Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. В рамках освоения дисциплины Б1.В.ОД.2 «Диагностика кризисов в социально-экономических системах» предусмотрены следующие формы работы студента: посещение

В рамках освоения дисциплины Б1.В.ОД.2 «Диагностика кризисов в социально-экономических системах» предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка докладов, участие в дискуссии, тестирование, выполнение практических заданий.

Дисциплина Б1.В.ОД.2 «Диагностика кризисов в социально-экономических системах» разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.

В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий, в том числе освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы и на семинарском занятии.

Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация материала.

На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые представляют определенные затруднения при самостоятельном изучении студентами дисциплины.

Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свои знания предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, приобретает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений и навыков; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа

Тема 1 Методологические основы управления экономическими системами

 

1.Управленческая деятельность как особая разновидность трудового процесса; основные формы управленческого труда.

2.Управление как функция организованных систем. Системы управления.

 

Тема 2 Основные направления и тенденции развития современной теории управления экономическими системами

 

1.Теория Гласиер как новый подход к формированию и совершенствованию организации.

2.Теория организационного потенциала И. Ансоффа.

Тема 3 Функции и методы управления экономическими системами. Развитие механизмов и методов принятия управленческих решений

 

1.Функции управления: сущность и объективные предпосылки их развития.

2. Место и роль функций в управленческом процессе.

 

Тема 4 Организация как объект управления. Реформирование экономических систем и развитие новых форм организаций как объектов управления

 

1.Определение понятия организации.

2.Классификация организаций.

 

Тема 5 Теоретические основы управления организациями. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные аспекты управления организацией

1.Основополагающие законы организации.

2.Основные механизмы действия и использования законов.

 

Тема 6 Проектирование систем управления организациями. Системы планирования в управлении организацией

1.Значение и задачи организационного проектирования.

2.Основные методологические принципы, операции и методы формирования организационной структуры.

Тема 7 Основные виды и технологии управления в организациях

1.Управление изменениями и нововведениями. Управление риском. Понятие и критерии риска. Виды и факторы рисков. Анализ и оценка риска. Методы регулирования и оптимизации риска.

2.Управление качеством. Понятие управления качеством. Принципы и виды управления качеством. Международные системы управления качеством.

 

Тема 8 Маркетинг и маркетинговые технологии в менеджменте. Мониторинг и технологии мониторинга как форма предотвращения экономического кризиса

1.Сущность и функции маркетинга.

2.Основные субъекты и виды маркетинга. Особенности некоммерческого маркетинга. Основные технологии маркетинга. Перспективы маркетинга в XXI веке.

 

Тема 9 Понятие и сущность кризиса. Диагностика кризиса

1.Сущность и направления эволюции взглядов на кризис в работах отечественных и зарубежных экономистов.

2. Исследования К. Маркса о динамике коротких и длинных волн в работе «Капитал».

Тема 10 Управление интегрированными организациями (интеграционными образованиями) в условиях кризисной экономики

1.Виды, типы, формы и методы образования интегрированных структур.

2.Понятие, сущность, структурно-функциональные особенности корпоративного менеджмента.

 

Тема 11 Использование системы показателей оценки эффективности антикризисной

экономической политики государства

 

1.Эффективность как степень достижения организацией намеченных целей.

2.Выбор критерия эффективности в зависимости от конкретных условий функционирования, назначения и стратегии организации, причин осуществляемых изменений.

Тема 12 Оценка эффективности антикризисных мероприятий (микро- и макроуровень): опыт России и зарубежных стран

 

1.Основные принципы экономической оценки управления организацией.

2. Методы оценки эффективности менеджмента, основанные на использовании показателей официальной финансовой отчетности (по прибыли, рентабельности, доходности акционерного капитала).

Требования к выполнению самостоятельной работы.

1. Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии заданием преподавателя.

2. Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

3. Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть исполнена самостоятельно, оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.

Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.

Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к опросу, написание реферата.

При самостоятельной подготовке к занятиям студенту необходимо:

- изучить теоретический материал по данной теме (конспект занятия);

- ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем;

- выполнить задания, предложенные преподавателем, к занятию;

- составить перечень вопросов, вызывающих затруднения, неясности или сомнения, обсудить их с преподавателем или на занятии.

 

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

6.1 Основная литература

 

1. Балдин К. В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень [Текст]: учеб. пособие / К. В. Балдин, И. И. Передеряев, А. В. Рукосуев. - 6-е изд., испр. - М.: Дашков и К, 2012. - 268 с.

2. Демчук, О.Н. Антикризисное управление. [Электронный ресурс] / О.Н. Демчук, Т.А. Ефремова. — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, 2009. — 245 с. URL: https://e.lanbook.com/reader/book/20166/#1

 

6.2 Дополнительная литература

 

1. Арабян Э.К. Диагностика как инструмент прогнозирования финансовой неустойчивости предприятия // Российское предпринимательство. – № 12, вып. 1. – 2011. – С. 21-24.
2. Арешкина А.С. Антикризисное регулирование экономики в странах ЕС: особенности современного этапа // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. - № 4. – 2012. – С. 46-54.
3. Мамедова Н.М. Иран и экономический кризис: социально-экономическая ситуация // Свободная мысль. - № 9/10 (1635). – 2012. – С. 14-24.
4. Сидоренков А.В. Проявление межличностных противоречий и конфликтов в производственных группах // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - № 5. – 2013. – С. 103-108.
5. Трачук А. Инновационная стратегия компании // Проблемы теории и практики управления. - № 9. – 2013. – С. 75-83. 6. Шиликов А.Ю. Теоретические аспекты моббинга как следствия конфликтного взаимодействия // Власть. - № 4. – 2013. – С. 69-71.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: