double arrow

Специфика речи преподавателя

Речевая культура является визитной карточкой преподавателя, и при всей предметной эрудиции отсутствие или недостаток подлинной речевой культуры может оказаться не только причиной важных профессиональных ошибок, но и фактором устойчивого неприятия его как личности. На базе синтеза достижений почти всех наук гуманитарного круга,(в основном – лингвопрагматики, неориторики, коммуникативной лингвистики, этнолингвистики, социологии, психологии, антропологии) разработана интегративная дисциплина – педагогическая риторика, направленная на изучение не только и не столько нормативности и грамотности речи, сколько на изучение действенности качеств речи педагога и условий правильного речевого поведения (умения влиять на мнения и действия учащихся без навязывания).

Языковая личность преподавателя, его коммуникативное лидерство начинается с овладения нормами языка в различных видах деятельности: при говорении-слушании, письме-чтении как взаимно предполагающих друг друга. Критериями уровня развития языковой личности являются следующие:

· использование средств общения в соответствии с целью и адресатом;

· владение приемами организации текста, адекватно отражающего действительность и соответствующего замыслу речи;

· освоенность структурных элементов языка и возможностей их коммуникативного воздействия.

Факторами, составляющими основу речевого мастерства педагога, являются культура речи, начитанность, вербальная (словесная) память, импровизационная способность, позволяющая осуществить ролевое и позиционное говорение.

Педагогическая речь обеспечивает рациональность организации учебной деятельности, полноценность закрепления, усвоения и осознания информации. Речь тесно связана с коммуникативным поведением и теми задачами, которые ставит перед собой педагог, организуя разнообразные ситуации общения.

Речь преподавателя зачастую бывает суха, монотонна, невнятна, перегружена логическими ударениями, так как все в ней педагогу кажется важным; в ней отсутствует четкая смысловая группировка вокруг логических центров. Произвольные паузы, обусловленные не логикой содержания, а просто неумением правильно распределить дыхание, отсутствие интонационной связи между отдельными частями фразы мешают воспринимать смысл устного рассуждения.

Воздействие речи педагога зависит от следующих факторов:

1. Логическое построение речи (умение убеждать).

2. Владение техникой речи: дыханием, голосом, дикцией.

3.Экспрессивные умения:образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи.

4.Использование вспомогательных средств: жестов, мимики, пластики, дистанции общения.

5.Дискуссионные умения, этико-психологическое конструирование совместной со слушателями деятельности.

6. Перцептивные умения, связанные с учетом реакции слушателей, умение использовать наглядность.

Важнейшими составляющими компонентами профессиональной культуры речи преподавателя является владение терминологией определенной области знаний, умение строить монологическую научную речь, организовывать профессиональный диалог и управлять им. Владение терминологией данной науки предполагает знание фактов этой науки, усвоение основных понятий (их содержание, структура их дефиниций), понимание взаимоотношений между понятиями; умение устанавливать связи между известными ранее и новыми понятиями. Умение строить монологическую научную речь связано с владением системой научного стиля и правилами построения научного текста, основным путем формирования этих умений следует признать наблюдение и анализ образцов научной речи, служащие основой построения и совершенствования самостоятельных собственных высказываний на научную тему. Между тем преподавателю необходимо помнить, что терминологические барьеры не должны препятствовать смыслу и содержанию педагогического общения; понятийный аппарат преподавателя не должен превращаться в «непроходимую гору» для слушателя.

Важная характеристика речевой культуры преподавателя – уместное соотношение в монологическом тексте воспроизведенного и импровизированного. Педагог может учить наизусть текст своего обращения к аудитории, но тогда у него возникнут определенные сложности в ситуации спонтанного общения. Воспроизведение текста без элементов импровизации снижает степень концентрированности внимания, причем слушатели не видят резких различий между тем, выучен монолог или прочитан: в любом случае он безотносителен к аудитории. Стремящийся к заучиванию текста педагог в большей мере обращен к самому себе, во внутренней речи его преобладает оценка самого себя, в том числе солилоквиум (что сказано и что могло быть сказано); слушатель окажется на периферии риторического воздействия. Импровизировать – значит быть способным отказаться от заготовленных заранее пунктов и линий изложения, с тем чтобы на ходу «вылепить» новыми средствами как нечто свежее, первозданное, хорошо усвоенную главную мысль. «Оснащенность словесными конструкциями» означает, что ум не просто глубок, обширен, но и не имеет трудностей вербализации сколь угодно сложной и внезапной идеи.

Важной задачей речи педагога является создание доброжелательной психологической атмосферы общения, в которой личность лучше раскрывается, демонстрирует свои знания. Доброжелательность преподавателя – стремление сделать предмет реально полезным для аудитории, умение взглянуть на преподавание с позиций слушателя, причем иногда в контексте целей и задач, актуальных для данной аудитории, но еще не осознанных ею в силу различных причин. Иногда, когда резистентность аудитории очевидна, педагог проявляет доброжелательность, исходя из основного принципа риторики – обращаясь не только к сущему, но и к желаемому, формируемому в процессе преподавания. Речевой этикет преподавателя обеспечивает культуру включения, поддержания, переключения внимания собеседника, окончания контакта, выражения признательности, согласия, несогласия, удовлетворения, сожаления, сочувствия, комплимента и т.д. Решающими этапами общения с аудиторией являются вступление в контакт, его поддержание и прекращение. Известно значение «речевой настройки» в установлении контакта между собеседниками. Обмен малозначимыми на первый взгляд репликами о здоровье, настроении, погоде позволяет присмотреться друг другу, почувствовать эмоциональное состояние, адекватно воспринять коммуникативную ситуацию.

Путем прямого дисциплинирования обучаемых, предъявления категорических требований преподавателю создать благоприятную атмосферу для совместной работы сложно. Педагогический диктат, даже сопровождающийся улыбкой, приводит к формализации учебно-воспитательного процесса, отчуждению обучаемых, внутреннему сопротивлению дидактической активности преподавателя. Педагогическое общение, понимаемое как профессиональное общение педагога с учащимися, направленное на создание благоприятного психологического климата, в котором происходит педагогически целесообразная организация деятельности, предполагает, что психологический климат всегда должен быть положительно эмоционально окрашен. Преподавателю необходимо помнить, что его действия (за редким исключением) не должны рождать отрицательных эмоций у учащихся.

Педагогический этикет обязывает преподавателя к конкретной адресованности речи. Неопределенная обращенность транслируемой информации (и по форме, и по содержанию) затрудняет слушателям ее восприятие как личностно значимой. Опытным преподавателям свойственно умение модифицировать свои высказывания, находить точную экспрессивную окраску с учетом индивидуального, возрастного своеобразия слушателей и коммуникативной ситуации.

Профессионально важное умение преподавателя этически грамотно формулировать вопросы, отвечать, пояснять ответы, высказывать личное мнение (положительное, отрицательное, нейтральное), выражать эмоции (согласие, несогласие, радость, огорчение, благодарность), организовать диалог таким образом, чтобы взаимодействие с обучаемыми естественно и непринужденно перерастало официальные рамки, трансформируясь в межличностное общение.

Умение уважать себя, не впадая в педагогическое высокомерие, необходимо преподавателю, неотделимо от его умения регулировать отношения равенства – превосходства, подчиненного как дидактическому принципу воспитывающего и развивающего обучения, так и риторическому этосу. Преподаватель оценивается как источник информации, и лишь в соответствии с ее объемом и качеством преподнесения он может рассчитывать на неформальные отношения со студентами. Его профессиональная, риторическая и предметная компетентность может вызвать сомнения при очевидном стремлении к излишней откровенности, аффектированному самоуважению. Если лекция начинается словами: «Я не особо компетентен в данном вопросе», или, напротив, «Моя лекция, возможно, будет сложна для вас», – слушатель, внутренне не нацеленный ни на какую дидактическую задачу, становится неспособным к восприятию информации: его уверили, что она ему знакома или не может быть усвоена. Подобные зачины обнажают неуважение педагога к себе и обучающимся: если человек вышел к аудитории, он располагает информацией и коммуникативным намерением. Именно самоуважение, уважение к предмету и студентам, а не апломб является одним из показателей коммуникативной культуры преподавателя вуза.

Принципиальное значение имеет культура волеизъявления преподавателя. Субъект-субъектный характер взаимодействия с обучаемыми обязывает преподавателя сводить к минимуму использование прямых команд и приказов, глаголов со значением повелительного наклонения – «встать», «сесть», «отвечай» и т.д. Кроме того, одним из распространенных способов возвышения педагога над учащимся и проявлением статусной власти является «ты-общение». Узурпируя «ты-общение», педагог таким образом изначально возвышает свой статус, давлеет, очерчивает главенство своей «начальствующей» позиции. Ориентация на «вы-общение» свидетельствует о внутренней культуре личности и демонстрирует вежливое отношение к человеку, равенство личностей. Конечно, если преподавателя и обучаемого связывают длительные, эмоционально-доверительные отношения, «ты-общение» может являться показателем определенной близости отношений. Вместе с тем, специалисты по этикету не рекомендуют переходить на «ты» с человеком, который не может себе позволить такой переход, например, из-за большой разницы в социальном статусе или возрасте.

В процессе общения преподаватель призван создавать коммуникативную обстановку, стимулирующую речевую активность обучаемых, не выискивая исключительно ошибки или неточности в их суждениях, а выражая живой интерес к обмену информацией, подчеркивая достоинства, а не слабости студентов; не торопить с ответом, не перебивать.

Коммуникативное воздействие, предназначенное для установления непосредственных духовных контактов преподавателя с обучаемым, изначально диалогично и импровизационно. Диалогическая ориентированность является существенным показателем культуры речевого поведения преподавателя. В любом диалоге происходит периодическая смена ролей слушающего и говорящего. Известны два типа слушания: функциональное (рефлексивное), нацеленное на безошибочное восприятие и анализ полученной информации, и личностное, сопровождаемое сопереживанием собеседнику. Эмпатийное слушание является предпосылкой адекватности речевого поведения педагога, оперативности его профессиональных реакций, предупреждения возникновения коммуникативных барьеров.

Педагогический диалог и его смысловые аспекты актуализируют проблемность, взаимообогащают различные «открытые позиции». Совместное мышление преподавателя и студента в диалоге несет изменения в мотивации студентов: расширяется спектр мотивов, стимулирующих познание и самопознание, рождается новая позиция по отношению к себе, другим людям, миру. Эта открытая позиция немыслима без освобождения от догматичности и авторитаризма мышления, претензий и убеждений на единственно верную точку зрения, без преодоления ригидности мышления.

Однако преподавателю вступить в равноправный диалог со студентом не всегда удается. Признаки педагогического доминирования в диалоге:

· злоупотребление длительными и громогласными высказываниями;

· навязывание собственного мнения и готовых решений;

· нетерпимость к инакомыслию;

· стремление поставить несогласного «на место»;

· злоупотребление замечаниями, сковывающими речевую активность партнера.

Ведение коммуникативного диалога со студентами требует высокой культуры – лингвистической, нравственной, психологической, педагогической.

Необходимо отметить, что в системе университетской культуры диалоговая позиция научного наставника становится важнейшим условием успешного профессионального становления студента и может быть предметом пристального педагогического внимания. Ю.М. Лотман, анализируя особенности университетского образования, охарактеризовал эту позицию так: «Здесь нет верха и низа — учителей и учеников — здесь все коллеги, то есть люди, которые работают вместе. Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, то есть когда одни хотят учиться, а другие им в этом помогают. Отношение преподавателя к студентам будет отношением коллеги к младшему коллеге»[27,187]. Установка на диалоговое начало была доминантой преподавания философа и филолога А.Ф. Лосева; он говорил: «Друзья мои, я изложил вам один из взглядов на проблему, показал вам направление моих поисков, образ мысли. Но я пришел сюда не поучать, а спорить по волнующим всех проблемам, пришел поучиться. Я хочу почувстовать в вашем научном диалоге биение мысли, услышать другие мнения и точки зрения. Я пришел сюда спорить, чтобы учиться мыслить» [26,348].

Психологическое пространство в диалоге — особое «креативное поле», где вырастают побеги неожиданных, оригинальных решений, это особое духовное общение, основанное на интеллектуальном поиске, свободе самовыражения и самопостижения. Принципиальным отличием диалогической установки педагога от монологической является то, что последняя не предполагает обращения к слушателю как к конкретному лицу, собеседнику, который должен определенным образом реагировать на получаемое сообщение, соглашаться или возражать, так или иначе его истолковывать, интерпретировать, оценивать.

Именно диалоговая коммуникация позволяет развернуть практически, а не только на уровне красивых умозаключений, гуманистически ориентированную, смысловую ориентацию педагогического общения. Более того, можно утверждать, что диалог спасает педагога от профессиональных деформаций, так как, осуществляя диалоговые формы коммуникации, педагог находится вне своего привычного статуса «всезнайки-начальника», что препятствует появлению своемерия, доминантности и педагогического чванства. Диалог являет собой принципиальное равенство позиций, где нет образования одного другим, нет одностороннего восхождения одного к логике другого.

Коммуникативные качества речи преподавателя

Центральным в учении о культуре речи является введенное Б.Н. Головиным родовое понятие «коммуникативные качества речи», под которыми понимаются ее свойства, выявляющие ее взаимосвязь с неречевыми структурами, такими как язык, мышление, сознание, действительность, и создающиеся единицами разных языковых уровней в их взаимодействии.

Хорошая речь педагога характеризуется рядом признаков:

1 .Правильность речи, то есть соответствие принятым литературно-языковым нормам (правильное произношение, ударение, подбор синонимов к словам, сочетание длинных предложений с короткими, средний темп речи). Речь педагога должна быть грамматически, орфоэпически и лексически правильной.

2. Богатство речи можно определить как максимально возможное насыщение ее разными, не повторяющимися средствами языка. Чем разнообразнее речь, тем больше в ней содержится информации, больше личных оценок, авторского отношения к предмету речи. Лексическое богатство проявляется в том, что слова не несущие специального коммуникативного намерения, применяются как можно реже. Этого можно достигнуть при наличии у говорящего пишущего большого словарного запаса. Для количественного исчисления уровня лексического богатства речи существует такой критерий, как коэффициент лексического богатства. Он представляет собой отношения между лексемами (разными словами) и общим количеством слов в тексте. Семантическое богатство речи проявляется в разнообразии и обновлении словесных связей, т. е. имеется в виду значение слова, приобретенное в контексте. Синтаксическое богатство речи проявляется в разнообразии синтаксических средств.

3. Ясность речи, то есть доступность пониманию слушающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» (Квинтилиан). Она достигается путем точного и однозначного употребления слов, терминов, словосочетаний, грамматических конструкций, является важным коммуникативным качеством речи. Соблюдение данного требования важно потому, что оно связано с действенностью и эффективностью устного слова. По мнению исследователей, общедоступность и понятность определяется прежде всего отбором речевых средств, а именно ограниченностью использования слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости. С точки зрения сферы употребления слов их можно разделить на две группы: лексику неограниченной сферы употребления, в которую входят общеупотребительные, понятные для всех слова, и лексику ограниченного употребления, в которую включены профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины, т.е. слова, употребляемые в определенной сфере – профессиональной, территориальной, социальной. Но эту речь не могут и не должны понимать абсолютно все.

4. Логичность, соответствие законам логики. Небрежность языка вызывает нечеткость мышления, а логика речи не только обеспечивает результативность усвоения слушателями излагаемого лектором материала, но и способствует установлению психологического контакта между говорящим и аудиторией. С помощью законов логики можно повысить убедительность своих суждений и доводов. Для того чтобы публичная речь была логичной, необходимо учитывать требования логики при подготовке к устному выступлению. Во-первых, должна быть четкая структура выступления, т.е. речь должна содержать вступление, основную часть и заключение. За счет вступления решается проблема установления контакта оратора с аудиторией, создания интереса и привлечения внимания. В основной части раскрывается суть предлагаемых идей, предложений, оценочных суждений. В заключении подводится итог выступлению и мотивируется деятельность собеседников.

Стройность и последовательность в изложении мыслей обозначены порядком изложения материала устного выступления, когда каждая последующая мысль увязана с предыдущей. Выступление будет считаться логичным, если оно построено в соответствии с законами формальной логики: законом тождества; законом противоречия (непротиворечия); законом достаточного основания и законом исключения третьего. Основываясь на законах логики, можно сделать вывод, что логически правильная речь должна быть:

l определенной, т.е. ясной, с четкими формулировками и конкретными выводами (педагог не пользуется туманными намеками, расплывчатыми суждениями, двусмысленными замечаниями, не перескакивает с одной мысли на другую);

l последовательной, т.е. без противоречивых высказываний (все элементы выступления должны быть направлены на утверждение выдвинутой точки зрения);

l доказательной, опирающейся на действительные факты, научно обоснованные истины, надежные источники информации, что позволяет привести аудиторию к логическим выводам и убедить ее принять эти выводы.

5. Чистота речи определяется отсутствием в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов, не несущих никакой смысловой нагрузки, не обладающих информацией или отвергаемых нормами нравственности. Они засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания выступления. К таким элементам относятся слова-паразиты, которые появляются в речи при раздумье, в паузах (вот, значит, так сказать), диалектизмы, вульгаризмы, жаргонизмы и просторечные слова.

6. Точность речи, то есть точность в отражении действительности и точность выражения мысли в слове. Первый аспект связан с истинностью речевого высказывания (правда или ложь). Во втором аспекте возможны недостатки: отсутствие конкретности, смешение близких по звучанию, но разных по значению слов, которые называются паронимами (осудит-обсудит, представит-предоставит).

7. Сжатость речи, то есть отсутствие лишних слов и ненужных повторений. Многословие неуместно всегда, умение говорить – это умение не говорить лишнего. Общие слова – признак некомпетентности и полного безразличия к аудитории.

8. Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, стереотипов, ее выразительность и образность, что достигается оперированием речевыми формами, имеющими переносный смысл, уместно используемыми поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами, помогающими преподавателю ярко и лаконично выразить свои мысли и чувства.

9. Благозвучие речи, то есть соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбором слов с учетом их звуковой стороны. («Следует избегать неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием свистящих и шипящих звуков, избегаю их» А.П. Чехов).

10. Эстетичность речи проявляется в неприятии литературным языком оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения. Для достижения эстетичности используются эвфемизмы – эмоционально нейтральные слова, употребляемые вместо слов и выражений, представляющихся говорящему неприличными, грубыми, нетактичными.

11. Экспрессивность, эмоциональная выразительность речи (даже самая вялая, малосодержательная реплика несет оттенок определенных эмоциональных состояний – интеллектуальной пассивности, незаинтересованности в общении, нежелания обнаруживать свои подлинные мысли и чувства, а экспрессия позволяет усилить изобразительность и выразительность слова). Выразительная речь помогает преподавателю создать атмосферу коллективного эстетического переживания, когда учебное общение подчиняется законам художественной логики, а наука вступает в увлекательной форме, свободной от штампов. На первое место по значимости в создании выразительного эффекта выходит индивидуальность преподавателя. На этом базируется один из самых распространенных советов преподавателям: «пропустить информацию через себя», выработать субъективно-оценочное отношение к предмету лекции. Среди условий выразительности речи – самостоятельность мышления, неравнодушие к предмету речи, знание возможностей языка, тренировка речевых навыков, основанная на чтении художественных текстов, сознательное намерение говорить и писать выразительно.

12. Уместность подразумевает такой подбор и организацию средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместность тех или иных языковых средств зависит от контекста, ситуации, психологических характеристик личности собеседника. Хорошо отражает суть этого принципа поговорка: «В доме повешенного не горят о веревке». Неуместно как самовосхваление, так и самоуничижение, вне зависимости от аудитории. Это нарушение речевого этикета в равной степени: самоуничижающийся, если он говорит искренне, не имел права выйти не подготовившись к уважаемой им аудитории; если же он подготовлен, ложь очевидна, а она сама по себе не может быть основой уважительного отношения к слушающим. Отнюдь не во всем требуется искренность: педагогу не следует злоупотреблять фактами своей биографии, сообщениями о своем здоровье и предъявлением настроения.

Неординарные, духовно богатые личности владеют магией словесного общения. Ее источают их образ, манеры общения, интонационная окраска голоса, флюидное свечение глаз. Слушателям импонирует, когда говорящий не суетится, а эмоционально чеканит фразы, не скрывая при этом своих убеждений, всем своим видом показывая уверенность и правильность используемых аргументов. В.О. Ключевский пишет о С.М. Соловьеве: «Чтение Соловьева не трогало и не пленяло, не било ни на чувства, ни на воображение, но оно заставляло размышлять. С кафедры слышался не профессор, читающий в аудитории, а ученый, размышляющий в своем кабинете.... У Соловьева слово было всегда по росту мысли, потому что в выражении своих мыслей он следовал поговорке: сорок раз примерь, и один отрежь. Голос, тон, склад речи, манера чтения – вся совокупность его преподавательских средств и приемов давала понять, что все, что говорилось, было тщательно и давно продумано, взвешено и измерено, отвеяно от всего лишнего, что обыкновенно пристает к зреющей мысли, и получило свою настоящую форму, окончательную отделку. Вот почему его мысль чистым и полновесным зерном падала в умы слушателей» [22, 323-324].

Между профессиональным мастерством педагога и актера имеется сходство, поскольку объектом их воздействия является духовный мир личности, а основным средством выступает речевая экспрессия. Артистичный педагог создает вокруг себя эмоциональное биополе, попадающие в него включают свои эмоции, и это происходит в той направленности, которая обусловлена влиянием педагога. Вот как описывает свое впечатление от лекции профессора С.Н. Савельева его ученик, Е.Г. Соколов: «Он всегда читал лекции, как мне поначалу казалось, с полуинтимной-импровизационной интонацией. Ощущение, что вот здесь и сейчас все рождается (его слово, мысль, обороты речи, жесты, реакции на данную конкретную аудиторию). Причем это независимо от того, большая или маленькая аудитория. Какие-то спонтанные примеры-иллюстрации, очень ситуационные, порожденные непосредственной конкретной обстановкой и теми людьми, что слушают, поражали более всего. И вот я попадаю второй раз на ту же самую лекцию в совершенно другой аудитории, по количеству, возрасту, социальному составу... И... та же самая интонация, те же самые «спонтанные» реплики из зала, «неожиданные» вопросы, ситуационные примеры. Я был поражен! Совершенное умение приводить аудиторию в нужное тебе состояние, подводить к мыслям-репликам-вопросам» [20, 239]. Речевое мастерство лектора достигается тем, что выученное как текст произносится несколько раз (иногда приходится повторять одно и то же несколько десятков раз) так, как будто рождается именно здесь и сейчас. У аудитории возникает ощущение, что перед ней находится человек, который сам для себя мыслит на глазах у всех.

Культура речевого поведения предполагает осмысление преподавателем своих экспрессивных проявлений, их критическую самооценку, культивирование естественной самобытности языка и сознательное использование его в учебно-воспитательных целях. У многих преподавателей заметна стереотипность эмоционального самовыражения: более выразительными оказываются не положительные, а негативные чувства, проявляемые по отношению к обучаемым.

Так как именно преподавателю принадлежит главная роль в общении (он инициирует, направляет, стимулирует, концентрирует внимание), студенты ждут от педагога уверенности, решительности, спокойствия и достоинства.

Техника речи

В основе исполнения лежат дикционные и темпориальные характеристики, нарушение которых совершенно недопустимо со стороны преподавателя. Паралингвистика речи обращена к ее звучанию, которое в свою очередь основано на понятиях дикции, темпа, ритмико-интонационной окраски, формирующих аудиологическую картину мира. Они могут как сближать участников общения чувством эмпатии, так и разделять их. У каждого человека, в зависимости от многочисленных личностных качеств – темперамента, возраста, характера, степени конформизма, – существует своя индивидуальная система речевого комфорта, учитывающая ритмико-интонационные, тембровые, динамические, дикционные характеристики речи.

Техника речи – это комплекс навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции и интонационно-мелодического строя речи. Овладение техникой речи позволяет преподавателю: не испытывать утомления при многочасовой нагрузке на речевой аппарат, добиваться высококачественной речи. Техника речи включает в себя: фонационное дыхание, голос, дикцию, интонацию.

Нередко преподаватели жалуются, что им трудно выдержать большую голосовую нагрузку: «голос устает», перехватывает дыхание. Многие даже не подозревают, что большинство этих недостатков связано с отсутствием навыков правильного речевого дыхания. Фонационное дыхание отличается от повседневного энергичным вдохом и длительным равномерным выдохом. Это дыхание дает энергию для голоса и регулирует силу звуков, разномощных по своей природе.

Фонационное дыхание характеризуется активностью,так как дыхание служит энергетической базой речи. Ритм фонационного дыхания таков: вдох в 10-15 раз короче выдоха. Такое распределение выдыхаемого воздуха необходимо тренировать сознательно; добор дыхания в процессе речи: нужно научиться быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Главное профессиональное орудие педагога – голос, звуковая форма устной речи. Под педагогическим голосом подразумевается профессионально сформированный голос, в полной мере обеспечивающий звуковую сторону. От того, насколько им владеют, зависят звучность, тембр, темп, артикуляция – те компоненты устной речи, которые определяют ее интонационное богатство и своеобразие. Комплексная характеристика педагогического голоса включает такие параметры, как: высокий уровень громкости, широкий динамический и высотный диапозон, разнообразие тембров, благозвучность, полетность, помехоустойчивость, суггестивность, адаптивность, гибкость, выносливость. Изменяя звучность, мелодику, темпоритм высказываний, преподаватель может выразить тончайшие нюансы эмоционального отношения к предмету разговора, расширить смысловую емкость слова, при желании придать ему обратное значение. Высокий уровень громкости дает возможность работать с большим составом слушателей и в большой по площади аудитории. Большой динамический и высотный диапазон придает голосу множество оттенков звучания и мелодики, а тембровый – выразительность. Чистота и ясность тембра позволяют голосу быть благозвучным.

Дикция – это отчетливое произнесение каждого отдельного звука и звуковых сочетаний. Ясная дикция избавляет слушателей от напряжения, недопонимания, двусмысленного толкования. Залог ясной дикции – правильная артикуляция звуков. Артикуляцией называют совокупность произносимых движений речевых органов (губы, зубы, язык, мягкое и твердое небо). О впечатлении, которое производит на слушателей плохая дикция, образно говорил К.С. Станиславский: «Слово с подменными буквами представляется мне… человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами… Когда слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед» [Цит. по: 8, 83].

Основу всех характеристик голоса педагога составляет интонационная выразительность. Под интонацией понимаются все явления, возникающие во время произнесения фразы, но не относящиеся к содержанию сказанного. Именно она играет первостепенную роль в управлении поведением собеседника, эмоционально заражает и внушает определенный строй мыслей. Известный исследователь сценической речи С. Волконский отмечал: «Не прилепляйтесь к слову, не думайте, что в слове смысл; слово имеет бесконечное количество смыслов, и только интонацией определяется настоящий смысл каждого данного случая» [Цит. по: 8, 89]. Интонацию называют зеркалом эмоциональной жизни человека. Чем ярче эмоциональная отзывчивость человека, тем богаче его речь мелодичной выразительностью. Слагаемые интонационной выразительности: мелодка речи, паузы, громкость и отчетливость, скорость.

Мелодика речи определяется высотой речи. Паузы позволяют воспринимать информацию на логическом, психологическом, содержательном уровнях. Отчетливое произнесение свидетельствует об уверенности педагога, хорошей ориентировке в содержании учебного материала. Скорость речи определяет скорость произнесения как «быструю» или «медленную», зависит от индивидуальных особенностей говорящего и от автоматизма воспроизводимой информации, содержания говоримого. Важно, чтобы педагог умел управлять темпом и имел резерв скорости, чтобы излишне скорая речь не привела к ошибкам, оговоркам. Средняя скорость речи составляет 120-150 слов в минуту. Медленный темп речи, на первый взгляд, облегчает восприятие, но не дает стимула к непроизвольному вниманию, создает так называемую информационную пустоту. Торопливая речь так же неприятна, как и вялая, вымученная речь, идущая от плохого знания предмета.

Для «пишущей аудитории» преподаватель нередко слишком стремителен, в то время как она требует чеканных формулировок и возможности зафиксировать сказанное. Поэтому даже в релаксационные моменты, когда преподаватель сообщает примеры и аналогии, не требующие графической фиксации, аудитория не оставляет за преподавателем права на дикционные огрехи. Наилучшим образом педагог может определить недостатки собственной дикции, посмотрев записи лекционного материала. Как правило, ошибки нашего произношения проявляются в невыясненных окончаниях слов, между тем как именно они должны выделяться особенно значительно.

Аудитория «слушающая», ставящая на первый план суггестию и образность в информативных структурах речи говорящего, требует темпа, соотносимого с темпоритмом ее мышления – как вербального, так и образного.

Голос субъективно может быть плохим или хорошим. Субъективные характеристики голоса: хороший – спокойный, вибрирующий, бархатистый, преобладание низких тонов, естественно звучит, теплый; плохой – хриплый, дрожащий, скучный, монотонный, плаксивый, напряженный. Бесцветный, хриплый или глухой голос хуже всего воспринимается студентами, быстрее их утомляет, настраивает против лектора. Уверенное, убедительное звучание речи возможно, когда в голосе отсутствует даже минимальное дрожание (неритмичные, хаотичные модуляции звука). На красоту голоса влияют объективные факторы: тон, звучность, темп, высота, тембр, интонации.

Звучность (сила и громкость) дает возможность педагогу донести свою речь до аудитории. Сила и громкость голоса – это яркое свидетельство уверенности и чувства собственного достоинства. Униженность и подчинение положению вызывает появление таких характеристик голоса, как сиплость, шипение, тихий и слабый голос. Для властных личностей свойственны пугающие раскаты и металлические оттенки голоса, его сильный резонанс. Таким образом, говорить тихо такой же недостаток, как говорить слишком громко. Слышимость голоса зависит от того, в каком помещении выступает педагог и до кого хочет донести свою речь. Полнозвучный, богатый голос хорошо слышен во всех уголках любой комнаты.

Тон голоса характеризуется высотой, вибрацией и модуляцией. Высота тона характеризует высоту произносимых звуков. Низкий голос для слуха приятнее, а высокий, кроме того что он сложен для восприятия, с трудом поддается записи без искажения. Интонация – это «подъемы» и «спуски» голоса, а монотонность утомительна для слуха. Интонации – ключ, с помощью которого задействовано мышление и раскрывается душа.

Тембр голоса – это его окраска. Во всем мире нет двух голосов, звучащих совершенно одинаково. Окраска определяется обертонами, передающими эмоциональное состояние: голос может быть ворчливым, восторженным, бодрым, угрожающим. Искусство тембра – самое трудное в мастерстве устной речи. Исследователями установлено, что психологическое доверие к низким голосам гораздо больше, чем к высоким, поэтому преподавателю следует позаботиться о постановке своего голоса, в этом ему могут помочь специальные упражнения по актерской и педагогической технике.

Суггестивность голоса – способность голоса воздействовать на эмоции и поведение слушателей, независимо от смысла произносимых слов. Различают три уровня суггестивности голоса:

l голос привлекает к себе внимание и выделяется из других голосов, он может быть и некрасивым, но обращает на себе внимание слушателей;

l говорящий с помощью голоса вызывает сопереживание своим чувствам, настраивает эмоции слушателей в тон своим переживаниям. Такой уровень позволяет расставить эмоционально-смысловые акценты;

l высший уровень суггестивности выражается в том, что реакция слушателей приобретает поведенческий характер. Слушатель совершает какие-то действия или останавливается на том основании, что в голосе говорящего появилась особая окраска, которая подсознательно воспринимается как императив, нечто непреложное.

Выделяют несколько правил речевой суггестии:

Сила внушающего воздействия прямо зависит от конкретного смысла и образности ключевых слов. Например, слова «человек», «птица» – абстрактные понятия, а «апельсин», «яблоко» – образные, конкретные, хорошо представляемые. Сила внушающего воздействия повышается, если ключевые образные слова будут подкреплены конкретными образными качественными определениями. Например, слово «груша» – хорошо представляемое слово, зато словосочетания «груша сочная, янтарная, душистая, сладкая» вызывают определенный образ.

Сила воздействия повысится, если говорить позитивно, избегая слов-отрицаний «не», «нет». Лучше говорить: «Следует сказать», «Надо упомянуть». Эти выражения воспринимаются как приказ. А выражения типа: «Нельзя не сказать...» «Вы, наверное, не слышали, что...?», «Вам, конечно, неизвестно, что...» неосознанно воспринимаются как запрет или ограничение, желание поставить человека в подчиненное положение.

При внушении необходимо больше использовать речевую выразительность: мягкие и доброжелательные речевые интонации; в конце фразы, в которой заложена основная мысль, голос должен интонационно понижаться; существенно повышает значимость сказанного пауза после произнесения ключевой фразы; в речевой динамике значительная роль принадлежит темпу речи – это отношение к человеку и его интеллектуальным возможностям.

Преподаватель общается с обучаемыми не только когда говорит, но и когда выразительно молчит. Если аудитория возбуждена, ведет себя шумно, надежным средством дисциплинирования выступает спокойное недоумение педагога, его затянувшееся молчание. Молчание как коммуникативный знак может выполнять многообразные функции:

l контактную, реализуемую в ситуации взаимопонимания, как показатель близости, когда слова излишни;

l дисконтактную, проявляющуюся при отсутствии взаимопонимания, свидетельствующую об отчужденности коммуниканта;

l эмотивную, когда передаются различные эмоциональные состояния (страх, удивление, восхищение, радость и др);

l информативную, как сигнал согласия или несогласия, одобрения или неодобрения, желания или нежелания совершить какое-то действие;

l стратегическую, когда выражается нежелание говорить с определенной целью (не показать свою неосведомленность);

l риторическую, как способ привлечения внимания, придания особой весомости последующему высказыванию;

l оценочную, как реакцию на действия и слова собеседника.

Для профессионального владения голосом необходима специальная работа, обеспечивающая культуру звукоизвлечения, речевую экспрессию и исправляющая недостатки. Многие профессиональные заболевания голоса являются следствием форсирования звука, игнорирования правил фонационного дыхания. Для работы над интонацией полезно чтение вслух по ролям.

Работа над дикцией, темпом, ритмико-интонационными характеристиками речи имеет солидную историографию – указания современников на речеразвивающую деятельность Демосфена, работы Цицерона, Кондильяка, Гете, А.Ф. Кони. Самым выдающимся примером по преодолению природных недостатков речи (заикания и косноязычия) был Демосфен. Именно он выработал собственную уникальную методику работы над голосом, она состояла из следующих этапов.

Демосфен оборудовал подземное помещение, в котором в полном уединении работал над техникой речи. Произнося отрывки из стихов, Демосфен мог не опасаться быть услышанным – фактор зрителя, существенно препятствующий работе по совершенствованию дикции, полностью отсутствовал. Кроме того, подземелье скрадывало возможные в обычных помещениях акустические явления; голос, даже постепенно усиливавшийся, звучал приглушенно, и, восходя на ораторское возвышение, Демосфен уже не замечал его естественной силы.

По свидетельствам современников, Демосфен любил говорить при шуме моря – это укрепляло голос и приучало концентрировать внимание на предмете, не замечая окружающего акустического диссонанса.

Неясный, шепелявый выговор он одолевал, вкладывая в рот камешки и так читая на память отрывки поэтов. Голос укреплял бегом, разговором на подъемах и тем, что, не переводя дыхания, произносил несколько стихов или какие-нибудь длинные фразы. Действительно, нахождение в полости рта во время речетворческой деятельности постороннего предмета вначале деформирует, а впоследствии существенно расширяет артикуляционную базу.

Дома у Демосфена находилось зеркало, перед которым выполнялись ораторские упражнения, развивающие как речевые, так и невербальные формы самовыражения. Говорящий перед зеркалом получает возможность наблюдать собственные мимико-жестикуляционные модификации, приводит их в соответствие содержанию речи.

Приведем некоторые рекомендации по облегчению говорения:

1. Перед тем как говорить, а также после каждого выдоха вдыхайте достаточное количество воздуха. «Достаточно» означает не чрезмерно: каждый говорящий должен руководствоваться собственным опытом и вдыхать такое количество воздуха, которое отвечает особенностям его организма.

2. После вдоха воздух тратьте медленно, экономно.

3. Не повышайте голос, говорите так, как всегда. Повышая голос, вы тратите больше воздуха.

4. Держите грудь ровно, чуть-чуть выпятив ее вперед. Вдыхать воздух нужно и носом, и ртом. Говорите, по возможности находясь в хорошей физической и психической форме. Нервная система не должна испытывать чрезмерные нагрузки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: