Невербальное речевое воздействие

Невербальное речевое воздействие – это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают речь (жесты, мимика, поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общения и др.). Экстралингвистические ошибки, явно препятствующие общению, – это хмурое лицо педагога, входящего в аудиторию, аксиальность (однонаправленность) его взгляда и речи, отсутствие зрительного контакта со студентами, размещение по отношению к студенту на расстоянии, исключающем продуктивное деловое и межличностное общение.

Преподаватель выступает перед студенческой аудиторией как оратор, т.е. как человек, произносящий речь перед слушателями (широкое понимание термина «оратор», в отличие от узкого понимания, где «оратор» – человек, умеющий говорить красиво, образно, выразительно). Имидж оратора во многом определяется его направленностью, целевыми установками речи.

Слушатели предъявляют к оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе.

Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели – это одновременно и зрители. Аудитория внимательно следит за поведением оратора во время речи. Лишние механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Само появление оратора оказывает психологическое воздействие на аудиторию: оно должно настроить слушателей на успех, ни у кого не должно возникнуть тени сомнения в удаче. Слушатели хотят сразу составить мнение об ораторе – положительное или отрицательное, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет. Прежде чем начать речь, нужно помолчать 5-10 секунд, чтобы дать возможность разглядеть себя и сосредоточиться на предстоящей речи. Затем обвести аудиторию доброжелательным взглядом, улыбнуться.

Важным элементом взаимодействия с аудиторией является и зрительный контакт. Лицо выступающего должно быть серьезным, не следует хмуриться и напрягаться, мысленно витая в пространстве, тем более лицо не должно принимать отчужденного вида. С аудиторией необходимо постоянно поддерживать зрительный контакт. Приветливый, с улыбкой, кратковременный взгляд в глаза рассматривается как сигнал положительного отношения, заинтересованности, симпатии, стремления к контакту. При продолжительном контакте этикет требует смотреть не в глаза, а в лицо собеседника. Пристальный взгляд в глаза рассматривается как проявление враждебности или стремления доминировать, подавить собеседника – не надо смотреть слишком пристально ни на кого.

Мимика – выразительные движения лицевых мышц. Наиболее эффективна и действенна мимика приветливости, ядром которой является улыбка. Улыбка в общении выполняет следующие функции:

l характеризует улыбающегося как носителя положительных признаков, хорошего человека;

l вызывает ответную положительную эмоцию у собеседника, легко отражается;

l поднимает настроение самому говорящему (психотерапевтическая функция).

Признак искренней улыбки – подвижность бровей в момент улыбки, если брови неподвижны и человек улыбается одними губами – улыбка неискренняя.

Жесты – динамические выразительные движения тела. Жест – это нечто гораздо большее, чем движение рук и других видимых и способных двигаться частей тела. Интонация нашей речи может с таким же успехом обозначать отношения и чувства, как и сжатые кулаки, взмах руки, пожатие плеч или поднятие бровей. Область жестов постоянно взаимодействует собственно с языком. Использование жестикуляции во время выступления должно подчиняться принципам:

l непроизвольности: к жесту необходимо прибегать по мере потребности в нем;

l прерывности: не следует жестикулировать руками на протяжении всей речи, не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом;

l разнообразия: необходимо использовать разнообразные жесты для того, чтобы подчеркнуть выразительность слова;

l уместности: количество и интенсивность жестов должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Преподавателю необходимо помнить, что жесты должны быть свободные и упругие, а не небрежные и вызывающие, жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мысли. Важны правильные риторические жесты, прежде всего усилительные (ритмические движения рукой, руками, указкой в такт речи). Указательные жесты следует делать ладонью, а не пальцем, иначе это выглядит как проявление агрессивности.

Позы - фиксированные, статичные положения тела. Слушатели обращают внимание и на позу лектора. Некоторые ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей, не способствует установлению контакта. Позы бывают открытыми, закрытыми и авторитарными. Преподаватель должен уметь принимать «открытую позу»: ноги на ширине плеч, одна чуть впереди другой; руки опущены или слегка согнуты в локтях; ладони раскрыты и направлены к аудитории; мимика выражает доброжелательность. «Открытая поза» способствует установлению контакта с аудиторией, как весь внешний вид педагога – готовности к совместной работе.

«Закрытые позы» - руки и ноги скрещены, руки закрывают грудную клетку, подбородок опущен, человек стоит к собеседнику боком. Авторитарные позы демонстрируют высокий статус говорящего, его превосходство над собеседником, стремление оказать на него давление. Примеры авторитарных поз: ноги шире плеч, руки за спиной («поза армейского сержанта»), поза «руки в боки», взгляд поверх очков и некоторые другие. Все они, как правило, призваны оказать давление на собеседника, подчинить его себе. Воспринимаются такие сигналы негативно.

Приняв «открытую позу», необходимо выбрать оптимальную дистанцию общения, то есть наиболее благоприятное в психологическом плане расстояние, позволяющее избежать вторжения в личное пространство студента. Оптимальность дистанции определяется и другими характеристиками, такими, как доступность звукового и визуального восприятия. Доминантой пространственного поведения преподавателя является уважение права студента на территориальную автономию. Неоправданное увеличение расстояния между преподавателем и студентом снижает воздейственную силу его слова. Однако не всегда приближение к студенту эмоционально сближает с ним.

Во время передачи информации большое значение имеет соотношение «диагонали» и «вертикали». «Диагональ» – это легкий наклон туловища вперед, к которому обычно люди прибегают в общении друг с другом, когда сообщают что-то важное и значимое для них. «Диагональ» воспринимается как откровенность, поэтому для трансляции особо сложной для восприятия и понимания информации, преподавателю необходимо принимать такое положение тела. Закончив свое сообщение, педагог предоставляет аудитории возможность «перевести дух», отдохнуть, обдумать услышанное. Для этого он пластически заменяет «диагональ» на «вертикаль». «Вертикаль» демонстрирует временный уход от разговора, небольшую передышку в общении субъектов. Аналогичный эффект производит приближение преподавателя к аудитории (внимание концентрируется на его персоне, и в этот момент он может сообщать наиболее сложный материал занятия) и удаление от нее хотя бы на несколько шагов, позволяющие слушателям переключиться на осмысление и усвоение услышанного. Чередование «диагонали» и «вертикали», приближения и удаления повышает эффективность речевого воздействия преподавателя, перемежая этапы напряженной работы с небольшим отдыхом.

Немаловажной характеристикой пластики является ее мелодичность. Это означает, что движения и жесты должны гармонировать с обликом человека, его речью, соответствовать теме и стилю общения. Пластика, жесты, артикуляция преподавателя должны привлекать, создавать впечатление красоты и изящества, а не раздражать или вызывать насмешку. Преподаватель, поминутно встряхивающий головой, почесывающий ухо, поправляющий часы на руке, своими движениями раздражающе действует на слушателей, отвлекая и уводя от обсуждаемого вопроса.

Одежда и весь внешний облик преподавателя есть не что иное, как способ коммуникации, посредством которого он информирует окружающих людей о своем статусе, уровне притязаний, вкусе и т. д.; она помогает человеку в достижении социально-психологической позиции, к которой он стремится. Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь. А.Ф. Кони советовал лекторам: «Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой» [Цит. по: 13, 294].

Современные специалисты по имиджу отмечают, что костюм выступающего перед аудиторией должен отвечать следующим требованиям:

l идеальная чистота и опрятность, которые значительно повышают самочувствие владельца костюма, стимулируют у окружающих людей доверие к нему;

l комфортность, что позволяет сохранять высокую работоспособность;

l подчеркнутая сдержанность;

l костюм должен скрывать недостатки своего хозяина и подчеркивать его достоинства.

В целом коммуникативную позицию оратора усиливает темная традиционная одежда, добротный материал, контраст темных и светлых тонов.

Важным элементом невербального поведения оратора являются так называемые «бессловесные действия»: мобилизация, вес, пристройка (терминология Д.А. Белухина).

Мобилизация – состояние психофизической готовности оратора к предстоящей речи, находит свое выражение в степени его внутренней напряженности. Психологи выделяют два вида напряженности: собственно эмоциональная напряженность и операциональная напряженность. Первая дезорганизует деятельность, вторая, напротив, мобилизует человека на оптимальное ее выполнение. Внутренняя напряженность выражается в позе и мимике человека и поэтому легко читается окружающими.

Удобнее ввести более тонкую шкалу, измеряя мобилизацию 11 степенями от 0 (полное отсутствие готовности, сон) до 10 (бег). Все пониженные степени мобилизации (0-4) демонстрируют: не очень хочу, совсем не желаю, оставьте меня в покое. В степени 5 весь облик оратора говорит: я готов, хочу с вами работать. Все тело устремлено на аудиторию, взгляд интенсивный, подбородок слегка поднят. Внутреннее ощущение – «дирижер перед оркестром». Мобилизация 7 уже привносит некую навязчивость во взаимоотношениях; 8, 9 – излишняя энергичность, которая пугает и отталкивает аудиторию.

Вес – индикатор эмоционального состояния и физического самочувствия человека. Различают: тяжелый вес (давит на собеседника гаммой отрицательных эмоций; руки и плечи опущены, спина сгорблена, как будто на плечах лежит непосильный груз); легкий вес (показатель прекрасного настроения, человек счастлив, «порхает над землей»; педагоги, склонные к оптимистическому восприятию жизни, чаще пребывают в «легком весе»); средний вес (характерен для педагога-имитатора, для которого главное – сэкономить энергию, внутреннее состояние никак не проявляется со стороны); вес «с достоинством» – оптимальный для оратора, который приветлив, доброжелателен, от него веет уверенностью в себе, он уважает и себя, и аудиторию; плечи расправлены, чуть приподняты, спина прямая, руки находятся на уровне пояса, ладони периодически развернуты к аудитории.

Таблица 5

Сочетание мобилизации и веса

Мобилизация вес Пониженная (3) Оптимальная (5-6) Повышенная (8-9)
тяжелый уныние, недомогание «разнос» агрессия
«с достоинством» релаксация хорошее, деловое настроение собранность, повышенное внимание
легкий мечтательность переживание общей радости восторг, ликование

 

Пристройка – непроизвольное приспособление тела человека к объекту предстоящего общения, выражающееся в мимике, жестикуляции, позах. Характер пристроек – это индикатор отношения человека к тем, с кем он общается. Различают пристройки «сверху», «наравне», «снизу».

Пристройка сверху: подбородок горделиво приподнят (значительно сильнее, чем в ситуации «вес с достоинством»), взгляд снисходителен, губы поджаты. Такая пристройка читается как высокомерие, презрение, надменность, намеренная демонстрация собственного превосходства.

Пристройка снизу: заискивающий взгляд, жалобные интонации, руки сами собой складываются в умоляющий жест.

Пристройка наравне: в мимике, в позе оратора сквозит уважительное отношение к собеседнику. Все жесты понятны и доброжелательны, возникает внутреннее желание сделать то, что просит человек.

Сочетание мобилизации степени 5, веса «с достоинством» и пристройки «наравне» являются оптимальными для невербального речевого воздействия преподавателя.

Подготовка к выступлению требует особых психо-эмоциональных усилий. В воспоминаниях о Марии Складовской-Кюри находим любопытную подробность: «В понедельник и среду, едва проснувшись, Мария волнуется, нервничает. В 5 часов у нее лекция. После завтрака она закрывается у себя в комнате на набережной Бетюя. Она готовит лекцию, пишет на листке бумаги план. В половине пятого идет в лабораторию и снова уединяется в маленькой комнате отдыха. Она томится, напряжена и недоступна. Вот уже 25 лет как Мари преподает. И каждый раз как ей предстает войти в малый амфитеатр, где ее ждут 20 или 30 студентов, встающих при ее входе, ее охватывает робость» [Цит. по 9;175].

По мысли Цицерона, волнение – совершенно необходимый атрибут подлинного оратора: «Я утверждаю: будь то даже самые лучшие ораторы, даже те, кто умеет говорить отменно легко и красиво, но если приступают к речи без робости и в начале ее смущаются, то на меня они производят впечатление прямо-таки бесстыдных наглецов... так как чем оратор лучше, тем более страшит его трудность ораторских обязанностей, неверность успеха речи, ожидание публики» [48, 98].

Однако иногда чрезмерное волнение приводит оратора к состоянию, которое называют аудиторным шоком: руки трясутся, во рту пересохло, колени дрожат. Лучшим средством против страха является большая практика публичных выступлений и хорошая предварительная подготовка. Причиной тревожного состояния может стать и недостаточная подготовленность оратора к выступлению. Известный судебный деятель А.Ф. Кони писал по этому поводу: «Чтобы меньше волноваться перед выступлением, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд – основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас повысится во время самой речи, как только лектор почувствует, что говорит свободно, производит впечатление и знает все, что осталось сказать [Цит. по: 13, 242]. Известно, что Демосфен избегал произносить речи, не подготовив их письменного текста; в Древней Греции, где, как считают исследователи, существовал лишь один вид чтения – вслух, и лишь культура одного слова – устного, это было необычно, острили, что доводы Демосфена отдают фитилем (признак интенсивности работы в течение всей ночи); оратор заявлял, что эта его внимательная работа над текстом – знак уважения к народу.

Важным элементом творческого самочувствия педагога является его мобилизация непосредственно перед деятельностью, преодоление страха, нетворческого настроения. К.С. Станиславский отмечал, что для мобилизации творческого самочувствия весьма перспективно применение метода физических действий. Сущность этого метода – в выполнении физических действий, которые должны соответствовать определенному эмоциональному состоянию и способны вызвать в человеке нужные эмоции. Поскольку самочувствие, психологическое состояние человека мало подвластны воле и сознанию, надо отталкиваться от логики физических действий, которая при верном ее осуществлении рефлекторно вызовет соответствующую ей логику чувств. Существует магическое «если бы». Преподавателю необходимо мысленно произнести следующее: «Если бы я был в хорошем настроении, все было бы так: я бодрой, энергичной походкой вошел бы в аудиторию, приветливо поздоровался, доброжелательным взглядом окинул студентов». Одновременно преподаватель должен физически воспроизвести всю логику своих действий с подлинной верой в это состояние.

Таким образом, как жесты и мимика без слов, так и слова без экстралингвистики не приведут к оптимальному педагогическому общению. Разговаривая с любой аудиторией и добиваясь ее реагирующего внимания, преподавателю необходимо следить за своими жестами, за положением по отношению к слушающим и всякий дискомфорт преодолевать, изменяя эти факторы.

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключается культура волеизъявления преподавателя?

2. Назовите основные коммуникативные качества речи преподавателя.

3. Часто ли вы задаете вопросы и вступаете в диалог с аудиторией?

4. Почему важно менять интонацию в процессе чтения лекции?

5. Перечислите основные признаки доминирования в диалоге.

6. В чем заключается сложность импровизации в ходе лекции?

7. В чем проявляется актерское мастерство преподавателя?

8. В чем проявляется эмпатийное слушание преподавателя?

9. От чего зависит скорость речи преподавателя?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: