I. Проблема, целостности организма и холизм

Целостность организма, целостность восприятия, целостность сре­ды и личности были продемонстрированы гештальтпсихологией. Стремле­ние к единству мира, единству души и тела, организма и среды, стро­ения тела и характера или темперамента, объединяло многих ученых. Не остались в стороне от этих процессов и психологи, психиатры и фи­лософы. Проблему единства в психологии можно рассматривать на раз­личных уровнях. Можно исходить из философии или мировоззрения холиз­ма. Можно опираться на организмические теории или конституциональные концепции личности. Смысл их один - они сближают различные изолиро­ванные или молекулярные подходы в целостные или молярные.

В контексте рассмотрения психологических теорий личности, как взаимодействия внешних условий ситуации, действующего субъекта и его внутренних условий, ведущее значение имеет отношение психики или духа и тела или сомы. Гештальтпсихология объединила в целостные формы внешние условия и действующего субъекта. Векторное направление их исследований перемещается из внешней среды к центру личности и к внутренним условиям. Внешними условиями могут выступать и формы тела или его конституция. Среда, конечно, влияет на формы тела, особенно на его объемы или вес тела, который зависит от качества питания.

Вместе с тем, конституция тела сохраняет определенные устойчивые параметры, мало зависящие от внешних условий, если подходить к этому вопросу принципиально. Однако, параметры тела, а также его динамика: мимика, пантомимика, ритм и темп движений, являются внешними проявлениями ситуаций, которые можно наблюдать со стороны и делать выводы о внутренних условиях, то есть о личности или индивидуальности субъекта. Психосоматика в широком понимании указывает на связь внешних условий или атрибутов и внутренних состояний организма: темперамента или характера. В психосоматической теории личности внешние условия очень тесно сближаются с внутренними. Внешними условиями ситуации выступает форма тела, а внутренними его психичес­кое содержание.

Многие исследователи проблемы единства души и тела считают пер­вым, заинтересовавшимся этим вопросом, Гиппократа. Как известно он установил четыре типа темперамента. Гиппократ исходил из внешних проявлений организма, а не из результатов биохимического анализа продуктов эндокринной или гуморальной системы. Его предположения о типах темперамента строились на наблюдениях за цветом кожи, покрас­нении или бледности покровов тела, желчности через желтый цвет и т.п., хотя считал, что в основе его классификации лежали пропорции жидкости в организме.

Все исследователи этого направления также считают, что Р.Декарт сыграл в данной проблеме важное значение, но со знаком минус. Он в своих теоретических построениях разорвал естественную связь души и тела, сознания и рефлекса, психики и организма. Дуализм Декарта привел к примату сознания в психологии, но и в самой психологии и в психологических теориях личности против него выступали большинстве ученых, но особенно те, кто стремился к целостному пониманию лично­сти и субъекта.

Идеи целостности в психологии были введены и отстаивались представителями гештальттеории Вертгеймером, Келером, Левином. Стремление к целостности и единству наблюдается и сейчас в различных науках, связанных с человеком и личностью. Особенно отчетливо это проявляется в медицине, биологических науках. Тенденции единства и целостности организма и среды воплотились в различные школы и направления философского, мировоззренческого и общенаучного подходов.

Среди них наиболее известны холистический и организмическиий подходы. Наиболее близким к психологии является организмический подход, наиболее известным представителем которого является К.Гольдштейн. К.Холл и Г.Линдсей так характеризуют его подход: "В организмической теории принимается положение, согласно которому индивид мотивируется не многими, а одним главным мотивом. Название этого главного мотива у Гольдштейна - само-актуализация или само-реализация; имеется в ви­ду, что люди постоянно стремятся реализовать свои врожденный потенциал всеми доступными способами. Единственность цели придает единст­во и направленность жизни человека"/1,236/.

Взаимодействие организма и среды, как отмечают эти два автора,
имеют особые отношения: "В целом предполагается, что организм, если
позволить ему развиваться назначенным образом и в соответствующей
обстановке, придет к развитию здоровой целостной личности, тогда
как злокачественные воздействия среды могут искалечить личность. В
организме нет ничего врожденно "плохого"; он становится "плохим"
из-за неадекватного окружения"/1,236/. Как видим, в организмической
теории центр внимания переносится к внутренним условиям ситуации к
действующему субъекту, а внешние условия ситуаций рассматриваются
как вторичные.

Перенесение акцента с внешних воздействий на личность к призна­нию решающей роли организма, наиболее ярко проявилось в исследованиях взаимодействия между психическими и физическими факторами субъекта. P.Meили /2/ считает такой подход при изучении личности типологическим, а К.Холл и Г.Линдсей /I/ - конституциональным. В обоих подходах отмечается определенное отношение между конституцией или строением тела и психическими чертами индивида.

Нами такой подход рассматривается как психосоматический, относящийся к холистическому направлению изучения субъекта в его целостности и единстве всех систем организма и внешних условий ситуаций.

Психосоматические отношения указывают на связь психических явлений с телесными ибо "сома" в переводе с греческого - "тело". Таким oбразом, психосоматические аспекты теорий личности устанавливают связь между внешними условиями ситуации, которые проявляются во внешних параметрах человеческого тела и внутренними условиями ситуации, как проявление психологических свойств человеческой индивидуальности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: