практическое занятие, 4 часа
Цель занятия: формирование умений правильно формулировать вопрос и ответы к нему.
Описание занятия: на занятии студенты выполняют практические задания, которые обсуждаются и оцениваются.
Практические задания, выполняются в аудитории и дома:
1. Составить вопрос в открытой и закрытой форме.
2. Составить вопрос в табличной форме.
3. Составить вопрос фильтр (в разной форме).
4. Составить вопрос с буфером.
5. Задания на разработку вопросов, учитывающих память респондента.
6. Задания на разработку вопросов, учитывающих стремление респондента к социально одобряемым ответам.
7.Задания на разработку сенситивных вопросов.
8. Оценить качество разработки вопроса (экспертная оценка)
Оборудование и материалы:
1) Вопросы из анкет различных центров, вопросы из анкет, разработанных автором курса для различных исследований.
2) Список признаков (характеристик) для измерения.
Вопросы теории для повторения дома:
1. Понятие социологического вопроса. Познавательная задача вопроса, его структура и функции. Вопрос в количественном и качественном исследовании.
|
|
2. Основные типы вопросов.
3. Восприятие вопроса респондентом и методические проблемы его конструирования. Проблема открытых и закрытых вопросов, количества и порядка ответов и другие.
4. Техника построения вопроса. Основные нормативные требования к формулировке вопросов и ответов.
5. Экспертная оценка вопроса.
Основная литература:
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. 2-е изд. - М., 2012. – Гл. 5.3, 5.4, 5.5, Приложения 3,4.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Кн.дом «Университет», 2006.
Садмен С., Бредберн Н. Как правильно задавать вопросы. Введение в проектирование опросного инструмента. /Пер. с англ.- М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. - Гл.1-8.
Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. - М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2002. - Гл.3,4.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2007.