Чтобы эксперимент не оказался пустой тратой времени на получение недостоверных результатов, он должен быть тщательно спроектирован и спланирован. Это позволит значительно снизить степень риска получения результатов, которые не будут иметь никакой ценности. Владение культурой экспериментальной работы становится все более важным для творческой и продуктивной педагогической деятельности.
Современная культура экспериментальной работы предполагает, что каждый эксперимент должен иметь свою программу. Программа эксперимента – это представленная в форме текстов, схем, графиков модель экспериментальной работы, имеющая целью получение нового знания. Такая программа определяет:
1) темы эксперимента и основания ее выбора;
2) объект исследования;
3) предмет исследования;
4) цель и задачи эксперимента;
5) гипотезу, подлежащую проверке;
6) методы и методики исследования;
7) этапы проведения эксперимента;
8) план-график проведения эксперимента;
9) состав участников эксперимента и распределение функциональных обязанностей между ними;
|
|
10) ожидаемые результаты и методы их оценки;
11) форму представления результатов эксперимента.
Программа эксперимента как модель исследовательской работы должна соответствовать определенным требованиям. Со временем эти требования могут как-то измениться, но они отражают опыт экспериментирования, накопленный за многие годы.
Первое требование – актуальность темы экспериментальной работы. Так же как и в случае внедрения новшества, эксперимент актуален, если он направлен на решение значимой для школы проблемы. Но в случае исследования этого недостаточно, проблема должна быть актуальной для школьного образования вообще.
Второе требование – определенность и конкретность цели исследования. Цель должна соответствовать теме исследования и быть конкретизированной настолько, чтобы была принципиальная возможность оценить достигнута она или нет.
Третье требование – научная обоснованность гипотезы исследования и ее верифицируемость (проверяемость). Выдвижение гипотезы есть высказывание предположения. Поэтому нужно обоснованно отвечать на вопрос: почему предполагается увидеть в эксперименте именно это. Эксперимент имеет смысл, если гипотеза проверяема и не в принципе, а в конкретных условиях.
Четвертое требование – валидность эксперимента.
Пятое требование – надежность методики эксперимента.
Шестое требование – определенность логической последовательности действий и сроков проведения эксперимента.
Седьмое требование – ресурсная обеспеченность эксперимента.
Восьмое требование – контролируемость хода и результатов эксперимента.
Девятое требование – определенность процедуры обработки и анализа исходных данных эксперимента, ее соответствие цели и условиям исследования.