Прибыль, ее сущность и формирование

Прибыль - конечный финансовый результат деятельности пред­приятия. Прибыль выполняет различные функции в условиях рыноч­ной экономики.

Она является базой экономического развития государства. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет "наполнять" доходную часть государственных бюджетов всех уровней, что дает государству усиленно выполнять возложенные на него функции и осуществлять программы развития экономики.

Прибыль предприятия является критерием эффективности конк­ретной производственной деятельности. Уровень прибыли предпри­ятия в сравнении с другими предприятиями характеризует степень умения (подготовленность, опыт, инициативность) менеджеров уси­ленно осуществлять хозяйственную деятельность.

Прибыль является основным внутренним источником формирова­ния финансовых ресурсов предприятия. В системе внутренних источ­ников формирования этих ресурсов прибыли принадлежит главная роль. Чем больше прибыли получает предприятие, тем меньше его потреб­ность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях - выше уровень самофинансирования его раз­вития. При этом, в отличие от других внутренних источников форми­рования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является посто­янно воспроизводимым источником, и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части получаемой предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием при­были, тем в большей степени возрастает стоимость его активов, а со­ответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определя­емая при его продаже, слиянии, получении.

Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлет­ворения социальных потребностей общества. Прибыль, перечисляе­мая в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, слу­жит источником реализации общегосударственных и местных соци­альных программ.

Прибыль предприятия характеризуется не только своей многоаспек­тной ролью, но и многообразием форм, в которых она выступает. Под

общим понятием "прибыль" понимают самые различные ее виды, ха­рактеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов.

Таблица 1

Систематизация видов прибыли предприятия по основным классификационным признакам

Признаки классифика­ции прибыл и Виды прибыли
Источники формиро­вания прибыли, ис­пользуемые в учете а) от реализации продукции б) от реализации имущества в) от внереализационных операций
Состав элементов, фор­мирующих прибыль а) маржинальная б) валовая (балансовая) в) чистая
Характер налогообло­жения прибыли а) налогооблагаемая б) не подлежащая налогообложению
Характер использова­ния прибыли а) потребленная (распределенная) б) капитализированная (нераспределенная)
Значение итогового ре­зультат хозяйствования а) положительная б) убыток (отрицательная прибыль)

Рассмотрим более подробно отдельные виды прибыли предприя­тия в соответствии с приведенной систематизацией.

Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) являет­ся основным ее видом на предприятии, она определяется как разность между выручкой от реализации (без НДС и акциза) и затратами на производство и реализацию.

Прибыль от реализации имущества представляет доход от продажи изношенных или неиспользуемых видов основных фондов и нематери­альных активов, а также излишне закупленных ранее запасов сырья, материалов, других материальных ценностей, уменьшенный на сумму затрат, понесенных предприятием в процессе их реализации.

Прибыль от внереализационных операций отражается в отчетности как разница между полученными доходами и расходами по этим операциям. К составу доходов, формирующих эту прибыль, относятся доходы от до­левого участия данного предприятия в деятельности других предприя­тий; доходы от принадлежащих предприятию облигаций, акций и других ценных бумаг, доходы по депозитным вкладам в банках, полученные штрафы, пени, неустойки, доходы от дооценки товаров и другие.

К расходам относятся штрафы, пени, неустойки, уплаченные пред­приятием, расходы, связанные с выпуском ценных бумаг, некоторые налоги (милиция, имущество) и др.

Базой всех расчетов служит валовая (балансовая) прибыль, она включает три основных элемента: прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от реализации имущества и прибыль от вне­реализационных операций.

Маржинальная прибыль определяется как выручка от реализации продукций (работ, услуг) за вычетом суммы переменных затрат.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается на­логом, поэтому выделяют налогооблагаемую прибыль. Она представ­ляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фон­ды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообло­жения, отчислений на капвложения и др.

Налогооблагаемая прибыль за вычетом налога образует чистую прибыль предприятия, из которой выплачиваются дивиденды и об­разуются различные фонды. Главное требование, которое предъявля­ется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на пред­приятии, заключается в том, что она должна обеспечить финансовы­ми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направ­ленными на потребление и накопление. Схема распределения прибы­ли предприятия приведена на рис. 1

 
 

 


Рис.1. Схема распределения прибыли

Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределе­ния прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот сти­мулирует направление прибыли на капитальные вложения производ­ственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходы по содержанию объектов и учреждений непроизводственной сферы.

Систематическое получение прибыли является главной задачей предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегических направлений на уве­личение прибыли.

Основными источниками получения прибыли на предприятии яв­ляются следующие:

- первый образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникального продукта. Сохранение этого источника предполагает постоянное обновление продукта;

- второй связан с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание т.д.); от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от снижения издержек производства;

- третий источник связан с инновационной деятельностью предприятия. Его использование предполагает постоянное совершенствование технологии, обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности.

Среди факторов, влияющих на прирост прибыли, ведущая роль принадлежит снижению себестоимости продукции. Выбор путей со­кращения текущих затрат производства основывается на анализе структуры себестоимости. Для материалоемких отраслей промышлен­ности наиболее характерным путем является экономия материальных ресурсов, для трудоемких - рост производительности труда, для фондоемких - улучшение использования основных фондов, для энерго­емких - экономия топлива и электроэнергии.

На увеличение прибыли влияет и улучшение качества продукции. При производстве продукции повышенного качества текущие затра­ты чаще всего возрастают. Однако в результате реализации этой про­дукции по повышенным ценам прибыль может возрасти.

На увеличение размеров прибыли влияет, насколько руководите­ли и финансовые менеджеры овладеют современными методами эф­фективного управления формированием прибыли в процессе хозяй­ственной деятельности предприятия.

 




double arrow
Сейчас читают про: