Прибыль - конечный финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль выполняет различные функции в условиях рыночной экономики.
Она является базой экономического развития государства. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет "наполнять" доходную часть государственных бюджетов всех уровней, что дает государству усиленно выполнять возложенные на него функции и осуществлять программы развития экономики.
Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной деятельности. Уровень прибыли предприятия в сравнении с другими предприятиями характеризует степень умения (подготовленность, опыт, инициативность) менеджеров усиленно осуществлять хозяйственную деятельность.
Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия. В системе внутренних источников формирования этих ресурсов прибыли принадлежит главная роль. Чем больше прибыли получает предприятие, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях - выше уровень самофинансирования его развития. При этом, в отличие от других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником, и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.
Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части получаемой предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его активов, а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, получении.
Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Прибыль, перечисляемая в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служит источником реализации общегосударственных и местных социальных программ.
Прибыль предприятия характеризуется не только своей многоаспектной ролью, но и многообразием форм, в которых она выступает. Под
общим понятием "прибыль" понимают самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов.
Таблица 1
Систематизация видов прибыли предприятия по основным классификационным признакам
| Признаки классификации прибыл и | Виды прибыли |
| Источники формирования прибыли, используемые в учете | а) от реализации продукции б) от реализации имущества в) от внереализационных операций |
| Состав элементов, формирующих прибыль | а) маржинальная б) валовая (балансовая) в) чистая |
| Характер налогообложения прибыли | а) налогооблагаемая б) не подлежащая налогообложению |
| Характер использования прибыли | а) потребленная (распределенная) б) капитализированная (нераспределенная) |
| Значение итогового результат хозяйствования | а) положительная б) убыток (отрицательная прибыль) |
Рассмотрим более подробно отдельные виды прибыли предприятия в соответствии с приведенной систематизацией.
Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) является основным ее видом на предприятии, она определяется как разность между выручкой от реализации (без НДС и акциза) и затратами на производство и реализацию.
Прибыль от реализации имущества представляет доход от продажи изношенных или неиспользуемых видов основных фондов и нематериальных активов, а также излишне закупленных ранее запасов сырья, материалов, других материальных ценностей, уменьшенный на сумму затрат, понесенных предприятием в процессе их реализации.
Прибыль от внереализационных операций отражается в отчетности как разница между полученными доходами и расходами по этим операциям. К составу доходов, формирующих эту прибыль, относятся доходы от долевого участия данного предприятия в деятельности других предприятий; доходы от принадлежащих предприятию облигаций, акций и других ценных бумаг, доходы по депозитным вкладам в банках, полученные штрафы, пени, неустойки, доходы от дооценки товаров и другие.
К расходам относятся штрафы, пени, неустойки, уплаченные предприятием, расходы, связанные с выпуском ценных бумаг, некоторые налоги (милиция, имущество) и др.
Базой всех расчетов служит валовая (балансовая) прибыль, она включает три основных элемента: прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от реализации имущества и прибыль от внереализационных операций.
Маржинальная прибыль определяется как выручка от реализации продукций (работ, услуг) за вычетом суммы переменных затрат.
Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом, поэтому выделяют налогооблагаемую прибыль. Она представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капвложения и др.
Налогооблагаемая прибыль за вычетом налога образует чистую прибыль предприятия, из которой выплачиваются дивиденды и образуются различные фонды. Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направленными на потребление и накопление. Схема распределения прибыли предприятия приведена на рис. 1
![]() |
Рис.1. Схема распределения прибыли
Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходы по содержанию объектов и учреждений непроизводственной сферы.
Систематическое получение прибыли является главной задачей предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегических направлений на увеличение прибыли.
Основными источниками получения прибыли на предприятии являются следующие:
- первый образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникального продукта. Сохранение этого источника предполагает постоянное обновление продукта;
- второй связан с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание т.д.); от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от снижения издержек производства;
- третий источник связан с инновационной деятельностью предприятия. Его использование предполагает постоянное совершенствование технологии, обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности.
Среди факторов, влияющих на прирост прибыли, ведущая роль принадлежит снижению себестоимости продукции. Выбор путей сокращения текущих затрат производства основывается на анализе структуры себестоимости. Для материалоемких отраслей промышленности наиболее характерным путем является экономия материальных ресурсов, для трудоемких - рост производительности труда, для фондоемких - улучшение использования основных фондов, для энергоемких - экономия топлива и электроэнергии.
На увеличение прибыли влияет и улучшение качества продукции. При производстве продукции повышенного качества текущие затраты чаще всего возрастают. Однако в результате реализации этой продукции по повышенным ценам прибыль может возрасти.
На увеличение размеров прибыли влияет, насколько руководители и финансовые менеджеры овладеют современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе хозяйственной деятельности предприятия.







