Психологический настрой на улучшение голоса
Я стараюсь сосредоточиться на образах и словах, которые произношу.
Мой голос рождает низкие, приятные, бархатные звуки.
Открываются резонансные полости.
Голос резонирует в горле, груди.
Мне приятно ощущать вибрации моего голоса.
Я посылаю голос вверх, ощущая приятные вибрации.
Мой лоб излучает энергию моего голоса.
Мой голос придает мне уверенности.
Мое дыхание ритмично.
Я экономно расходую воздух.
Во мне рождается уверенность, что мой голос приобретает приятные обертоны.
Рождаются звуки, способные проникать в сердце слушателя.
Мой голос обволакивает аудиторию.
Он проникает в сокровенные уголки сердца слушателя.
Упражнения, развивающие активность речевого дыхания:
Задание1. «Насос». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь – выдох. Затем то же самое, но со звуком: наклоняясь, выбрасывайте очередную порцию «воды» – «фффффу». Соберите губы как бы для свиста, с силой выдыхайте воздух: «ффффффф!....фффффу!...ффффф!..» Не торопитесь, распрямляясь, успевайте сделать полный глубокий вдох. Проделайте наклоны 4-5 раз подряд. Раз от разу можно увеличивать число наклонов.
Задание 2. «Трубач». Прижмите к губам мундштук воображаемой трубы (это может быть собственный кулак!) и, выдувая воздух, протрубите (без звука) какой-либо бодрый, энергичный мотив:
Закаляйся,
Если хочешь быть здоров!
Постарайся
Обойтись без докторов.
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров!
Не торопитесь, выдувайте воздух ритмично, медленно, торжественно.
Задание 3. Положение стоя, ноги – на ширине плеч. Медленно вдохните, а затем очень громко, с выражением, делая ударения на каждом слоге, прочитайте стихотворение:
На-ша Та-ня гром-ко пла-чет:
У-ро-ни-ла в реч-ку мя-чик.
Ти-ше, Та-неч-ка, не плачь,
Не у-то-нет в реч-ке мяч!
Читая стихотворение, медленно наклоняйтесь. Необходимо учесть, что концовка стихотворения должна совпасть с окончанием наклона.
Повторить 3 -5 раз.
Задание 4. Медленно, как в предыдущем упражнении, наклоняясь, громко прочтите стихотворение через нос с закрытым ртом. Следите, чтобы воздух не ушел при первом же слове. Повторить упражнение 3 раза.
Задание 5. «Делать паузы».
Произнесите текст, делая разные паузы: логические, смысловые, психологические.
Инструкция: в выразительности нашей речи не последнюю роль играют паузы. Пауза – определенный информационный сигнал к началу активного слушания. Вовремя выдержанная пауза может оказать большее воздействие, чем куча сказанных слов. Важно уметь делать паузу и соответственно интерпретировать молчание. Короткая пауза перед кульминационным пунктом речи – один из способов наиболее ярко подчеркнуть его.
В следующем тексте расставьте паузы:
«Люби!» – поют шуршащие березы,
Когда на них сережки расцвели.
«Люби!» – поет сирень в цветной пыли.
«Люби! Люби!» – поют, пылая, розы.
Страшись безлюбья. И беги угрозы
Бесстрастия. Твой полдень вмиг – вдали.
Твою зарю теченья зорь сожгли.
Люби любовь. Люби огонь и грезы.
К. Бальмонт.
Задание 6. «Скороговорки».
Прочтите скороговорки на одном выдохе (сначала короткие, затем длинные), добирайте воздух на смысловых паузах. Исходное положение: стоя, ноги – на ширине плеч. Глубоко вдохните, задержите дыхание и медленно произнесите:
Добыл бобов бобыль.
Шакал шагал, шакал скакал.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
На меду медовик, а мне не до медовика.
Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
На дворе трава, на траве – дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
Гимнастика для губ и языка
Цель: развитие и совершенствование артикуляционного аппарата и произношения.
Задание 1. Вытяните губы трубочкой, будто вы хотите поцеловать что-то на расстоянии, а затем широко улыбнитесь во весь рот, растягивая губы и обнажая зубы.
Повторите это движение 10 раз на счет «раз, два». «Раз» – губы вытянуты трубочкой, «два» – переведены в широкую улыбку. В результате начальное напряжение щек и губ должно исчезнуть. Если пересыхают губы, оближите их и сделайте движение, которым женщины распределяют губную помаду.
2. Убедившись, что губы сложены трубочкой – в «хоботок», устойчиво зафиксированы, подвигайте «хоботком» вправо-влево. Щеки должны быть неподвижны. Упражнение необходимо повторить 10 раз.
3. Глядя в зеркало, зафиксируйте «хоботок», а затем поднимите его вверх и опустите вниз на счет «раз, два». Подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижными. Проделайте упражнение 10 раз.
4. Кончиком языка упритесь в щеку и растяните ее, а затем другую, словно вы во рту катаете конфету: раз – два, раз – два. Постепенно усиливайте давление языка на щеки. Проделайте упражнение 10 раз. Сделайте несколько жевательных движений, чтобы снять напряжение.
5. Упритесь кончиком языка в верхнюю губу, затем – в нижнюю, снова – в верхнюю, в нижнюю, и так 10 раз. Сделайте несколько жевательных движений, чтобы снять напряжение.
6. Сожмите губы и в напряженном состоянии просуньте между ними язык, свернутый в трубочку. Проделайте упражнение 5 раз.
Дикционные упражнения
Четкая дикция – непременное условие всех публичных выступлений. Под дикцией понимается четкое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией, при четком и внятном произнесении слов и фраз.
Цель: формирование четкого и правильного произношения звуков (гласных и согласных).
Задание 1. Вдохните и на выдохе, посылая звук в темя или в «маску» (нижнюю часть лба), стремясь, чтобы гласная звучала коротко и резко, как выстрел, а согласная – длинно, произнесите следующие слоги:
ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ
БУ БО БА БЭ БИ БЫ
КУ КО КА КЭ КИ КЫ
ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ
Каждый слог произносится на вдохе и выдохе. Упражнение нужно повторить 5 раз.
Задание 2. Упражнение выполняется таким же образом, как и предыдущее, но на одном выдохе вы должны «выстрелить» два слога:
ПУ-БУ ПО-БО ПА-БА
ПЭ-БЭ ПИ-БИ ПЫ-БЫ
КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА
КЭ-ГЭ КИ-ГИ КЫ-ГЫ
Каждый пример нужно повторить 5-7 раз.
Задание 3. По указанной выше методике произнесите следующие слоги. Каждый пример повторяйте трижды:
РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ
ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ
РЛУ-ЛРУ РЛО-ЛРО РЛА-ЛРА РЛЭ-ЛРЭ
РЛИ-ЛРИ РЛЫ-ЛРЫ
СТУ ЗДУ СТО-ЗДО СТА-ЗДА СТЭ-ЗДЭ СТИ-ЗДИ СТЫ-ЗДЫ
ПКТУ-ТПКУ ПКТО-ТПКО ПКТА-ТПКА
ПКТЭ-ТПКЭ ПКТИ-ТПКИ ПКТЫ-ТПКЫ
КПТУ КПТО КПТА КПТЭ КПТИ КПТЫ
ДБГУ-БГДУ ДБГО-БГДО ДБГА-БГДА
ДБГЭ-БГДЭ ДБГИ-БГДИ ДБГЫ-БГДЫ
Задание 4. «Скороговорки». Тщательно выговаривая каждый звук, надо медленно прочитать по складам: От то-по-та ко-пыт пыль по по-лю ле-тит.
Повторите до тех пор, пока не почувствуете, что вы можете медленно прочитать скороговорку без запинки. Затем прочитайте скороговорку в темпе обычного разговора. Убедитесь, что текст звучит разборчиво и уверенно. Повторяя скороговорку, наращивайте темп, а затем произнесите текст на пределе своих возможностей.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Чешуя у щучки, чешуйка у чушки.
Задание 5 Прочитайте выразительно текст Л. Петрушевской «Пуськи бятые».
Сяпала Калуша по напушке и увозила бутявку. И волит: Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И придудонились. И Калуша волит: Оее, оее! Бутявка-то – некузявая! Калушата бутявку вычурили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усякала с напушки. А Калуша волит: бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудунятся. А бутявка волит за напушкой: Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!!
Задание 6. Прочитайте текст, добившись эффекта внушения.
Каждый день неповторим и феноменален, если прожить его как последний день – единственный день жизни, то есть не оглядываясь, в радостном ощущении человеческого бытия, любви и гармонии. Именно к такой жизни приводит принятие алгоритма смирения и недеяния. Тогда расстановка ценностных акцентов ориентируется не на приобретение, а на отдачу. Не случайно люди испокон веков знали истину: чем больше отдаешь себя людям, не ожидая от них наград, тем больше вернется к тебе сердечным теплом и любовью. Мы тем и бедны, что имеем много, и не только бедны, но и несвободны, ибо не вещи нам служат, а мы вещам. Боясь потерять то, что имеем, мы погружаемся в целую систему страхов, которая по законам индукции порождает, с одной стороны, замки, сигнализацию, а с другой стороны, воров. Мы и к ближайшим своим относимся с большой долей собственности: отсюда траур наш по умершему фальшив, поскольку нам жалко не столько ушедшего, сколько себя потерявшего.
(А.Мартынов. Исповедимый путь)
Раздел III. Технология аргументации и речевого воздействия