Задачи педагогической инноватики

 

Задачи педагогической инноватики можно разделить на три группы.

Первую группу составляют задачи описательно-объяснительного типа. Их решение призвано дать картину того, что есть в действительности, но не просто на уровне явлений, а на уровне их теоретического объяснения.

Примерами такого рода задач могут служить: изучение влияния различных факторов на скорость распространения новшеств или эффективность их освоения, задачи мониторинга изменений на различных ступенях образования, задачи изучения факторов определяющих восприимчивость образовательных систем к новшествам, задачи изучения причин сопротивления изменениям и механизмов его возникновения и т.п.

Во вторую группу входят задачи, связанные с разработкой новых моделей инновационной деятельности, созданием новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации. Решение этих задач отвечает на вопрос: какой должна быть инновационная деятельность, чтобы быть более эффективной, чем существующая? Педагогика разрабатывает общие модели и частные средства совершенствования образовательной деятельности. Но инновационная деятельность тоже должна совершенствоваться. Когда, например, Ю.К. Бабанский создал свою теорию оптимизации, он тем самым предложил и новую модель совершенствования педагогической практики. Он не создавал новую модель образовательной деятельности, а исходя из некоего представления о том, какой она должна быть, разработал средства и методы перехода от существующей практики к желаемой. Наряду с этой моделью существуют и другие, с тем же назначением. Помимо моделей развития образовательных систем как целого, могут разрабатываться более совершенные методы инновационной деятельности, например, методы анализа образовательных систем, методы оценки и выбора новшеств, методы организации внедрения новшеств, методы мотивации инновационной активности педагогических коллективов, методы преодоления сопротивления изменениям и др.

Задачи третьего группы связаны с разработкой способов развития систем инновационной деятельности: их анализа и оценки, выбора направлений и способов совершенствования, осуществления изменений в них. Если решение задач второй группы расширяет пространство возможных изменений самой инновационной деятельности, то решение задач третьей группы улучшает способы ориентировки и движения в этом пространстве.

Задачи педагогической инноватики могут быть также разделены по признаку их отнесения к той или иной стадии инновационного процесса: создания, распространения и освоения новшеств. На каждой из этих стадий могут решаться самостоятельные задачи изучения инновационной деятельности и разработки научного обеспечения ее совершенствования.

Создание новшеств расширяет пространство возможностей для повышения качества и эффективности практики образования на различных его ступенях. Педагогическая инноватика призвана представить общую картину процессов создания новшеств для практики образования: их интенсивность, направленность, тенденции изменений, существующие здесь проблемы. При построении этой картины нужно, проводя специальные исследования, получать ответы на следующие вопросы:

· какова интенсивность создания новшеств, и в какой мере она соответствует объективным требованиям развития образования;

· как распределяются создаваемые новшества по степени их актуальности, новизны, радикальности, готовности к внедрению;

· какие тенденции существуют в процессах создания новшеств;

· насколько эффективно выполняются различные этапы создания новшеств;

· какие факторы и как влияют на эффективность процессов создания новшеств;

· как можно воздействовать на эффективность создания новшеств?

Если новшество создано и потенциально полезно, но не распространяется, то это означает, что возможность повысить эффективность образовательной деятельности не используется. Изучая процессы диффузии (распространения) новшеств, педагогическая инноватика призвана давать ответы на следующие вопросы:

· какова скорость и масштаб распространения различных новшеств, и в какой мере они соответствуют объективным требованиям развития образования;

· что определяет различия в характеристиках процессов распространения новшеств в современных условиях;

· какие барьеры сдерживают сегодня распространение новшеств;

· какой должна быть инфраструктура поддержки распространения новшеств;

· каковы недостатки существующей инфраструктуры поддержки инновационных процессов;

· как можно воздействовать на эффективность различных этапов распространения новшеств?

Освоение новшеств в образовательных учреждениях в конечном итоге определяет его общую эффективность. Необходимо иметь картину того, как образовательные учреждения воспринимают и осваивают новшества. Построение такой картины требует ответа на множество вопросов:

· какова восприимчивость образовательных учреждений к новшествам, и какие факторы ее определяют;

· какова способность образовательных учреждений эффективно внедрять новшества и что определяет различия в ней;

· как осуществляется выбор новшеств для внедрения в образовательных учреждениях;

· какие формы организации инновационной деятельности педагогических коллективов используются в образовательных учреждениях, и что определяет их эффективность;

· какие различия существуют у педагогов в ценностном отношении к инновационной деятельности, и что определяет эти различия;

· какие формы мотивации инновационной активности педагогов используются в образовательных учреждениях, и что определяет их эффективность;

· какие формы сопротивления нововведениям существуют в образовательных учреждениях, и почему оно возникает?

Различая задачи педагогической инноватики по двум признакам: по принадлежности к группе и по отношению к фазе инновационного процесса, получим девять их типов (см. таблицу 2.1). В результате такой типологизации предмет педагогической инноватики оказывается структурированным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: