Тип внешних условий и типология личности

Э.Кречмер выделяет два ведущих типа темперамента: циклоидный и шизоидный. Первый темперамент характеризуется диатетической пропор­цией, а второй - психэстетической. Для маниакально-депрессивного психоза характерны три разновидности черт характера:. I/. Общительный, мягкосердечный, приветливый, добродушный; 2/. веселый, юморист, жи­вой, горячий; 3/. тихий, спокойный, грустный, мягкий. Первая группа черт характерна для циклоидов вообще. Вторая для оптимистичных циклоидов в фазе маниакальной активности, а третья при депрессивной фазе.

З.Кречмер так характеризует циклоидов: "Отношение, в котором встречаются в отдельной циклоидной личности составные части депрес­сивного и гипоманиакального темперамента, мы называем их диатетической пропорцией или пропорцией наcтрoения"/3,177/. Еще несколько характеристик:" В неприятных ситуациях циклоидный субъект становится пылким и грустным, но не становится нервным, так как в борьбе у него почти отсутствует ощущение холодной резкости, язвительной обидчивости, острой ненависти. В циклоидных людях больше души. Этим определяется группа. Они склонны к юмору. Его мы встречаем при сред­них формах циклоидного темперамента - где маниакальная способность к смеху и депрессивная глубина чувства соединены в правильной про­порции "/3,128/.

Э.Кречмер пишет, что циклоиды:" Общительны, приветливы, реалис­тичны и покладисты. Их темперамент колеблется в унисон с настроени­ем среды, у них нет противоположного между "Я" и окружающим миром, нет принципиального отвержения, нет желания переделать все на свой лад, нет трагического внутреннего конфликта. Эгоизм гиппоманьяков носит детски наивный характер и уравновешивается чрезмерной любовью дарить и доставлять удовольствие другим. Гиппоманьяк живет, дает жит другим. У них теплое умение без марализирования принимать чужую ин­дивидуальность и добродушную скромность. Умение сливаться со средой и вторая характерная черта - они не люди стойкой последовательности, продуманной системы и схемы. Циклоиды практики прежде всего счита­ются с человеком и реальной возможностью, а потом уже с принципом" /5,129/.

В отличие от циклоидов Э.Кречмер выделяет три группы черт шизоидов: I/. необщительный, молчаливый, сдержанный, сердитый /лишенный юмора/, чудак; 2/. робкий, застенчивый, тонко-чувствующий, обидчи­вый, нервный возбужденный - любитель природы и книг; 3/. пугливый, добродушный, равнодушный, тупой, глупый. Первая груша черт наиболее часто проходит через всю личность шизоида и характерная особенность - аутизм. Вторая группа отличается повышенной психической чувстви­тельностью - от мимозоподобной робости до вспыльчивой возбудимости. Третья - душевная нечувствительность, тупость и пониженная инициа­тивность - аффективное тупоумие. Вторая и третья группы противопо­ложны друг другу как у циклоидой.

Шизоидные темпераменты расположены между полюсом «раздражительный" - "тупой", подобно тому, как циклоиды "веселый" - "печальным".

Э.Кречмер пишет: "Отношение, в котором смешаны у отдельных инди­видов гиперэстетические и анестетические элементы шкалы шизоидного характера мы называем психэстетической пропорцией. У циклоидов вол­нообразные колебания. Шизоиды смещаются толчками без возврата. Обычно движения от гаперэстетизма к анэстетизму, от раздражительности к параличу. Ключом к шизоидному темпераменту владеет тот, кто пони­мает, что большинство шизоидов не только чрезмерно чувствительны, то холодны, но что они одновременно чрезмерно чувствительны и холодны.

Это основные характеристики двух типов темперамента. Э.Кречмер проводит дальнейшее теоретическое исследование и приводит много яр­ких, но интуитивных примеров типов, гениев и т.д. Эти его выводы можно свести в таблицы, которые обобщают его подход.

Табл. 1

Критерии Циклотимики Шизотимики
ТЕМПЕРАМЕНТЫ
Психэстезия и настроение Диатетическая пропорция повышенной веселости и депрессивного состояния духа Психэстетическая пропорция гиперэстатики, (чувствительности,) и анэстезии (холодности)
Психический темп Колеблющая кривая темперамента «подвижность-спокойствие» Скачущая кривая темперамента толчкообразным и растянутым, альтернативный образ мысли.
Психомоторная среда Адекватность раздражителю – округленность, естественность, мягкость. Движение не адекватно раздражителю, вялость, задержка, ригидность
Тип строения тела пикнический Атлетический, астенический, диспластический и их смешанные типы.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Поэты Реалисты, юмористы романтики, художники формы, метафизики.
Ученые Наглядно описывающие эмпирики Люди точной логики, систематики патетики,
вожди Смелые борцы, ловкие организаторы, популяризаторы. Чистые идеалисты, деспоты и фанатики, люди холодного расчета

 

Как видно из таблицы Э.Кречмер тонко соединил точность измерений частей тела и интуитивное психиатрическое чувствование клинициста и психолога. Для него важна была теория и предвосхищающее воображение. Его линию исследований продолжил У.Шелдон. Его типизация соматотипа более изощренная и поиск психологических переменных опирается на бо­лее точные и объективные критерии в отличие от первопроходца этого направления Э.Кречмера.

У.Шелдон к выделению значимых психологических черт личности по­дошел более критично и корректно с точки зрения научного подхода. Вначале им был проведен теоретический анализ психологических черт не основе изучения литературных источников и собственных наблюдений. В результате такой работы были выявлены 650 черт. Затем Шелдон и его сотрудники из них остановились на пятидесяти, которые, по их мнению, охватывали суть более чем шести с половиной сотен черт. По этим чер­там велось наблюдение за 33 индивидами в течение года с целью выяв­ления их валидности и надежности. Затем эти наблюдения коррелировались и выявлялись самые важные и ведущие.

В конце исследований он пришел к наличию тридцати факторов, ко­торые образуют краткую формулу шкалы, а затем к шестидесяти, то есть по двадцать на каждый из трех компонентов темперамента. Им было ус­тановлено три таких компонента: висцеротония, соматотония, церебротония. В начале анализа были выявлены три кластера, в основе которой преобладали поиски двигательной активности поведения, позам, физиче­ским критериям деятельности. В таблице №2 приведены характеристики таких трех компонентов. Звездочкой отмечены 30 черт краткой шкалы.

Табл. 2 ШКАЛА ТЕМПЕРАМЕНТА /по Шелдону/

Висцеротония Соматотония Церебротония
1. Расслабленность в позе и движениях. Уверенность в позе и движениях. Сдержанность в позе и движениях, сдержанность.
2. Любовь к физическому комфорту. Любовь к физическому в приключению. Физиологическая сверхреактивность.
3. Медленные реакции. Энергетичность. Сверхбыстрая реакция.
4. Любовь к еде.   Потребность в упражнениях и радость от них. Любовь к уединению.
5. Социализация еды   Любовь к доминированию. Стремление к власти. Ментальное напряже­ние. Сверхвнимательность. Понятливость
6. Удовольствие от пищеварения. Любовь к риску Скрытность в чувствах. Эмоциональная сдержанность.
7. Любовь к благовоспитанности Смелая прямота манер. Застенчивость, отражающаяся в мимике и движениях глаз.
8. Социофилия.   Физическое мужество в сражении Социофобия.
9. Не делающее различий дружелюбие. Соревновательная агрессивность. Запрет на социальное обращение.
10. Стремление к привязанности и одобрению. Психологическая грубость. Сопротивление навыкам и рутине (привыканию)
II. Ориентация на людей. Клаустрофобия. Агорафобия.
12.Эмоциональная уравновешенность Безжалостность, свобода от щепетильности. Непредсказуемость отношений.
13. Толерантность. Отсутствие голосовой сдержанности. Вокальная сдержанность и вообще шумовая сдержанность.
14. Благодушие   Спартанское безразличие к боли. Гиперсинзитивность к боли  
15.Глубокий сон   Общая шумливость Плохой сон, хроническая усталость
16. Неумеренность.   Сверхзрелость во внешности (в проявлениях) Юношеская настойчивость в манерах и внешних проявлен
17. Мягкая, простая ком­муникация, зкстраверсия висцеротонии. Горизонтальное ментальное расслоение, экстраверсия соматотонии. Вертикальное мента льнов расслоение, и - интроверсия.
18. Релаксация и социофилия под влиянием алкоголя. Самоуверенность и агрессия под влиянием алкоголя. Сопротивление алкоголю и другим депрессантам.
19. При расстройствах /проблемах/ потреб­ность в людях При проблемах - пот­ребность в действии. При проблемах - потребность в одиночестве.
20. Ориентация на детс­тво и семейные отношения. Ориентация на цели и активность юности. Ориентация на последние периоды жиз­ни.

 

Как видно из таблицы (нами подчеркнуты основные факторы и отношения личности), деление на типы связано с пищевыми и двигательны­ми ориентациями и особенностями организма, отношение к другим и так далее. Видно, что У.Шелдон стремится к обращению к поведенчес­ким факторам американской бихевиористической ориентации, но он не может обойти и другие важные сериальные аспекты личностных факторов.

Очень кратко можно отметить то, что заметили К.Холл и Г.Линдсей в трактовке компонентов темперамента У.Шелдона. Они пишут; что висцеротоники: "Характеризуются общей любовью к комфорту, социабельностью, ненасытностью в еде, общении, привязанностях." Соматото­ники: "Безразличны к чувствам других, внешне сверх развиты, шумны, отважны... Действие, сила, доминирование для них имеет первостепенное значением. Церебротоники: "Сдержанность, запреты, стремление спрятаться. Индивид скрытен, застенчив, боится людей. Сверхбыстро реагирует, плохо спит, предпочитает одиночество, особенно при беспокойстве. Стремиться не привлекать к себе внимание"/1,473/.

Как видно из таблицы №2 Шелдон продолжает линию Кречмера, но у него вместо двух психологических темпераментов /по Кречмеру/ фигури­рует три. Висцеротонический компонент явно совпадает с ендоморфным соматотипом и пикническим телосложением, а также циклоидному типу /два последние по Кречмеру/. Церебротонический компонент темперамен­та совпадает с актоморфным соматотипом по Шелдону и шизоидному темпраменту с различными вариациями астенического и диспластического те­лосложения /по Кречмеру/. Видно, что мезоморфный соматотип, соматотонический компонент темперамента в большей степени соответствует атлетическо сложению по Кречмеру.

Важно, что в исследованиях Шелдона подтвердилась теоретическая догадка Кречмера о существовании двух видов темперамента, которая проявилась на основе психиатрическом понимании двух основных заболе­ваний. Спорный вопрос о третьем типе - атлетическом, часто связывал­ся с третьим психиатрическим заболеванием по важности - эпилепсией. Об этом свидетельствуют данные табл. Щ№1 /по Вестфалю/ в работе P.Meйли /2,206/.

Для уточнения связи между соматотипом и психическими отклонения­ми в поведении личности были более детально рассмотрены так называемые ментальные расстройства, т.е. психиатрические диагнозы. Эти диагнозы были уточнены и сведены к трем: "Диагностическим категориям, часто используемым в психиатрической диагностике: первый психиатри­ческий компонент /аффективный/ на высшем уровне выраженности предс­тавляет крайнюю форму маниакально-депрессивного психоза /флуктуации между крайними подъемами настроения и депрессией/, второй психиатри­ческий компонент /параноидальный/ на высоком уровне выраженности представляет параноидальный психоз /сильный бред и идеями преследо­вания и самоотношения/; и третий психиатрический компонент /гебоидный/ представляет гефефреническую форму шизофренического психоза

/крайний уход в себя/ /1, 482/.

Можно констатировать, что Кречмер вновь оказался справедливым в своем интуитивном предвидении. Установление корреляционных связей между психиатрическими показателями и соматотипами показало, что эндоморфный соматотип имеет положительную корреляционную связь на достоверном статистическом уровне только с аффективным психиатрическим компонентом. Мезоморфный соматотип такую же связь имеет с аффективным и параноидальным компонентами, а эктоморфный - только с гебоидным. Об этом свидетельствует таблица II-4 /1,483/. Вновь вызывает вопрос наличие четкого среднего третьего компонента, который связан с атлетической или мезоморфной типологией строения тела.

Наличие таких корреляционных зависимостей свидетельствует о тесной связи между телосложением и психическими особенностями личности. Объективности ради надо отметить, что не все исследователи и после­дователи З.Кречмера и У.Шелдона получали столь достоверные корреля­ционные зависимости. Вопрос даже не в этом. Главное, что выявлены особенности внутренних условий ситуаций и их связь с внешними усло­виями. Выявлены тенденции в изучении индивидуальности, которые были интуитивно замечены Э.Кречмером.

К.Холл и Г.Линдсей справедливо замечают: «Эти открытия, как представляется, предполагают определенную связь психиатрического диагноза и соматотипа, хотя природа этих отношений кажется чем-то более сложным, чем отношения между телосложением и темпераментом"/1,483/.| Интересна и трактовка Шелдоном проблемы бессознательного, исходя из его теории личности. Он полагает, что:"Бессознательное есть тело и, далее, что причина, по которой так трудно вербализовать бессозна­тельное, просто.заключается в том, что наш язык не преспособлен к систематическому отражению того, что происходит в теле. Так, он по­лагает, что психоаналитик, исследующий бессознательное, окольным путем, не столь эффективно движется к тому же, к чему Шелдон идет прямо и объективно путем соматопозиции» /1,481/.

Идея психосоматического единства была реализована и в работах Л.Сонди. В I939 г. им был опубликован тест, который состоял из 48 фотографических карточек лиц людей, имеющих психиатрические отклоне­ния. Это были лица психически больных и с отклоненным поведением: гомосекуалистов, садистов, эпилептиков, истериков, катотоничных шизофреников, депрессией и манией. Во внешних условиях таких портретов проявлялись их заболевания. По этому поводу нельзя не вспомнить мнение Э.Кречмера о том, что лицо есть визитная карточка личности.

Испытуемым предлагалось шесть серий фотографий по восемь в каж­дой, которые соответствовали восьми основным заболеваниям. Они долж­ны были выбрать по две фотографии наиболее привлекательных и две непривлекательных в каждой из серий. На основе интерпретации выборов делались выводы об особенностях личности испытуемых.

В отличие от Э.Кречмера и У.Шелдона, Л.Сонди не шел по пути поиска связей между конституцией тела и психическими заболеваниями. Он пошел иным путем. Им были выбраны фотографии из немецких психиатри­ческих учебников и сомнений в психиатрических диагнозах не было. Можно говорить о том, что Сонди шел от внутренних условий-ситуаций - от душевных заболеваний и внешние условия ситуаций составляли отражение этих внутренних условий.

Как пишут Л.Ф.Бурлачук и С.М.Морозов: "Считается, что выбор порт­ретов зависит прежде всего от инстинктивных, потребностей. Отсутствие выбора свидетельствует об удовлетворенных потребностях. В случае по­зитивного выбора, речь идет о потребностях, которые признаются, а вы­бор, отрицательно окрашенный, указывает на задержанные, подавленные потребности. Основное назначение теста Сонди видится его автору в ис­следовании родовых бессознательных черт, связанных с организацией рецессивных генов. Родовое бессознательное, согласно Л.Сонди, распо­ложено как бы между индивидуальным и коллективным бессознательным. /4,133/.

Сонди вводит как самостоятельные сексуальные заболевания и сохраняет уже известные.

І.Сексуальные заболевания: 1.гермафродитизм и гомосексуальность /п/; 2.садизм /с/;

ІІ.Пароксизмальные за­болевания или побуждение к резкому изменению: 3.эпилепсия /е/, 4.ис­терия /ну/;

ІІІ. Шизоморфные заболевания: 5.кататония /к/, 6.параноид /р/;

IV. циркулярные заболевания: 7.депрессивное /о/, 8. маниакальное /м/ состояние.

Римскими цифрами обозначены четыре вида побуждений или "вектора побуждений /64/, а римскими цифрами восемь составляю­щих их противоборствующих потребностей. Последние Сонди называет еще "побудительными факторами"/5,64/.

В свою очередь эти восемь потребностей или факторов состоят из
двух побудительных тенденции каждая, которые и являются противоборствующими, что составляет 16 побудительных тенденций суммарно. В связи с этим "побудительное стремление или тенденция побуждения яв­ляется наименьшей, т.е. элементарной единицей побуждения"/5,51/.

Сонди пишет: "Каждое побуждение имеет главную цель: удовлетворить
себя путем "разрядки" своего внутреннего напряжения, независимо от
того, является ли побуждение бессознательным или же проникшим в со­знание "/5, 48/.

Стремление к разрядке основано на том, что: "источниками побуждений являются гены. Мы называем их "генами побуждений". Согласно генной теории следует, что в человеке имеются бессмертные материальные исходные частицы, которые передаются от поколения к поколению. Естественно, что имеются и другие гены, определяющие частично телесные, частично не относящиеся к побуждениям психические реакции - напри­мер, интеллектуальные, умственные реакции, возможности понимания и представления /архетипы"/5,4.9/.

Теперь перейдем к характеристике в таблице векторов, потребно­стей и тенденций модификации их форм.

 

Таблица №3. СИСТЕМА ПОБУЖДЕНИЙ И МОДИФИКАЦИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОБУДИТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ

Вектор S - сексуальное побуждение Р – параксизмальное побуждение
Побудительный фактор Женственность, материнство, h – эрос фактор Мужество, отцовство s – фактор танатос Жажда смерти и внутренний протест против насилия e – этос фактор Тщеславие, эксгибиционизм и стремление быть незаметным Hy – морали фактор
«+» тенденция +h к персональной нежности и любви +s к садизму, агрессивности, активности +e к добру и общей справедливости и смирению, к готовности помочь, к доброжелательности, к облику Авеля +hy к застенчивости, к построению мира фантазии
«-» тенденция -h к коллективистской, гуманизированной нежности, к общечеловеческой любви -s к цивилизации, к благородству в коллективе и самопожертвованию, покорности, а также к пассивности и к мазохизму -e к злу или накоплению в душе гнева, ярости, ненависти, мести, ревности, нетерпимости, наглости, стремлении выглядеть Каином -Hy к застенчивости, к построению мира фантазии
Область проявления h s e hy
Филогенетическая, животная Гермафродическая любовь Потребность в нападении и в разбое Защитные побуждения:
Оцепенение двигательный ажиотаж
Раннедетская (по Фрейду до генитальная фаза) Бисексуальная эротика Садистическая эротика Уретральная эротика (ночное недержание мочи) Любовь показывать, обнажаться, любовь к зрелищам
Зрелые, взрослые +h - персональная любовь -h - любовь к людям +s – активность, самосохранение -s – пассивность, преданность Побуждения к резким изменениям
+e цензура совести, подобен Авелю -e нагромождение в душе грубых аффектов, подобен Каину +hy тяга к значительности -hy моральная цензура, построение мира фантазии
Социализация в характеристике +h теплые, мягкие черты характера: сердечность, нежность, похожий на мать, желание быть одаренным, любовь к нарядам косметике, сентиментальность, кокетство, инстинктивность, «чувствуют» вещь, субъективность, внушаемость, детская доверчивость, лирик. -h тяга к культуре, любовь к природе и человечеству +s холодные жесткие черты характера: любовь к насилию, агрессивность, жажда деятельности, жажда жизни, предприимчивость, страсть к разрушениям, критичность, настойчивость, самоуверенность, объективность, реализм, ориентированность -s преданность, покорность, смирение, способность на самопожертвование, желание давать, желание поддержать защитить и приукрасить другого тяга к цивилизации +e мягкосердие, доброта, кротость, простодушие, сострадание, доброжилательноcть, эмпатичность, терпимость, совестливость, набожность, возвышенная любовь к справедливости, этичность поведения -е злобность, предрасположенность к: ярости, ненависти, гнева, ревности, мстительности, злорадство, безжалостность, бесчувственности, вспыльчивости +hy нужда в оценке, жажда в одобрении, славы, честолюбие, позерство, желание проявить себя, кокетство, жажда популярности, жажда зрелищ. -hy стыдливость, робость, желание спрятаться. Ирреальный мир фантазии, нытик, лживость, трусость.
Социализация в профессии А) парикмахер, банщик, обслуживающий персонал, хозяин гостиницы, кельнер, кондитер, повар, прачка, модельер, танцор, артист, шпион. Б) музыкант, поэт, лирик, гинеколог, венеролог, дерматолог, сексопатолог. А) мясник, изготовитель ножей, маникюрша, операционная сестра, хирург, патологоанатом, палач. Б) лесоруб дровосек. В) каменотёс. Г) стоматолог, скульптор. Д) извозчик, укротитель животных, работник зоопарка, ветеринар. Е) боксёр, учитель физкультуры, массажист. Ж) шофер, солдат, охотник. А) водитель на транспорте, рассыльный моряк, лётчик, шофер, машинист поезда. Б) шахтёр, кузнец, трубочист, кочегар, пожарник, пиротехник. В) профессии взрывателей: огнемётчик, шахтёр, фабрикант пороха. и т.п. Г) «святые» профессии: монах священник, пастор, деятель здравоохранения. А) актёр Б) политик В) артист Г) уличный разносчик, рыночный торговец. Д) натурщица, манекенщица Е) работник искусства  
сублимация Культура, литература, гуманистическая деятельность. Техника, цивилизация, «державный» гуманизм Этика, религия, церковный, религиозный и этический гуманизм Театр (искусство вообще)
Симптомообразование и патологические формы А) гермафродитизм, трансвистицизм, гомосексуализм. Б) растрата, проституция, сводник, сутенёр А) садизм, педерастия, садомия, садомазохизм (метатропизм) мазохизм и фетишизм. Б) сексуально извращённый убийца, бандит. А) генуинная эпилепсия и её эквиваленты: мигрень, заикание, вазоневроз, астма, вазомоторный ренит, экзема, аллергическое заболевание, ночное недержание мочи. Б) клепто-, пиро– мания, убийство в аффекте. А) истерия, фобия, псевдогическая фантазия, конверсии, ночной страх. Б) мошенничество
Вектор S ch – Я-побуждение С – побуждение к контакту
Побудительный фактор Сужение Я, материальное Я, обладающее Я, к – фактор эгосистолы. Расширенное Я, духовное Я, реализующее себя в бытии. р– фактор эгодиастолы. Потребность в приобретении поиске и прикреплении Д - фактор верности/ неверности Потребность в сцеплении и отторжении М
«+» тенденции +к – к аутизму, эгоизму, эгоцентризму, нарциссизму, к интроекции,. К власти по средствам обладания +р к расширению Я, к власти через бытие, к противоречиям. +д – к приобретению ценностей не считаясь с другими, к поиску новых объектов, к неверности +м – к сцеплению с имеющимся объектом (человеком или вещью), к оральности, к гедонизму.
«-» тенденции -к – приспособлению к коллективу, к вытеснению, к отказу и внутренней деструкции. -р – к партиципаци, отождествлению и противопоставлению себя с другими проекции. -д – к самоотречению в пользу других людей, верности. Анальности, прилипчивости. -м – к самоотделению, уединению.
Область проявления К Р Д М
Филогенитичекие животные --- --- Поиск объектов питания, любви и т.п. Сцепление с матерью, с детством и т.п.
Ранедетские (по Фрейду- догенитальная фаза) Первичный нарциссизм, первая фаза интроекции, построение перцетивного образа мира Первичная проекция, дуальный союз с матерью Анальность, анальная эротика Оральность, оральная эротика.
Зрелые, взрослые Эгосистола, аутизм +к – построение идеалов обладания, идеальных объектов -к – неагация, отказ, отрицания, вытиснения Эгодиастола +р – построение идеала в Я и в тенденциях души -р – проекция   +д – Жажда приобретать, жажда изменять -д – прилипчивость, инертность, страсть коллекционировать +м – желание сохранить приобретённые объекты, оральность. Желание быть принятым и утвердиться как человек. -м – стремление к отторжению.
Социализация в характере +к – интроверсия, эгоизм, эгоцентризм, нарциссизм, аутизм, властность, трезвая рассудительность, господство ума над чувствами, жажда знаний, любовь к форме, любовь к логике. Реализм, рационализм, монотонность, любовь к порядку, педантизм, упрямство -к – стремление отрицать обособленность, торможение, вытеснять, стремление к деструкции +р – экстраверсия, пылкость, фанатизм, желание обожать, мечтательность, энтузиазм, одержимость, партийная активность, чувство пафоса, звание и занимаемого места, властолюбие, переоценка себя, мания величия, высокомерие, чванство, склонность к соперничеству. -р – недооценка себя, чувство собственной неполноценности, самоистязание, осторожность, недоверие, поиск «козла» отпущения, злопамятность конфликтность, щепетильность, склонность обвинять, сутяжество +д – желание приобретать, вечный поиск, любопытство, страсть к нововведениям, неверность, страсть проматывать всё, щедрость, необузданность, неустойчивость -д –верность, привязанность сердцем, бережливость, скупость, корыстолюбие, страсть к собираниям, восторженная самоотверженность, консерватизм, критичность, меланхолия, инертность +м – стремление к сцеплению. Стремление сохранять, жажда удовольствий и развлечений, весельчак, добродушие, приветливость, нестабильность, страх потерять объект. -м – одиночество, отверженность, сиротство, заброшенность, суетливость, и реальная связь с миром, предрасположенность к неустойчивости и к алкоголизму
Социализация в профессии А) учитель, профессор математики, физики, философии, политэкономии Б) солдат В) инженер Г)критик искусствовед Д) бухгалтер, служащий почты, печатник Е) фермер и т.д. А)изобретатель Б) поэт, писатель В) психолог, психиатр Г)мифолог, мистик, археолог, геолог, палеонтолог Д) начальник экспедиции, миссионер Е) музыкант Ж) аптекарь. химик А) антиквар, служитель музея, коллекционер произведений искусства Б) критик В) художник, маляр Г) банкир, служащий ломбарда, дворник, старьёвщик Е) если врач то специалист по кишечнику Ж) работник химчистки, гальваник А) учитель языка, зубной хирург, зубной врач Б) игрок на бирже, банкир В) скупщик, агент, посол Г) повар, владелец ресторана или кафе, бармен Д) музыка: духовные инструменты, джаз, Е) директор кинотеатра, музыкальной школы, филармонии
сублимация Логика, философия, метафизика, эстетика, математика, искусство мысли, социалистический гуманизм Поэзия, исследования, гуманисты в духовном творчестве Политэкономия, гуманисты в экономике Искусство речи. Искусство вообще
Симптомообразование и формы заболевания А) катотония, шизоид, невроз навязчивых состояний, конверсивная истерия, фетишизм, ипохондрия Б) лодырь, бродяга взломщик А) паранойя, шизофрения, кверуленция, мания величия, наркомания Б) преступный политик с манией величия, авантюрист, аферист А) депрессия, меланхолия, неустойчивость, фетишизм Б) воры, неустойчивые А) мания, гипомания, алкоголизм, неустойчивость Б) авантюризм, Мошенничество, двоежёнство

 

Из приведенной таблицы видно как взаимодействуют четыре вектора побуждений, восемь потребностей и 16 тенденции. Вся полная картина личности по Сонди, таким образом, включает 64 блока, полученные в ре­зультате умножения тенденций на четыре вектора. При этом Сонди считает, что нет общей психической энергии, а их только восемь видов и они взаимодействуют внутри одного вектора между двумя потребностями. В основе такого утверждения лежит длительное наблюдение за генетически­ми проявления в семьях больных и здоровых субъектов, которые проводи­лись в течение десятилетий.

В личности: "Инстанцией, способной изменяться, является Я. Меняясь Я мобилизует ту, или иную специфическую энергию побуждений. Восемь побудительных факторов, как радикалы, являются внеисторическими, из­меняющимися исключительно посредством мутации, а никак не через пов­седневные ситуационные изменения /5, 110/. Эти выводы Сонди делает на основе генной теории. Он пишет, что: "Почти ежедневно мы имели возмож­ность наблюдать, как одни и те же фотопортреты одни и те же испытуемые нахо­дили симпатичными, а другие - антипатичными"/5,75/.

Представляет интерес трактовка им основных потребностей личности. Среди вектора сексуальных побуждений фактор "h" является Фактором Эроса: "Это побудительная сила, которая друг к другу толкает все жи­вое и заставляет его друг за друга держаться"/5,106/. Этот Фактор является самой могущественной силой: "Корнем любви и нежности, основою влечения друг к другу между людьми. Он создает как индивидуалистическую личную любовь /+Н/, так и общечеловеческую любовь к людям /-Н/. Фактор Н, таким образом, не только один из двух факторов, составляющих сексуальность. Он фактор всех связей человека с человеком в лю­бви и сексе, связей и душой и телом"/5,107/.

Фактор потребности "Н" соответствует известному влечению к жизни и происходит от слова "гермафродитизм", что указывает не на про­должение рода, а на: "Любовную связь саму по себе, в общем"/5,107/. Эта потребность соответствует в мифологической литературе любви праматери и Сонди отмечает; "Мы утверждаем, что фактор Н появляется у человека после рождения в форме носителя любви двуполого существа и только в процессе развития дифференцируются: I. гетеросексуальная персональная любовь и 2. независимая от пола, идеальная социальная любовь к людям, в случае которой Эрос связывает личность с "идеей человечества. Эта связь духовно-гуманной любовью с человечеством - является конечным пунктом развития человека по пути гуманизации" /5, 108/.

Вторая потребность сексуального вектора побуждений относится к Танатос-фактору и заключается в: "Потребностях разрушения и саморазрушения, садизма и мазохизма, активности и пассивности"/5,119/. Он обозначается как "С" от слова "садизм". Этот фактор отражает влече­ние к смерти и в отличие от Н как либидо, его энергия относится к мортидо. Сонди считает, что "Фактор С обуславливает в сфере социализации все то, что находится в рамках техники и цивилизации"/5,125/.

При построении городов, прокладке дорог и т.п. нельзя избавить­ся от разрушений:"Во владениях побуждения к деструкции, вероятно до минирует закон противоборства Природы и Духа в действии одной и той же потребности побуждения. Однако, обращение садистской тенденции /+С/ в преданность и самоотреченность /-С/ необходимо всегда относить к действию занимающего определенную позицию Я "/5,125/.

Фактор С представляет потребности:" Праотца, вождя племени, патриарха. Она проявляется, с одной стороны, в его жестокости к сыновьям, которых он прогоняет в борьбе за женщину, но с другой стороны, в его желании охранять и защитить свой семью, ради которой он готов на все, вплоть до самопожертвованияб/5,126/. Таково значение этой потребности.

Второй вектор Р - пароксизмальное побуждение, обеспечивает этико-моральный образ действий."Пароксизмом в медицине называют приступоподобное усиление болезненного симптома, резко достигающего своей максимальной величины"/5,173/. Целью пароксизмального побуждения яв­ляется внезапность. Благодаря ей необходимо:"Обезвредить врага, парализовать его и, таким образом, спасти себя от возникшей опасности. Человек пользуется ей в большей мере не для защиты от внешней опас­ности, а для защиты от внутреннего, несущего опасность чувственного волнения"/5,174/.

Сонди отмечает, что:"Аффект не может функционировать в качестве побуждения, только лишь его энергия используется в обусловленных побуждением действиях. Пароксизмальное побуждение складывается из: I. эпилептического фактора Е, накапливающего энергию грубых аффектов и разрешающего её в виде приступов, с одной стороны. Эта тенденция социально-негативная: /-Е/. С другой стороны, обуславливающего муд­рое социально-позитивное поведение со справедливостью, добротой, со стремлением искупить вину. Это тенденция: /+Е/. 2. истерического Фактора Ну, накапливающего более мягкие аффекты. Он заявляет о себе тенденцией /-Ну/, устанавливающей барьеры стыда. Но с другой стороны, эти же аффекты, в случае тенденции /+йу/, направляющей стремление к значимости, выставления напоказ"/5,175/.

По мнению Сонди человек является на свет с двойственной этической природой и благодаря установке Я могут выбирать судьбу Каина или Моисея, Авеля,"Убийца типа С - является всегда разрушающим садистом. Убийца типа Е, напротив, действуя в аффекте, сам является жертвой отказа собственных тормозов, сдерживающих накопление грубых аффектов». /5,185/.

Моральные проблемы личности проявляются в Факторе истерии "Ну". Сонди замечает:"Начиная от исходной ступени один человек продвига­ется быстрее в направлении /-Ну/, т.е. в направлении скрывать себя. Или, со сверхдавлением, в направлении ирреальности, фантазирования, лживости или, в болезненной форме, в направлении полной иммобилиза­ции, омертвения. Другой человек, напротив, ориентирует себя в напра­влении стремления к значимости, выставления себя напоказ, эксгибици­онизма или, со сверхдавлением, в направлении истерической бурной двигательной активности "/5.187/. В этом векторе четко проявляется связь аффектов с двигательной активностью.

Третий вектор - Я-побуждение. Л.Сонди выделяет:"Один побудительный фактор Я - "К", который является фактором сужения Я, эгосистолы. Он обеспечивает самосохранение личности благодаря приспособлению к реальности, но, в особенности, благодаря стремлению к накоплению, капитализации. Второй - "Р" побудительный фактор Я является факто­ром Расширения Я. эгодиастолы, питающегося из подчиненного Я стрем­ления " быть всеми /5,221-222/. Последнюю энергию Сонди называет "потистас", что означает "всемогущий".

Потребность К проявляется в двух противоположных Функциях Я: во включении или интроекции /+К/ и в отрицании или негации /-К/. Интроекция связана с присвоением человека:"Не реализовавшего идеалы бытия превращать в идеалы материального обогащения, гарантировать свою безопасность. В болезненной Форме стремление все иметь появля­ется в магических иллюзиях обладания всеми богатствами мира, или, в лишенном сомнений всезнании аутичных шизофреников» /5, 225-226/.

Негация проявляется в стремлении к отрицанию, торможению, выте­снению определенных побуждений, представлений и идеалов, угрожающих сохранению себя как личности."/5,226/. И далее: "Стремление говорить «нет» является общечеловеческой и. всё-таки, судьбоносной позицией Я. Форма и, в особенности, мера сказанного "нет" часто определяет судьбу как отдельного человека, так и общества"/5, 229/.

Вторая потребность Я-побуждений связана, по мнению Сонди, со: "Стремлением после отделения от матери осознать свои одиночество и покинутость, понять имеющиеся в сознании желания, убедиться в раздельном существовании Я и Ты - мире и, затем, пожелать расширения существования собственного Я, чтобы самому быть всем /инфляция/ -все эти сильнейшие стремления охватывают людей благодаря дистолической потребности Я-побуждения, побудительному Фактору Р"/5,240/.

Сонди придает этому фактору или потребности важнейшее значение. Он пишет:"Этот фактор является фактором побуждающим к охваченности гуманностью. Он мотивирует, специфически человеческие потребности, делая бессознательные стремления побуждении /-Р/ сознательными /+Р/ Он дает экзистенцианальную силу Я для того, чтобы Я выделило себя из общей матрицы Оно-Я и, противопоставив сознательное Я Оно, уста­новило партиципативную связь с духом. Таким образом, побудительный Я-фактор Р является творцом Я, создателем сознания посредником между Душой и духом ". Вместе с тем, Сонди предупреждает, что:"При неб­лагоприятных обстоятельствах в наследственности или в окружающей среде может стать Фактором способствующим душевному заболеванию, пос­тепенно разрушая здоровую связь души с рассудком''./5,241/.

Этот момент очень важный. Сонди считает, что не существует психических заболеваний, в которых, хотя-бы в начале не присутствовал фактор Р. Он писал:"Ведь именно болезненная проекция вызывает все проективные психозы, т.е. все заболевания с манией и галлюцинациями. А патологически расширенное Я, т.е. параноидная инфляция, вызывает целую т.н. патоинфляционную группу психозов, среди которых: 1. бисексуальная эротомания, 2. мания величия /мегаломания/, 3. мания обвинения, кверуленция и 4. маниакальная религиозность, теомания''./5,241/.

Вместе с тем, Сонди поет гимн атому фактору или потребности:"Но не смотря на это, мы обязаны этому побудительному Я-фактору наивыс­шим блаженством человеческого существования: связанностью с матерью женой, мужчиной или ребенком, возможностью быть с духом вместе"/5, 241/. Здесь следует отметить, что это не просто сексуальная любовь гермофродитического фактора, присущего и животным, это любовь и свя­зь человека, но не всегда связанная с любовью.

Признавая приоритет этой потребности, следует обратить внимание на обоснование на энергетическое обеспечение этого побуждения. Сон­ди считает, что это есть энергия существования как сила бытия или как "потестас". Он отмечает, что:"Дистолическая функция Я с самого начала своего существования проецирует собственную экзистенциональную силу на мать. Таким образом, создается обусловленное Я "дуальное существование" матери с ребенком. Позднее Я проецирует эту же силу на объекты бывшие до этого чужими, объекты ставшие для него автори­тетными, объекты его любви. Так возникает вторичная проекция. Экзистенциональная энергия, выделившись из объектов внешнего мира, также может вводиться в собственное Я /интропроекция/, например, в возрастном периоде упрямства, или же у аутичных шизофреников, либо у мелан­холиков"/5, 242/,

Сонди приходит к тому, что путь развития Я представляет собой наследственно обусловленный "круговорот" элементарных функций Я: "Фа­зы которого следующие: 1.проективная /первичная/ партиципация /дуаль­ное существование/ и следующая за ней вторичная проекция, 2.инфля­ция, 3.интроекция, 4.негация. Если эта последовательность нарушается или если этот круговорот постоянно фиксируется на какой-либо фазе, то Я, как правило, становится больным. К этим четырем генетически изначальным Функциям Я добавляется еще и 5. одновременная интеграция всех функций, и 6. дезинтеграция, т.е. разложение Я. По нашим данным, фазы круговорота в Я сами являются наследственно обусловленными /5,258/.

Важно указать, что проведенные Сонди исследования над семьями больных показали, что чаще всего, причем в несколько раз, отклоне­ния как и нормальные распределения ведущих побуждений зависят от семьи, от предрасположенности родителей и передаются по наследству. В связи с этим, патологию этого Я-побуждения можно рассматривать как наследственную, а: «Шизофрению, с одной стороны, в проективно-параноидальной форме /-Р: мания преследования/ или в инфлятивной форме /+Р= эротомания, мания величия, кверуленция, религиозная мания/, и, с другой стороны, в магико-аутичной /+К/ и в котатоно-негативистической /-К/ формах "/5,256/.

Четвертый вектор побуждений к контакту - С. Сонди замечает: "Первоначальной моделью побуждения к контакту является цепь движе­ний, которыми новорожденный ищет грудь матери. Грудь матери на протяжении всей жизни является преобъектом всех обусловленных побуждением выходов на поиск и всех сцеплений. Вероятно единственным проявле­нием контакта, которое по нашему мнению, может приобретать решающее в нормировании судьбы значение лишь у одних людей, является потреб­ность в принятии, признании, подтверждении другими того, кем ты есть"/5,314-315/.

Вместе с тем, как пишет Сонди, связи между Я и Ты могут строит­ься на трех основах: любви - Фактор любви, партиципальном - фактор шизо и коммуникативном - фактор контакта. Для этого надо рассмотре­ть фактор контакта Д, который связан с залипанием, упорством и выходом на поиск. Негативная тенденция /-Д/ связана, с упорством во всех сферах жизни: собирать, утаивать от жадности, хранить, держаться за все, что было раньше относится к этой тенденции.


При положительном знаке тенденции /+Д/ стоят стремления к изменению, выходу на поиск новых объектов, любопытство, щедрость, неверно­сть. "Фактор Д один раз делает человека счастливым, а второй раз смертельно огорчает"/5,321/.

Вторым фактором или потребностью вектора контакта есть М, как потребность в прицеплении или отрыве от себя. Стремление прицепиться к груди матери, чтобы быть уверенным, к тому чтобы принимали тебя таким как ты есть, держаться за жизнь и существование, предохранять себя от болезней, несчастий я гибели, связаны с потребностью /+М/. Стремление стать когда-нибудь совсем свободным, стремление к освобожде­нию опирается на /-М/.

Лишь благодаря фактору М:"Человек превращается в ближнего. Но он не только является социальным фактором отношений между людьми и организацией, но также и фактором жестких разрывов и расколов, одиночес­тва и беспризорности /-М/, факторам всех маний, от просто страстных желаний до гибельных алкогольных и токсикомании"/5,327/. В патологи­ческих случаях вектор контакта связан с депрессивно-маниакальным психозм.

Таким образом, Сонди приходит к тому, что все четыре вектора име­ют свои побуждения и энергию:"Источником из которого питается сексу­альное побуждение является, как известно либидо /Н/ и мортидо /С/, Параксизмальное побуждение черпает силу из источника не имеющего от­ношения к побуждениям: из грубых /Е/ и тонких /Ну/ аспектов. Я-побуждение питается из двух элементарных зкзистенциональных источников человека: из сил капитализации /К/ и сил расширения /Р/. В отношении побуждения к контакту мы должны пока согласиться с тем, что тенденции цеплятъся питается из оральности /М/, а тенденция к упорству, залипанию - из анальности/Д//5,337/.

Таковы взгляды Л.Сонди на психосоматику личности. Его подход имеет принципиальное и оригинальное значение для психологических теорий личности.

Завершая рассмотрение психосоматические теории личности, следу­ет отметить их значение для понимания последующих типологий личнос­ти. Все они опираются на психиатрические представления о психопато­логических субъектах, у которых в наибольшей степени проявляются соответствия конституции тела и психические отклонения. Э.Кречмер впервые подвергнул объективному исследованию замеченные им особенно­сти, которые многие замечали и ранее. Им было введено положение о двух пропорциях, характерных для "душевных склонностей" шизоидов и циклоидов.

У.Шелдон и его сотрудники подтвердили существование этих двух пропорций, а мезоморфный или атлетический соматотип связали с параноидальным психозом. Л.Сонди расширил спектр психических заболеваний Он сопоставил их с "визитными карточками" соматотипов - лицом и полу чил статистические подтверждения. Такой подход психосоматических те­ории личности открыл путь для проникновения в психологию типологий, основанных на практике психиатрии и на связи диагнозов с организмом, новых взглядов на проблемы психологии личности. Это вновь связало в целостном единстве тело и душу, а с другой стороны, стимулировало поиск более точных критериев для оценки типов личности и, составляю­щих эти типы, черт.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем характеризуются особенности психосоматических теорий личности?

2.Как повлияла гештальтисихология на психосоматический подход?

З. В чем видел Э.Кречмер структурные особенности конституции тела?

4. Какова типология Э.Кречмера "душевных задатков" личности?

5. В чем отличие психометрических техник Э.Кречмера и У.Шелдона?

6. В чем отличие "соматотипа" У.Шелдона от других измерительных подхо­дов?

7. Как Э.Кречмер характеризовал различные группы представителей двух пропорций?

8. В чем отличие трех психологических характеристик: висцеротоника,

соматотоника и церебротоника?

9. В чем особенности экспериментального метода и теории в концепции Л.Сонди?

 

Список использованной литературы:

1. «К.Холл, Г.Линдсей. Теории личности.М.,1997.

2.П.Фресс, Ж.Пиаже. Экспериментальная психология. Вып.У., М.,1975.

З.З.Кречмер. Строение тела и характер.С-П0,1925.

4.Л.Ф.Бурлачук, Е.М.Морозов. Словарь-справочник по психолирической Диагностике. К.,1989.

5.Л.Сонди. Методическое руководство по тесту.

 

Практические задания:

1. Определите визуально и по таблице /1,459/ рис. II-I соматотип чле­нов вашей группы и сопоставите с имеющимися у вас результатами исследований по личностным опросникам, которые статистически обрабо­таны хотя бы до уровня средних показателей.

2.Заполните таблицу /1,673/ с точки зрения психосоматических теорий личности и сделайте анализ особенностей данного подхода.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: