Тема 4.1 Российская империя в XVIII веке

Лекция № 7 (2 часа)

Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, её особенности. Борьба за власть между боярскими группировками – Милославских и Нарышкиных. Двоевластие и регентство Софьи. Основные события, повлиявшие на становление царя Петра I. «Великое посольство». Основные направления реформ в области государственного управления. Развитие мануфактурного производства в России. Зарождение капиталистических отношений. «Указ о единонаследии» и его влияние на становление дворянства. Провозглашение императором. Административная реформа: Сенат, Синод, 12 коллегий, Главный магистрат. Табель о рангах и его значение. Реформа местного управления и появление губерний. Реформа календаря. Введение воинской повинности. Северная война (1700 – 1721 г.), её этапы и последствия. Реорганизация армии по европейскому образцу. Русско – турецкая война (1710 – 1713 г.) Эпоха дворцовых переворотов. Роль гвардии в дворцовых переворотах. Приход к власти Екатерины I и создание Верховного Совета. Анна Иоанновна и кондиции. Бироновщина. Создание Кабинета министров. Елизавета Петровна и её реформы. Южное и западное направление российской внешней политики. Екатерина Великая и эпоха «просвещенного абсолютизма». Создание Уложенной комиссии, «Наказ». Крестьянская война под руководством Е. Пугачева, её этапы. Жалованные грамоты дворянству и городам. Русско – турецкие войны. Польский вопрос и его решение. Павел I и его действия: указ о трехдневной барщине, запреты на ношение круглых шляп и на свободный въезд иностранцев в Россию. Заговор и убийство императора.

Семинарское занятие № 7 (2 часа)

Занятие проводится в интерактивной форме путем групповых дискуссий для обсуждения студентами следующих вопросов:Итоги основных реформ Петра Великого и их значение для России. Развитие мануфактурного производства в России. Дифференциация населения, «гулящие люди», «однодворцы». Социальная структура российского общества. «Указ о единонаследии» и его влияние на становление дворянства. Провозглашение императором. Административная реформа: Сенат, Синод, 12 коллегий, Главный магистрат. Табель о рангах и его значение. Реформа местного управления и появление губерний. Реформа календаря. Введение воинской повинности.

Эпоха дворцовых переворотов. Приход к власти Екатерины I и создание Верховного Совета. Анна Иоанновна и кондиции. Бироновщина. Елизавета Петровна и её реформы. Русско – шведская война 1741 – 1743 г. Семилетняя война, её итоги. Царствование Петра III. Южное и западное направление российской внешней политики. Екатерина Великая и эпоха «просвещенного абсолютизма». Реформаторская деятельность Екатерины Великой. Создание Уложенной комиссии, «Наказ». Рост народных восстаний, крестьянская война под руководством Е. Пугачева. Русско – турецкие войны. Крымский вопрос. Политика России в Европе. Павел I и его действия: указ о трехдневной барщине, запреты на ошение круглых шляп и на свободный въезд иностранцев в Россию. Особенности внутренней и внешней политики Павла I. Швейцарский поход русской армии под руководством А. В. Суворова.

Темы рефератов для выступления на семинарском занятии:

Итоги основных реформ Петра Великого и их значение для России.

Северная война: причины и итоги.

Крестьянская война под руководством Е. Пугачева.

Эпоха дворцовых переворотов.

Самостоятельная работа (4 часа)

1. Используя рекомендуемую литературу, составить конспект, осветив следующие вопросы:Какие основные реформы были проведены Петром Великим? Каковы причины, ход и итоги Северной войны? Как следует понимать термин «эпоха дворцовых переворотов»? Какую роль выполнял Верховный Совет во время правления Екатерины I? Что такое кондиции Анны Иоановны? Как можно охарактеризовать бироновщину? Что такое «просвещенный абсолютизм»? Каковы основные направления внешней и внутренней политики Екатерины II Великой? Что такое «Наказ» и кому он предназначался? Что такое Уложенная комиссия? Что такое «Жалованная грамота дворянству» и «Грамота на права и выгоды городам»? Чем знаменит швейцарский поход А. В. Суворова? Как можно охарактеризовать указ Павла I о трехдневной барщине?

2. Подготовить реферат на заданную тему.

Изучение темы направлено на приобретение:

знаний: о реформах, проводимых императором Петром I (Великим) и их значении, ходе и итогах Северной войны для России, эпохе дворцовых переворотов, бироновщине, «просвещенном абсолютизме», основных направлениях внутренней и внешней политики Екатерины IIВеликой, «Наказе» и Уложенной комиссии, в чем значение «Жалованной грамоты дворянству» и «Грамоты на права и выгоды городам», крестьянской войне под руководством Емельяна Пугачева, указа императора Павла Iо трехдневной барщине, особенностях внешней и внутренней политики Павла I

умений: дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; анализа содержания различных исторических источников, а также научной и учебной литературы с целью установления научных фактов

навыков: поиска, отбора и анализа исторических источников, подготовки реферата и его защиты путем выступления в аудитории и ответов на возникающие в ходе обсуждения реферата вопросы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: