Программа эксперимента

 

Чтобы эксперимент не оказался пустой тратой времени на получение недостоверных результатов, он должен быть тщательно спроектирован и спланирован. Это позволит значительно снизить степень риска получения результатов, которые не будут иметь никакой ценности. Владение культурой экспериментальной работы становится все более важным для творческой и продуктивной педагогической деятельности.

Современная культура экспериментальной работы предполагает, что каждый эксперимент должен иметь свою программу. Программа эксперимента – это представленная в форме текстов, схем, графиков модель экспериментальной работы, имеющая целью получение нового знания. Такая программа определяет:

1) темы эксперимента и основания ее выбора;

2) объект исследования;

3) предмет исследования;

4) цель и задачи эксперимента;

5) гипотезу, подлежащую проверке;

6) методы и методики исследования;

7) этапы проведения эксперимента;

8) план-график проведения эксперимента;

9) состав участников эксперимента и распределение функциональных обязанностей между ними;

10) ожидаемые результаты и методы их оценки;

11) форму представления результатов эксперимента.

Программа эксперимента как модель исследовательской работы должна соответствовать определенным требованиям. Со временем эти требования могут как-то измениться, но они отражают опыт экспериментирования, накопленный за многие годы.

Первое требование – актуальность темы экспериментальной работы. Так же как и в случае внедрения новшества, эксперимент актуален, если он направлен на решение значимой для школы проблемы. Но в случае исследования этого недостаточно, проблема должна быть актуальной для школьного образования вообще.

Второе требование – определенность и конкретность цели исследования. Цель должна соответствовать теме исследования и быть конкретизированной настолько, чтобы была принципиальная возможность оценить достигнута она или нет.

Третье требование – научная обоснованность гипотезы исследования и ее верифицируемость (проверяемость). Выдвижение гипотезы есть высказывание предположения. Поэтому нужно обоснованно отвечать на вопрос: почему предполагается увидеть в эксперименте именно это. Эксперимент имеет смысл, если гипотеза проверяема и не в принципе, а в конкретных условиях.

Четвертое требование – валидность эксперимента.

Пятое требование – надежность методики эксперимента.

Шестое требование – определенность логической последовательности действий и сроков проведения эксперимента.

Седьмое требование – ресурсная обеспеченность эксперимента.

Восьмое требование – контролируемость хода и результатов эксперимента.

Девятое требование – определенность процедуры обработки и анализа исходных данных эксперимента, ее соответствие цели и условиям исследования.

 

 
 

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: