильно формулировать вопрос и ответы к нему.

 

Описание занятия: на занятии студенты выполняют практические задания, которые обсуждаются и оцениваются.

 

Практические задания, выполняются в аудитории и дома:

1. Составить вопрос в открытой и закрытой форме.

2. Составить вопрос в табличной форме.

3. Составить вопрос фильтр (в разной форме).

4. Составить вопрос с буфером.

5. Задания на разработку вопросов, учитывающих память респондента.

6. Задания на разработку вопросов, учитывающих стремление респондента к социально одобряемым ответам.

7.Задания на разработку сенситивных вопросов.

8. Оценить качество разработки вопроса (экспертная оценка)

Оборудование и материалы:

1) Вопросы из анкет различных центров, вопросы из анкет, разработанных автором курса для различных исследований.

2) Список признаков (характеристик) для измерения.

 

Вопросы теории для повторения дома:

1. Понятие социологического вопроса. Познавательная задача вопроса, его структура и функции. Вопрос в количественном и качественном исследовании.

2. Основные типы вопросов.

3. Восприятие вопроса респондентом и методические проблемы его конструирования. Проблема открытых и закрытых вопросов, количества и порядка ответов и другие.

4. Техника построения вопроса. Основные нормативные требования к формулировке вопросов и ответов.

5. Экспертная оценка вопроса.




 

Основная литература:

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. 2-е изд. - М., 2012. – Гл. 5.3, 5.4, 5.5, Приложения 3,4.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Кн.дом «Университет», 2006.

Садмен С., Бредберн Н. Как правильно задавать вопросы. Введение в проектирование опросного инструмента. /Пер. с англ.- М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. - Гл.1-8.

Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. - М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2002. - Гл.3,4.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2007.

 






Сейчас читают про: