При ликвидации последствий стихийных бедствий основной задачей является спасение людей и (по возможности) материальных ценностей. Успех действий зависит от своевременной разведки и учета конкретной обстановки. Обычно стихийные бедствия возникают внезапно (их прогнозирование еще весьма далеко от совершенства). Поэтому от быстроты принимаемых решений, оперативности в организации и доставке специализированных формирований зависит эффективность дальнейших действий по локализации и ликвидации последствий ЧС (Л.39,41).
Прогнозирование угрозы наводнений дает возможность своевременно осуществить целый ряд противопаводковых предупредительных мероприятий, позволяющих в значительной степени уменьшить потери от ЧС, создать более благоприятную обстановку для проведения спасательных и неотложных работ в зонах затопления. Наводнения, вызываемые заторами также можно предвидеть заранее (их места обычно постоянны и известны) и заблаговременно принять необходимые меры.
При ураганах возможны различные повреждения производственных и жилых зданий, сооружений, обрываются провода на высоковольтных линиях электропередач, нарушается телефонная и телеграфная связь, возникают аварии и пожары. Для ослабления разрушительного действия ураганов (в зонах, где они наиболее часто происходят) производят посадку лесозащитных полос, проводят агротехнические мероприятия по защите почв от ветровой эрозии, строительство производственных и жилых зданий осуществляют с усиленным креплением и защитными устройствами для кровли, окон и других элементов конструкции.
Для расчистки дорог от снежных заносов привлекаются сводные отряды, оснащенные автотракторной дорожной и снегоочистительной техникой. По решению местных органов власти к этой работе может привлекаться все трудоспособное население.
Тушение пожаров производят объектовые и городские противопожарные команды с привлечением, в необходимых случаях, невоенизированных формирований.
Для ликвидации последствий землетрясений в пострадавших районах решением органов власти могут привлекаться не только силы МЧС, но и специализированные подразделения ведомств, территориальные и объектовые формирования, воинские части, а также специальные формирования (аварийно-технические, пожарные, медицинские и др.), комендантская служба с контрольно-пропускными пунктами и патрулированием.
Охрана лесов и руководство тушения лесных пожаров возлагается на органы лесного хозяйства страны. Однако при перерастании отдельных очаговых пожаров в массовые руководство по их тушению возлагается на МЧС и местные органы власти.
Весь комплекс операций по тушению таких пожаров включает в себя:
а) разведку районов и очагов; б) их локализацию и тушение; в) дотушивание и
окарауливание (для предупреждения повторных загораний).
Для борьбы с такими пожарами привлекаются мобильные, технически оснащенные специализированные пожарные формирования МЧС, формирования воинских частей, пожарные формирования предприятий лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, а также при необходимости – трудоспособное население, проживающее в прилегающих районах.
Основными мероприятиями по ликвидации последствий крупных аврий техногенного характера являются: своевременное оповещение рабочих и служащих, объектовых формирований и населения, проживающего вблизи объекта об опасности, комплексная разведка аварийной обстановки на объекте, спасение людей, оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в медицинские учреждения, тушение пожаров, локализация аварии, устройство проездов, проходов к местам аварии, обрушение неустойчивых конструкций, разборка завалов, демонтаж оборудования, которому угрожает опасность, организация комендантской службы.
Для ликвидации производственных аварий применяется специальная техника (краны, бульдозеры, экскаваторы и т.д.) а также средства малой механизации (домкраты, лебедки, насосы и др.).
Ликвидация очагов заражения, образованных СДЯВ в результате производственной аварии организуется и проводится под руководством руководителя объектового формирования с привлечением, в случае необходимости, формирований МЧС и других специализированных формирований. Спасательные работы организуются после проведения разведки. В зоне заражения определяются участки или объекты, в которые вводятся спасательные и медицинские формирования, Работы ведутся с соблюдением мер предосторожности с использованием средств индивидуальной защиты. Население, оказавшееся в зоне заражения, эвакуируется, пораженные, после оказания медицинской помощи доставляются на незараженные участки территории, и при необходимости, - доставляются в лечебные учреждения. На выходе из зоны заражения организуется санитарная обработка населения и личного состава формирований, дегазация транспорта и имущества.
Порядок действий при локализации очагов химического заражения в каждом конкретном случае зависит от вида ядовитого вещества, характера повреждений, технологической схемы производства и ряда других условий.
После локализации места аварии (разлива СДЯВ) приступают к его обеззараживанию. Возвращение населения в зону заражения допускается в том случае, если проведенные анализы воздуха, почвы и различных поверхностей показали значения концентраций ниже предельно-допустимых.
При аварии на атомной электростанции (АЭС) первоначально силами обслуживающего персонала, аварийных служб и объектовых формирований проводятся мероприятия по ее ликвидации и предотвращению выброса РВ
в атмосферу. Силами пожарных формирований производится локализация и тушение пожаров. Одновременно проводятся спасательные работы.
Все последующие мероприятия проводятся после уточнения и анализа складывающейся радиационной обстановки на объекте и прилегающей территории. Организуется радиационная разведка и лабораторный контроль службами радиационной безопасности и радиационной разведки объекта, определяются границы зон радиоактивного заражения местности, в которых потребуется проведение специальных мероприятий по защите населения и ликвидации последствий заражения.
К основным мерам защиты населения при радиоактивном заражении
относят: использование коллективных и индивидуальных средств защиты; применение средств медицинской профилактики; соблюдение режимов поведения в условиях радиоактивного загрязнения; ограничение доступа людей на зараженную территорию; исключение потребления загрязненных продуктов питания и воды; санитарная обработка людей, дезактивация одежды, техники, сооружений; эвакуация населения из зон радиоактивного заражения. Лица, находившиеся в зонах загрязнения, проходят обязательный медицинский контроль, получившие лучевые поражения отправляются на лечение.
Мероприятия по ликвидации последствий аварии на АЭС носят, как правило, общегосударственный характер и требуют концентрации усилий всей страны. Поэтому и создается Государственная комиссия, осуществляющая общее руководство всеми работами по ликвидации последствий аварии.