Первая встреча
(Входят родители пациента)
Отец: М. 17 лет, и он остался на второй год во Определение
втором классе Естественно-научного лицея, проблемы
и, стало быть, я попытаюсь изложить вкратце тот длительный процесс, который начался два года назад, когда — то есть, по крайней мере очевидные факты проявились два года назад, когда — по этой причине я не захотел привести сюда с нами мальчика, М. известна только часть истории.
Т.: Конечно.
О.: И, следовательно, М. был... обнаружен в машине карабинерами нашего района, в компании человека... в машине, с человеком того же пола... таким же «взрослым» как я, или может даже несколько старше... который, как потом оказалось, был лучшим другом нашей семьи, и который уже в течение некоторого времени обольщал его и, скажем так, у них это была уже не первая встреча...
Т.: Простите меня...
О.: Да, пожалуйста.
Т.: М. — это ваш старший или младший сын?
М.: Старший.
О.: Эти встречи носили явно гомосексуальный характер и, кажется, все ограничивалось, если можно так выразиться, ситуациями взаимной мастурбации или даже орального контакта, в этом смысле. В настоящее время, так как этот человек был осужден — по этому делу было обращение и в апелляционный суд, — но этот эпизод, скажем, был достаточно... это произошло в феврале 1988. В период с... скажем, с ноября... (обращаясь к жене), правильно? Начиная с ноября 1988. Скажем, спустя семь или восемь месяцев после того как это случилось, М. начал переживать кризис... так как я работал в своей студии, моя жена звонила мне и говорила: «Возвращайся, здесь с М. невозможно справиться»; именно тогда это с ним и началось; он начал закрываться в шкафу… не желая никого больше видеть…
Т.: Младший или старший?
О.: Младший.
М.: Это всегда только младший доставляет нам такие проблемы, не старший.
О.: Я хочу сказать одну вещь насчет М.
М: (перебивая) Как будто бы М. никогда у меня и не было, (терапевту) вы понимаете?
О.: Старший не имеет к этому никакого отношения. Он уже некоторое время живет самостоятельно, отдельно от нас...и он стал закрываться в шкафу, говоря при этом: «Я не хочу никого больше видеть». После того, как это случилось...
Т.: Извините меня... м-м-м, нет, возможно, я не понял. Это у Ml или у М2 были гомосексуальные проблемы?
М.: У Ml, нашего младшего сына.
Т.: Хорошо. Все, что вы рассказывали, было про вашего младшего сына?
М.: Да, все, о чем мы рассказываем, касается нашего младшего сына.
О.: Только нашего младшего.
Т.: Очень хорошо.
О.: И в тот момент, в ходе терапевтического лечения мы говорили о том, как все это могло случиться; и он: «то да се, отчасти из страха, что вы узнаете, что тот человек приставал ко мне». В общем, в конечном итоге, скажем, что этот человек получил... (фыркает) доступ к М., который поддался этой ситуации. Так или иначе, после того как эта история закончилась, вот именно, вмешательством карабинеров, и прошло семь или восемь месяцев...
Исследование перцептивно Т.: Это стало достоянием гласности?
-реактивной системы О.: Нет, нет.
родителей и предпринятых М.: Нет.
попыток решений, Т.: Это осталось в большом секрете?
если таковые были - О.: Да, между нами...
особенно в отношении Т.: Вмешательство полиции не вызвало...
социального контекста О.: (перебивая терапевта). Это ничего не вызвало потому что...
Т.: (продолжая свой вопрос, прерывая отца)......изменений в
социальном окружении?
М.: Это был закрытый процесс, доктор.
О.: В социальном окружении? Нет, потому что кроме всего прочего карабинеры нашего округа — мои друзья; я их знаю. Старший по званию позаботился об этом, так что не было никаких проблем с этой точки зрения. И тогда, через шесть — восемь месяцев после того, как все это случилось, М. начал делать ненормальные вещи. Это также совпало с тем, что за пару дней до этого был украден очередной мотоцикл и, кроме того, с тем, что его бабушка, моя мать, недавно умерла. Несколько дней спустя мы начали беспокоиться и повели его к врачу. Он в течение примерно десяти дней оставался в постели — шесть, семь, восемь дней, десять дней — дома в постели, не хотел выходить из дома, и мы, в конце концов, убедили его пойти на прием к профессору в N, к детскому психиатру.
М.: (прерывая) Пятого февраля исполнился год...
О.:...который вначале диагностировал обсессивный психоз, но позднее сказал: «Нет, возможно, это пограничное состояние». Что бы то ни было, он прописал таблетки Semac, это препарат, который продается в городе-государстве Ватикане, препарат... но так, очень, очень легкий... в почти терапевтической дозе: полтаблетки, один раз в неделю, тогда как обычно это 2 — 3 таблетки в неделю...
М.: (прерывая) Иногда только четверть...
О.: Иногда только лишь четверть таблетки. Кроме того, три капли Psicoperidol и Anafranil, одну таблетку — детская доза, можно сказать. Потом он в феврале посоветовал нам: «Давайте сделаем так: у М. теперь уже такая ситуация в школе... в августе, может, было бы хорошей идеей, если бы ваша семья попыталась сменить обстановку». Воспользовавшись тем, что обычно в летний период и до конца октября я езжу в И., где практикуюсь в своей профессии художника, то в феврале мы решили: «Давайте сделаем так: почему бы нам не переехать в И. раньше?» Таким образом, я записал его на второй семестр в школу — там, в И... Он походил в школу в течение месяца, но после этого ему это больше не удавалось; он не хотел находиться среди других людей. Я ду
маю, что у М. много друзей, действительно много друзей, многие к нему очень хорошо относятся, особенно здесь, в этом районе, они его уважают, короче, любят его и раньше были ему близки. Он ходил на дискотеки, но потом...
М.: (прерывая) Он ненавидел толпу.
О.: Он возвращался (выразительно, эмоционально) и говорил: «Я больше не могу находиться там». Потом, когда наступила весна, я в один прекрасный момент... да, ему было по-настоящему плохо... Я постепенно прекратил медикаментозное лечение, но эти лекарства не были назначены ему в один и тот же момент. Сначала одно, потом другое, потом еще другое. И так, с наступлением весны и с помощью его друзей, можно сказать...
М.: (перебивая) Можно сказать, что ему удалось отвлечься...
О.: Отвлечься. Он сказал, что хорошо провел лето. Вместе с тем в тот период дома его проблема, скажем, была связана с одним словом — СПИД, СПИД...
М.: (Прерывая) Кровь. Он не может выносить вида даже капельки крови...
О.: Кровь, СПИД, шприц на земле... и он завел привычку мыться два, три раза в день, с шампунем, пеной, он использовал шампунь литрами, литрами и литрами...
М.: Он моется и не вытирается.
О.: Шампуни (выразительно, эмоционально)...
М.: Для него полотенца недостаточно свежие...
О.: (Перебивая) Минутку, это было в начале...
М.: (продолжает, перебивая в свою очередь)... стаканы не чистые, тарелки, вилки — у меня было ощущение, что я схожу с ума, бегая взад и вперед по дому, чтобы ублажить его, и теперь он — извини меня (обращаясь к мужу, который пытался прервать ее), но он возвращается к тому же состоянию, в котором он находился именно в этот же самый период прошлого года, когда мы уехали для того, чтобы он чувствовал себя спокойнее.
О.: (прерывая, к терапевту) Можно я закурю?
Т.: Да.
М.: Он вновь вернулся...
О.: (перебивая жену, предлагает терапевту) Вы хотите сигарету?
Т.: Нет, спасибо.
М.: Он вернулся в кровать и больше не вставал. Я все еще прикладываю усилия, доктор, при приготовлении еды, он любит всякие деликатесы, немного необычную еду, как и во всем, что он делает. И как я уже говорила, сейчас он возвращается к тому же периоду прошлого года. Он берет... бутылки со спиртом — они могут быть заражены и больше не годятся, мы должны купить новую, потому что эта «заболела». То же самое с сигаретами, потому что он много курит. Сейчас ему будет 17 в следующем месяце.
Т.: То есть он приписывает определенную... живость, одушевленность вещам? Оживляет, анимирует предметы? Поэтому он говорит, что бутылка «заболела».
О.: О, да. Бутылка больна, пачка сигарет упала Исследование
на пол и, следовательно, заболела, то же са- перцептивно-
мое с зажигалкой. реактивной
Я хочу попробовать вспомнить, тогда, в лет- системы
ний период он достаточно хорошо себя чув- пациента
ствовал, он освободился от проблемы с шам- как она
пунями, биде и так далее, и можно сказать, воспринимается
перестал предаваться чрезмерной и, в общем, родителями
неоправданной, гигиене. Он провел все это время довольно хорошо. Он продолжал проявлять беспокойство по поводу мелочей — не знаю, стакан, вилка — но это было так, терпимо. Потом мы вернулись в Н., точнее, моя жена первая вернулась в Н., так что...
М.: (прерывая) Чтобы он пошел в школу, чтобы он мог повторить учебный год.
О.: Начать учебу в школе, тогда как я предполагал остаться там в октябре и поработать. Но меня вызвали раньше, потому что М. начал себя опять плохо чувствовать, в то время как он уже ходил в школу, и я вернулся в Н. раньше, чем планировал... Потом по дороге в школу... (исправляет оговорку) по дороге на дискотеку М. попал в аварию. Ему наложили шину, которую вскоре должны снять, возможно, ее снимут на следующей неделе. Он попал в аварию, его положили в больницу на операцию, я был «госпитализирован» вместе с ним, в течение шестнадцати дней я не покидал его ни днем, ни ночью, так как он не хотел, чтобы я оставил его одного — с огромными трудностями для того, чтобы накормить его, носил взад и вперед...
М.: (прерывая) Он не может пользоваться туалетом, если это не его домашний туалет.
О.: «Где положили это? А где положили другое?» И все в таком духе. Потом, после больницы, скажем, в период выздоровления, когда он...
М.: (прерывая) Дома...
О.: Проблема заключается в том, что сейчас он продолжает,
он опять начал с этим биде... Сейчас он перестал...
М.: Он не вытирается, он не...
О.: Да, сейчас он перестал вытираться, возможно потому, что полотенце находилось не там, где следует...
М.: О, позволь мне сразу сказать еще одну вещь, пока я не забыла; вдруг постель с только что смененным бельем, чистая...
О.: (перебивая) Если он видит крошечное пятнышко...
М.: Нет, нет, даже если его там нет. Он отпрыгивает, как пружина: нужно выбросить полотенца, поменять подушку и наволочку — и что еще, я не знаю — простыни, все в этом роде.
Т.: Хорошо. Таким образом его основные симптомы сейчас — это мысли, навязчивые идеи насчет грязи и возможности заражения...
О.: Сейчас он вызывает у себя рвоту — это то, что он делал год назад...
М.: (перебивая) С помощью зубной щетки, все время, доктор, он делает это все время...
О.: Он может делать это даже семь, восемь раз, и если ему не удается достичь цели, он съедает что-нибудь, чтобы спровоцировать рвоту...
М.: (перебивая) Да, он идет на кухню. Но, доктор, я заметила, что за последние дни, точнее, как минимум за последние пятнадцать дней, ситуация все ухудшается, как в прошлом году. Однако он теперь реагирует следующим образом: звонит отцу в студию, потому что он не хочет находиться дома, и идет в студию; однако он очень нетерпимый мальчик, он был таким с малых лет, доктор, я считаю важным подчеркнуть это. Мой муж говорит, что, может, это не имеет никакого отношения, но у нас, к сожалению, в нашей семье есть прецеденты с обеих сторон; с моей стороны — одна из сестер моей матери, которая была травмирована после десяти лет жестокого обращения мужа с ней, который истязал ее даже по поводу того, что еще только должно было бы случиться; и потом, у меня есть сестра, которая, к сожалению, распускает руки в отношении моей матери. Мой сын иногда делал это, иногда делает то же самое по отношению ко мне; иногда он пристально смотрит на меня и говорит, что должен убить меня. Сейчас он больше этого не делает, возможно, благодаря той инъекции, которую мы ему сделали...
О.: Mobiten, половина ампулы в месяц, — вот только в этот месяц, поскольку он настойчиво проявлял такое поведение, ему ввели дважды по половине ампулы.
М.: С очень коротким промежутком времени между двумя инъекциями.
Т.: Это опять-таки сделал психиатр?
О. и М.: Да, опять он.
О.: У меня с собой есть некоторые рецепты на тот случай, если вы сочтете нужным взглянуть. (Достает рецепты из кармана и дает их психотерапевту).
М.: Он говорит, что это серьезно, доктор. Он говорит, что положение серьезное, как если бы мальчик регрессировал в своем развитии на три или четыре года назад.
О.: Он... М. говорит... нет, я уверен, что... сейчас я бы хотел посмотреть...
М.: (перебивая) Он ждал с нетерпением прихода сюда, к вам.
О.: Да, подожи минутку... когда он увидел вас по телевизору в шоу Маурицио Костанцо, он немедленно позвонил мне и сказал: «Папа, я сейчас слушаю что-то очень интересное. Может быть, доктор Нардонэ — тот человек, который может решить мои проблемы...»
М.: «Он поможет мне сделать это, он поможет мне».
О.: Тогда мы пошли и купили вашу книгу и прочитали ее; я прочитал только несколько отрывков, так что...
М.: (прерывая) Да, поскольку он не в состоянии читать.
О.: Он очень этим вдохновился; это очень важно для него, и, возможно, это факт несомненно...
Т.: Положительный.
О.: Положительный.
М.: Он говорит: «Когда я выздоровлю, я устрою большую вечеринку». (Терапевт возвращает рецепты отцу).
О.: Скажем, что, в конце-то концов, с практической точки зрения он имеет поддержку от меня, от своей матери, от своих друзей; скоро, когда настанет теплый сезон, мы, возможно, должны будем вернуться в И.; и может быть, он...
М.: Но это, самое большее, даст ему возможность отвлечься, доктор.
О.: Он говорит, что постоянно думает об этих вещах, всегда об одном и том же...
М.: О заражении. Потом, в последнее время он не так часто пользуется биде, однако, он протирает губы спиртом. И действительно, если вы посмотрите на его губы, вы увидите, что они все потрескались.
О.: Ситуция с биде улучшилась.
М.: Но он посвятил себя рвоте. А потом спирт использовался и для биде — я должна была чистить его, прежде чем он начнет мыться; к тому же он больше не вытирался полотенцем, он встает с биде и ходит со всем этим мылом, стекающим у него между ног.
О.: И нужно сказать, что эта все более обременительная ситуация, в особой манере обременительная ситуация, я не знаю... кроме того, вот уже четыре месяца у него эта нога... Он был в больнице... он не может свободно ходить...
М.: Да, но его поведение не становится лучше, когда он на улице, оно становится еще хуже.
О.: Да, я понимаю, я хотел сказать... А потом, эта обременительная ситуация совпала именно с тем моментом, когда он узнал, что мы можем приехать сюда к вам, через несколько дней после того, как мы видели вас в шоу Маурицио Костанцо, и она сказала мне... так мол и так... И таким образом мы решили... Помимо всего, мне показалось, что это... Прошлым летом М. посещал психиатра-психотерапевта, десять — двенадцать сеансов, но затем в июле и августе он был в отпуске и предполагалось, что мы встретимся вновь в сентябре. А потом в сентябре М. решил остаться в И., так как у них (с терапевтом) не установилось особых отношений; это была индивидуальная терапия. М. сказал: «Мы сидим там часами, не говоря даже ни одного слова»… в общем, не кажется, чтобы он получил... Хотя, я должен сказать, что он практически полностью и почти внезапно прекратил все это мытье в ванне, благодаря пари, которое он заключил с доктором. Он сказал: «Я собираюсь выиграть это пари», и с того момента он, можно сказать, в конечном итоге, прекратил это делать.
М.: Доктор, хочу сказать одну вещь. С момента своего рождения этот мальчик... потому, что это нужно признать... мой муж считает, что это не так, но, потому что ты и я, мы не очень ладили в прошлом, и, может быть, поэтому мальчик сделался таким, может, поэтому он отдался этому мужчине... я не знаю, но верно то, что этот мальчик доставлял мне много тревог с самого рождения.
О.: Вот письмо, которое М. оставил нам — вот оно (передает письмо терапевту). Это было примерно... в прошлом ноябре или около того, да? В прошлом ноябре, после... нет, это было в ноябре годом раньше?
М.: Да, в 1988.
О.: Да, в 1988, когда мы все еще не вполне понимали эту проблему, мы заметили, что он пропускает занятия в школе; я не знаю... выпивка, курение и т.д.; я очень рассердился и сказал ему, что, когда он вернется домой, тогда... вот, и он оставил нам... (показывает на письмо) (Пауза. Терапевт читает письмо.)
Т.: Что он имеет в виду, когда упоминает, Фокусирование внимания
что вы никогда не принимали... серьезных на проблеме отношений
решений? в супружеской паре
О.: Я не представляю, как объяснить это.
Я не знаю, как объяснить вам это, потому что... скажем, что мы знаем друг друга уже тридцать лет, но... у нас имеются серьезные расхождения во взглядах, характерах... в особенности...
Т.: Вы часто ссоритесь?
О.: Да, мы ссорились, мы ссорились.
Т.: Также и в очень резкой манере?
О.: Да, да, да, да.
Т.: М-м, так. И так по сей день?
О.: Ну, скажем, что сейчас, в настоящее время — нет, больше нет, уже в течение некоторого времени.
М.: В общем, в данный момент мы действительно изнурены. У нас есть более серьезные проблемы. То есть, он очень резок со мной, это правда.
О.: (прерывая) Но, в общем, разногласия остаются... в общем, остается все это...
М.: Он очень резок...
Построение Т.: Похоже, вы очень поглощены его проблемами,
терапевтических М.: Конечно! По крайней мере — я, со своей отношений стороны.
О.: Мы слишком поглощены его проблемами.
Т.: Чтобы иметь свое личное пространство.
М.: Да, да.
О.: Однако мы иной раз все-таки говорим, что это зависит от того, что у нас безусловно разные взгляды на жизнь, на существование.
М.: (прерывая) То есть, доктор... можем рассказать историю доктору?
Т.: Конечно.
М.: Два года назад, когда мой муж поехал в первый раз работать в И., и этот, скажем так, факт, который я, с моей стороны,... этот факт, можно сказать... я упрекала его за это, да? Я помню, что М. только что исполнилось 14 лет; мы были в И., и он хотел иметь ключ от дома. М2 уже не жил с нами; он хотел, чтобы у него были ключи.
О.: (перебивая) М2 жил в П.
М.: Он был в П, поэтому в доме никого не было и он был закрыт, и я не хотела, чтобы у четырнадцатилетнего мальчика были ключи от дома, чтобы он мог бывать там один. Впоследствии он признался, что приводил с собой кого-то домой... в то время как мой муж был...
О.: (прерывая) Он не мог там ничего особенного совершать, так как я частенько наведывался туда...
М.: Ну, извини, вот и дай ему ключи, дай ему ключи...
Изучение отношений Т.: Вы не знаете, были ли у него отношения и с сына девочками? Или только с мужчинами?
М.: Да, мальчик в этом признался.
О.: Только с...?
Т.: С мужчинами или также и с женщинами? Бывал ли он
когда-нибудь с женщинами?
О.: М.?
М.: Да, у него были подружки.
О.: У него всегда были, скажем так, невесты, и раньше, и после. У него были невесты... потом только просто так, он говорил, что... «у меня голова занята другим, потому что...то да се...
М.: (прерывая, начинает фразу) Действительно, в связи с тем фактом...
О.: Кроме этого, у него всегда был неплохой успех (у девочек)...
Т.: (вмешиваясь) С кем он больше всего ссорится?
О.: Как вы сказали?
Т.: С кем из вас двоих он больше ссорится? С вами или с ней?
О.: С ней.
М.: Со мной у него было несколько сильных кризисов, во время которых он меня даже ударил, он даже хватался за нож, как это случилось в И. в марте прошлого года, когда он тыкал меня ножом в руки. «Я должен убить тебя, а не папу, потому что папа сильнее; ты слабее и я могу сделать это с тобой, потому что у меня появилась сила, которую я не могу сдержать». Я принимала такую позу (скрещивает руки на груди и садится на корточки), и позволяла ему бить меня, только чтобы дать ему успокоиться; в конце концов я хватала нашу маленькую собачку и выбегала из дома, потому что он иногда начинал хватать собаку за горло...
О.: (вмешиваясь) Но он не всегда такой; с ним можно играть, он умный...
М.: Однако он любит нас, он очень чувствительный, но когда у него кризис, он внушает страх.
Т.: Очень хорошо. Я понял. Теперь я хотел бы увидеть мальчика.
О. и М.: Конечно.
Т.: Хорошо?
О.: (вставая) Я... думал, что необходимо дать вам это описание.
Т.: (Вставая и направляясь к паре.) Я бы сказал, что это было
крайне важно. (Терапевт провожает родителей до двери,
родители переговариваются.)
Переопределение проблемы (Родители выходят. Входит пациент.) совместно с пациентом Т.: Итак, твои родители в общих чертах
и создание описали ситуацию. Естественно, мне не терапевтических отношений, терпится узнать о ней как можно более отличающихся от ясно от тебя. Из-за каких-то определенных отношений, заданных причин ты пришел в терапию...
семейной системой П.: (прерывая)... Что сказать, ситуация... то есть, не знаю, меня беспокоит, меня сильно беспокоит, скажем так, и это связано с... это все навязчивые мысли, связанные с проблемой СПИДа; это все то, что создает мне все проблемы... Я не знаю, как я уже объяснил, я, например, я делаю все эти... Меня пугает, что собака лизнула меня в рот, я сразу иду в ванную и вызываю рвоту с помощью зубной щетки. То есть, я делаю все это...
Т.: Ты боишься СПИДа.
П.: О да.
Т.: Зубная щетка... (пауза) рвота...(пауза).
П.: Да. Разные способы мытья, использование биде, мытье рук, все в этом духе.
Исследование перцептивно - Т.: Следовательно, я полагаю, ты должен... реактивной системы тщательно мыть все, что было использовано пациента при определенных контактах.
П.: Я не понимаю.
Т.: Я полагаю (пауза)... ты должен тщательно мыть (пауза)... все, что было использовано в половых контактах определенного типа?
П.: О да.
Т.: Потому что именно там есть риск, правильно?
П.:Да.
Т.:Я верно выразился, а? Я понял это правильно. Как ты можешь видеть, я схватываю все гораздо быстрее...
П.: Да, да.
Т.: Итак, ты с особым вниманием относишься к очищению всего того, что использовалось во время половых контактов такого типа.
П.: Ага!
Т.: Верно?
П.: Да.
Т.: Поскольку есть риск заразиться СПИДом, потому что...
П.: (прерывая) Скажем, что я был травмирован тем, что произошло.
Т.: О, могу себе представить! Хм...Теперь скажи мне, как ты моешь все те части тела, которые были задействованы в половом контакте определенного типа?
П.: С мылом и водой или с помощью спирта; например, мне даже случается пить спирт, выпивать немного спирта; выпиваю, а потом беру в рот зубную щетку, чтобы вызвать рвоту. Потом, даже не знаю, иногда я даже обрабатывал спиртом... пенис, а потом мылся мылом; то есть, я редко делаю это только с помощью спирта; но то, что повторяется все настойчивее и настойчивее — это рвота. Я вызываю рвоту каждый день.
Т.: Конечно.
П.: Даже по нескольку раз. Даже шесть, семь, восемь раз в день.
Т.: Послушай, после той истории, о которой мне рассказали твои родители... у тебя еще были другие истории такого рода?
П.: Нет, нет.
Т.: Однако та история, похоже, оставила на тебе след.
П.: Да.
Т.: И стало быть, ты решил, что ты подхватил СПИД в тот момент?
П.: Да, но можно сказать, тот ужас сейчал уже исчез, потому что... Я сделал разные тесты, все в этом роде, так что я здоров.
Т.: Но навязчивый ритуал остался.
П.: Да.
Т.: То есть все эти ритуалы направлены на то, чтобы продезинфицировать тебя для защиты от этого страха? Хм, хм... Как ты пытался бороться с этим?
П.: Отчасти это вопрос силы воли, но я не был в состоянии сделать это; мне это не удалось, это значительно сильнее меня, это слишком... это значительно сильнее меня, мне это не удается.
Т.: Обычно это более или менее так и происходит.
П.: Да, действительно.
Т.: Хм-хм. Послушай, эта проблема силы воли... Техника
ты говоришь: я не должен этого делать, я не «чтения мыслей»
должен этого делать, я не должен этого де-
лать. Чем больше ты говоришь это, тем больше делаешь, так?
П.: Да, вот именно.
Т.: Хм-хм.
П.: Как это и написано в вашей книге.
Т.: Чем сильнее ты пытаешься не делать этого, тем больше ты
делаешь, правильно?
П.: Да.
Т.: А какие еще были попытки справиться с проблемой?
П.: Это насчет мытья и тому подобного?
Т.: Да, да.
П.: О, я не знаю... Я не знаю, дезинфекция рук, что-то в этом роде... иногда лица; это всегда одно и то же мытье... Я не знаю... ноги, дезинфекция ног, такого рода вещи, например, иногда... Я не знаю... Это всегда все одно и то же, всегда одно и то же.
Т.: Хм-хм. Хорошо. Хорошо. А кроме этого, осаждают ли тебя какие-то другие серьезные или не (такие) серьезные проблемы?
П.: Нет.
Т.: Какие у тебя отношения с родителями?
П.: Можно сказать, что это хорошие отношения для... хороших отношений, вот только меня пугает, например, возможность обменяться с ними сигаретой, даже с ними я боюсь этого. Я не позволяю им... приближаться губами к моему рту и все в этом духе, мы больше не целуем друг друга и тому подобное, потому что у меня и с ними все равно возникает страх, что они могут заразить меня.
Т.: А как насчет других людей?
П.: Да, со всеми.
Т.: То есть ты больше ни до кого не дотрагиваешься?
П.: Больше не... нет, я дотрагиваюсь, но потом я иду мыться и
тому подобное... то есть, потом я всегда должен помыться, скажем так.
Т.: А ты встречаешься с людьми или изолируешься от них?
П.: Нет, я встречаюсь с людьми.
Т.: Хм-хм... а с кем ты встречаешься? С друзьями, другими подростками...
П.: С друзьями, с парнями и девчонками.
Т.: У тебя есть девушка?
П.: Нет, сейчас нет.
Т.: Когда у тебя была девушка — если она у тебя была, — тогда ты боялся еще больше или нет?
П.: У меня были девушки, у меня их даже много было. Вот только это всегда было связано с тем, что, скажем... Я не знаю... Я должен был... Если я целовал девушку, то потом я должен был пойти и вызвать рвоту и тому подобное. Раньше такого не было, то есть задолго до того, пару лет назад, когда я встречался с девушкой, я не беспокоился насчет таких вещей, а теперь, да, беспокоюсь; если я целую девушку, я должен пойти и вызвать рвоту и тому подобное.
Т.: Хм-хм.
П.: Вот так это происходило, по крайней мере, до конца прошлого месяца... Этим летом, поскольку сейчас я сломал ногу, стало быть...
Т.: Хм-хм. Таким образом, мы узнали, что твой основной симптом служит для того, чтобы защитить тебя от угрозы заражения СПИДом...
П.: Да.
Т.: Хотя ты и знаешь, что у тебя нет СПИДа, потому что...
П.: Нет, нет.
Т.: Но ты говоришь, что ты мог бы и подхватить его...
П.: Да, да.
Т.: Потому что он может быть повсюду.
П.: Угу.
Т.: Стало быть, твой страх заразиться такой сильный, что тебе
приходится постоянно себя стерилизовать.
П.: О, да!
Т.: Ты открыл действительно потрясающий способ избежать заражения СПИДом!
П.: Угу! (смеется).
Т.: Скажу тебе, что таким способом ты точно Переформулирование
его не получишь! симптоматического
П.: Да. поведения как
Т.: Это оптимальное решение, надо бы начать полезного с
широко распространять среди народа страх перед помощью юмора
заражением и эту твою стратегию, не так ли?
П.: Угу.
Т.: Сначала ополосните ваши рты спиртом, потом вызовите у себя рвоту, провоцируйте у себя рвоту всякий раз, как вы сделаете что-то; мойтесь, стерилизуйте ваши пенисы самым ужасным способом — это для мужчин; а женщин мы заставим вводить во влагалище каустическую соду...
П.: (Смеется.)
Т.: И так далее, ага? Отличное решение!
П.: Вы разыгрываете меня, да?
Т.: Нет. Это хорошее решение! (пауза)... Если мы избавимся от этого решения, что тогда случится?
П.: Я не думаю, что что-то случится. Все останется по-прежнему, останется... таким же как было, то есть... ничего не случится.
Т.: Хм-м. Подвергнешься ли ты еще большей опасности, если ты сможешь избавиться от симптомов?
П.: Я не очень понимаю ваш вопрос.
Т.: Не будешь ли ты в еще большей опасности, то есть, не возрастет ли еще больше твой страх перед СПИДом и все остальное, если ты прекратишь исполнять эти ритуалы?
П.: Нет, я так не думаю; я так не думаю.
Т.: Хм-м.
П.: Нет, не думаю.
Т.: Хм-м. Сколько раз в день ты все это проделываешь с собой?
П.: Рвота началась с шутки; в течение многих месяцев я не вызывал у себя рвоту. Вся история началась как шутка; я сделал вид, что собираюсь поцеловать собаку или что-то в этом духе, но собака на самом деле поцеловала меня; то есть мне показалось (эмоционально, выразительно), что она действительно меня поцеловала и... я пошел и меня вырвало. Можно сказать, что с этого все началось и продолжается, и продолжается...
Т.: У тебя есть собака?
П.: Да.
Т.: Какой породы?
П.: Йоркшир.
Т.: Славно... какой наилучший способ простерилизовать себя? Это спирт, или есть что-нибудь получше?
П.: Нет, алкоголь, я всегда использую алкоголь... Но ведь алкоголь тоже может заболеть! Он тоже может заболеть.
Т.: Он тоже заболевает? Он тоже может заболеть?
П.: О да.
Т.: Ну, тогда это действительно проблема, если Использование
он тоже заболевает. Тогда нет ли чего-то по- юмора
лучше, что не заболевает? и парадокса
П.: О нет...
Т.: Ты не нашел ничего получше!
П.: Нет.
Т.: Но должно же быть что-то получше, не так ли?
П.: Я не знаю.
Т.: Ты так не думаешь?
П.: Да, я думаю, да — что-то, что дезинфицирует еще лучше?
Т.:...
П.: Я не знаю, какое-нибудь медицинское дезинфицирующее средство, я не знаю. Может быть, ими пользуются в больнице.
Т.: Хм-м... Или что-нибудь еще лучше!
П.:...
Т.: Не так ли? Огонь — ты мог бы использовать огонь, так?
П.: О, но огонь — это проблема.
Т.: Хорошо, хорошо; хорошо. Итак, каким образом ты проделываешь каждый раз эти вещи? Что ты предпринимаешь, чтобы тебя вырвало?
П.: О, сначала я промываю спиртом губы; я беру бутылку и промываю спиртом рот; потом я засовываю в рот зубную щетку, в том случае, если я что-то поел; в противном случае я даже иду и ем что-то, я ем что-нибудь для того, чтобы было чем вырвать. Потом я беру зубную щетку, засовываю ее в рот и тогда уже вызываю рвоту.
Т.: Угу.
П.: А иногда я даже... сначала беру в рот, а потом немного выпиваю, а потом меня сразу тошнит.
Т.: Спирт?
П.: Да...
Т.: Как он тебе на вкус?
П.: (смеется) Нет, спирт абсолютно отвратителен.
Т.: Абсолютно отвратителен. А что ты делаешь, чтобы стерелизовать свой пенис?
П.: Я наливаю на него немного спирта, потом намыливаю и...
(пауза) чувствую жжение.
Т.: Жжение... когда ты все это делаешь, чувствуешь жжение.
П.: Да, да.
Т.: Если ты не чувствуешь жжения, тогда стерилизация не удалась.
П.: О да, да, да.
Т.: Следовательно, тебе необходимо чувствовать некоторую боль?
П.: Да. Это саморазрушительное поведение.
Т.: Если ты не чувствуешь немного боли, то стерилизация не удалась. Ага. Я понял (пауза). Да, это в самом деле проблема. Это очень сложная проблема.
П.: Все эти... Вы думаете эту проблему можно разрешить?
Использование Т.: Я думаю, что у меня есть некоторые очень
парадокса хорошие стратегии. Но я не знаю, сможешь ли
ты им следовать.
П.: (перебивая) Я очень вами восхищаюсь... я испытываю к вам очень большое доверие.
Т.: Как ты можешь доверять мне, если ты не...
П.: (перебивая, с чувством) Я не знаю, у меня очень большое доверие. Скажем, что с самого первого момента, как я увидел вас, я сказал себе: «Может быть этот человек сможет меня вылечить», — что-то в этом роде. Он может избавить меня, в самом деле избавить от этих маний, чтобы я мог продолжать нормальную жизнь, как это было прежде... то есть, не совсем, как прежде. Но нормальную жизнь, как у всех других; как у вас и у других людей.
Т.: Но ты почитал мою книгу?
П.: Да, частично. Я прочел одну часть.
Т.: Какие части ты прочитал?
П.: Ту часть, в которой... об обсессивных расстройствах, где говорится об обсессивных расстройствах.
Т.: Когда ты прочитал о том, что я заставляю таких людей делать, какой эффект это оказало на тебя?
П.: О, я не знаю... немного странный эффект... то есть, я немного не понимаю... я не понял как... Вы попадаете в цель... как бы это сказать... как они могут... то есть, как они работают, но я думаю... эти вещи...
Т.: Сколько раз в день ты играешь в свою маленькую игру — примерно сколько раз в день?
П.: Какую маленькую игру?
Т.: С рвотой, мытьем пениса, рук и всего остального.
П.: Нет, может быть, в настоящее время я вызываю рвоту, я оставил немного в покое мой пенис, не мою его в биде так часто и тому подобное. А потом, что касается пениса, это случается лишь время от времени, что я его дезинфицирую. Раньше я делал это чаще, раньше чаще. А сейчас — нет. В то время как сейчас я постоянно вызываю у себя рвоту.
Т.: Послушай; по-твоему, кроме того, чтобы Переопределение симптома: защитить тебя от СПИДа, какое равновесие польза симптома
поддерживает твоя болезнь, в каком отношении для отношений
она полезна?
П.:У меня нет никаких идей. Никакое, по-моему.
Т.: Я, напротив, вижу ее огромную пользу. И не только для тебя, но для всей вашей семьи.
П.: Может быть равновесие... равновесие в семье, может быть.
Т.: Хм-хм.
П.: Равновесие в семье, в том смысле, что если бы не было моей проблемы, это могла быть семья, которая, может быть... я не знаю. У меня нет идей на этот счет. Может быть, как мне кажется, они не очень хорошо ладят друг с другом.
Т.: Угу. Я прочитал письмо, которое твои родители мне принесли, которое ты им написал; и я прежде всего почувствовал, что они ссорятся, они много ссорятся!
П.: Да, теперь, в самом деле... возникла эта проблема…
Т.: Следовательно, твоя проблема полезна! Фокусировка внимания
П.: Да, может быть, она полезна, но я на ссорах родителей
хочу от нее избавиться, доктор, я больше не могу и на функции симптома
ее выносить. Вот почему я пришел сюда.
Потому, что я хочу освободиться от нее как можно быстрее.
Т.: Хм-хм. Хорошо, хорошо. Итак, ты прочитал, ты увидел, что мой метод несколько необычен, так?
Согласование Я заставляю людей делать странные,
условий терапевтического довольно забавные вещи, но они должны вмешательства выполняться безоговорочно, абсолютно без всяких вопросов. Я дам тебе объяснение. В свое время. Хорошо?
П.: Да, да.
Предписание: Т.: Итак, прежде всего я хочу, чтобы в течение этой думать о пользе недели ты как можно больше думал о том, что твой симптома симптомполезен, необходим для твоей семьи, и что, для поддержания изменяя его, мы нарушим равновесие всей системы. равновесия Поэтому я хочу, чтобы ты думал о том, что твой симптом
в семье полезен. И это очень опасно — изменять его.
П.: Я понял.
Т.: Договорились?
П.: Да.
Т.: Значит, я хочу, чтобы ты напряженно думал об этом, хорошо?
П.: Да.
Предписание Т.: Кроме того, я хочу, чтобы ты играл в одну
парадоксального маленькую игру, о которой ты читал, с будиль- ритуала ником, в течение получаса. Но я сейчас ее хоро-
шенько объясню. Я хочу, чтобы с этого момента и до нашей следующей встречи, каждый день ты брал будильник. У тебя есть будильник?
П.: Да.
Т.: Ты закрываешься один в своей комнате, устраиваешься как можно удобнее, в полутьме, заводишь будильник на полчаса, и в течение этого получаса думаешь обо всех мучениях, всех наихудших страхах, которые придут тебе в голову: что у тебя СПИД, что ты его подхватил, что с тобой случилось то или другое, все самое худшее, что ты можешь вообразить, и при этом делай все, что придет тебе в голову: если захочется кататься по полу — катайся; если почувствуешь, что хочешь сломать что-то — сломай. Когда звонит будильник, ты выключаешь его, и все прекращается. Ты возвращаешься к своим обыденным делам. Каждый день, примерно в одно и то же время. В какое время ты сможешь это делать?
П.: Э-э... когда...
Т.: Скажем, между двумя тридцатью и тремя часами. Каждый день. ОК?
П.: Я понял.
Т.: Важно, чтобы тебе никто не мешал; не объясняй, что такое ты должен делать... говори: «Мне это предписал доктор», и делай это. Хорошо?
П.: Я не должен ничего говорить своим родителям о том, что вы мне говорили?
Т.: Нет. Это секрет между мной и тобой. Согласен?
П.: Да.
Т.: И именно важно проделывать это каждый день. А потом, в течение дня, я хочу, чтобы ты думал о том, что твои симптомы чрезвычайно полезны; они нужны, они поддерживают равновесие, и их изменение — опасно.
П.: Да.
Т.: Договорились?
П.: Да, да.
Т.: Мы снова встретимся через неделю и ты расскажешь мне
обо всем, что ты натворил. Хорошо?
П.: Да.
(Пациент выходит, вновь входят родители.)
Т.: Я теперь увидел, что происходит; и произвел оценку ситуации: это явная симптоматика обсессивно-компульсивного типа, более-менее похожая на то, что описано в моей книге. Я бы сказал, что это очень сложная, очень серьезная проблема, но это не значит, что ее разрешение должно быть таким же сложным и болезненным. Здесь важно найти правильный ключ; иногда, если найден подходящий ключ, все разрешается очень быстро и бесповоротно. Нужно только правильно подобрать ключ. Я начал работать с ним; я уже дал ему предписания; я осуществил некоторые маневры; то, что я делаю с ним, остается между им и мною; с вашей стороны мне нужно тесное сотрудничество.
О. и М.: (кивают в знак согласия) Да. Завоевание
Т.: В том смысле, что мне нужно, чтобы и вы родителей
тоже выполняли то, что я попрошу вас делать. путем присвоения
М.: Конечно. им роли
Т.: Вот первое, о чем я вас попрошу: как до сих котерапевтов
пор вы отлично справлялись с тем, чтобы
контролировать его, находиться рядом с ним, теперь вы даже еще лучше должны научиться держать дистанцию: если он вызывает рвоту — пусть он вызывает рвоту; если он выполняет ритуалы — пусть он выполняет ритуалы. Вы должны полностью погрузиться в атмосферу конспиративного молчания...
М.: Действительно, иногда мы ругаем его...
Т.: Конспиративное молчание в отношении проблем...
О.: (перебивая) А когда он требует нашего вмешательства по какому-то поводу?
М.: Он обращается к нам постоянно!
Т.: Вы должны говорить что-то вроде: у нас нет больше сил, мы больше не в состоянии...
М.: Но тогда он становится неистовым!
Т.: «Мы не можем этого сделать; пожалуйста, прости нас».
М.: Это означает — в самом деле покинуть его (вполголоса, как
будто говоря сама с собой).
О.: Но что если он попросит придти и поднять ему крышку
унитаза...
М.: (прерывая) В противном случае он не будет пользоваться туалетом...
О.:... туалет... крышку от туалета.
Т.: Это такие незначительные вещи...
О.: Вот именно, незначительные.
Т.: Однако сейчас действительно важно — перестать оберегать его.
Терапевт принимает О.: Оберегать его. (Его) действия... поведение родителей, прежде всего, не подсматривать за но вводит его в контекст ним... совершенно не подсматривать?! «минимальной» помощи; Т.: Очень хорошо.
переформулирование О.: Впрочем...
и ограничение Т.: (прерывая) Только эти незначительные вещи.
О.: Скажем, таким должно быть наше поведение.
Т.: Очень хорошо.
М.: Доктор, иногда он трогает меня.
Т.: Что!?
М.: Иногда он трогает мне грудь. А потом, он также разгуливал голышом... Т.: Хм-м.
М.: Да, в прошлом это случалось.
Т.: Давайте теперь смотреть на настоящее. Если он будет трогать вашу грудь — что должна бы делать мать в отношении сына, который трогает ее грудь?
М.: Э-э... (делает жест, не находя подходящих слов).
Т.: Она его как следует шлепает.
М.: Тогда он шлепнет меня в ответ, доктор! Что я могу сделать,
когда я дома одна?
Т.: Скажите его отцу.
М.: А когда моего мужа нет дома, куда я должна за ним идти?
Т.: Отругайте его, хорошо?
М.: Он впадает в ярость, доктор.
Т.: Хорошо, синьора...
М.: Я боюсь его, когда он впадает в ярость, доктор.
Т.: Правильно. Хорошо. Вы правы.
О.: (быстро вмешиваясь в диалог, повернувшись к жене — это довольно редко имело место: во время первой сессии супруги разговаривали с терапевтом, сидя параллельно друг другу, даже когда они общались между собой). Давай послушаем доктора!
Т.: Однако в подобных случаях наихудшую позицию занимают жертвы. Вы согласны?
М.: Да.
Т.: Вы знаете, я всегда говорю, что мучители существуют потому, что есть жертвы, а не наоборот. Те, кто исполняет роль жертвы, ставят других в позицию мучителей. Правильно? Поэтому давайте больше не будем занимать эти позиции. Согласны? Хорошо?
О.: Значит, по-вашему, мы не должны спрашивать у М. «Что ты делал, что ты сказал доктору?»
Т.: Нет. Договорились?
Вторая сессия
Т.: Как прошла эта неделя? Отчет за прошедшую
П.: Я делал получасовое задание с неделю; реакция
будильником каждый день, кроме на предписания
вчерашнего дня, потому что у меня
болела нога и я не мог... Я хочу сказать,
что я пытался, но потом прекратил.
Т.: Теперь расскажи мне спокойно, что происходило в эти полчаса. Тебе удалось почувствовать себя плохо?
П.: Нет... Мне удалось почувствовать тревожность, но не по-настоящему...
Т.: Что ты делал? Катался по полу...?
П.: Нет, ничего особенного. Я думал и думал, и... делался немного тревожным... Не так, чтобы я становился очень тревожным или что-то в этом духе...
Т.: Какой эффект оказал на тебя тот факт, что ты не смог почувствовать сильную тревогу?
П.: Может быть, мне не очень хорошо удается... Я не знаю...
Т.: Что происходило, когда заканчивались эти полчаса? Будильник звонил... ты возвращался к своей обычной жизни. А потом, в течение дня, сколько раз ты проделывал...?
П.: На самом деле, [моих действий] стало меньше.
Т.: Насколько?
П.: Намного меньше. В один день на этой неделе я вызвал рвоту пять-шесть раз, но после этого... например, вчера только дважды, а в первый день даже ни одного раза...
Т.: Ты заметил какое-то улучшение?
П.: Да, произошло некоторое улучшение, в отношении того, о чем я должен был думать... насчет положительного значения...
Т.: В чем же польза твоих симптомов? Ты понял это?
П.: Я часто повторял самому себе: «Это хорошая вещь, хорошая вещь, потому что она объединяет мою семью».
Т.: И какое воздействие это имело на тебя?
П.: Я не знаю.
Т.: Ты почувствовал свою важность?
П.: Да, да.
Т.: Хорошо, твои симптомы уменьшились; какое влияние это на тебя оказало?
П.: Я не знаю... Я подумал, что, может быть, факт моей важности... Я был важен для моей семьи из-за моих навязчивых идей; я подумал, что это было как бы предохранением с помощью симптомов; в любом случае, это оказало на меня положительный эффект, я не знаю...
Т.: Хм. А как твоя семья отреагировала на тот факт, что твои симптомы уменьшились? Они знают об этом?
П.: Да, да, они знают, никаких особенных реакций...
Т.: И что они сделали, какие реакции они продемонстрировали — тебе удалось заметить какую-то реакцию с их стороны? Проявили ли они свое счастье, свои сомнения, что они продемонстрировали?
П.: Немного счастья, немного...
Т.: Хорошо. А потом, я давал тебе другое специальное задание...
П.: Нет.
Т.: Разве я не давал тебе другого задания, более специфического по отношению к периоду изменений?
П.: Нет, я не знаю...
Т.: Ты не помнишь его... Я предложил тебе, в дополнение к тому, чтобы думать, как это полезно для твоей семьи, подумать также о том, кому может быть нанесен ущерб в результате изменений, или о том, какой ущерб, какой риск представили бы для тебя самого возможные изменения. Ты не подумал об этом?
П.: Нет.
Т.: Хмм. Тебе придется подумать об этом в этот раз. Хорошо, что еще ты делал? Ходил в школу, выходил из дома...
П.: Мне удалили спицы от аппарата для ноги, и я не ходил в школу; я приступаю к занятиям завтра... кроме того, я хотел спросить у вас одну вещь.... посколькуя должен думать обо всем том, что вы мне говорите... я должен думать об этом?
Т.: Конечно.
П.: Стало быть, я не знаю, продолжать ли мне ходить в школу или нет… я должен продолжать ходить в школу?
Т.: Ты должен продолжать ходить в школу... ты должен избегать избегания, ты понимаешь?
П.: Нет.
Т.: Все, что может создавать для тебя Парадоксальное
проблему, все, с чем ты в жизни предписание
можешь столкнуться — ты должен по поводу
избегать избегания тех трудностей, избегания
с которыми ты столкнешься. Обычной реакцией подростков, которые страдают тем же, чем и ты, бывает... «Я буду избегать делать это, так как я не знаю, смогу ли я это сделать»... ты не должен делать этого... то есть, ты должен избегать избегания.
П.: Я понял.
Т.: Если уж ты обязательно должен чего-то избегать, тогда избегай избегания, хорошо? Следовательно, что бы тебе ни пришлось делать... избегай избегания. Хорошо, хм-хм. Значит, в течение получаса ты старался, старался, но тебе не удавалось почувствовать себя как можно хуже...
П.: Да.
Т.: А в течение дня ты чувствовал свою собственную важность, так как ты знал, что ты делаешь что-то важное для своей семьи... Угу, хорошо... мне позвонили мои коллеги из университета в Н., где вы были...
П.: Да...
Т.: Я поговорил с ними, и они выразили свое удивление, увидев тебя в такой хорошей форме; они увидели, что тебе явно лучше; мы поговорили немного и обменялись мнениями... Вот, какой эффект на тебя производит, когда ты идешь туда вместе с твоей семьей, т.е. работа, которую они проводят с твоей семьей?
П.: Я не знаю, это не оказало на меня никакого эффекта...
Т.: Как давно вы туда ходите?
П.: Да, но я думаю, что мы туда больше не пойдем, потому что не могу же я постоянно ходить туда...
Т.: Да, действительно, мы решили, что я буду тобой заниматься, и я с удовольствием готов тобой заниматься, однако, как это влияло на тебя, когда ты ходил туда?
П.: О... я не знаю, эффект, который это давало... постоянно... слишком часто повторялись одни и те же вещи, я чувствовал необходимость перемены, это надоело мне, я не видел никаких результатов; по крайней мере здесь я уже увидел некоторые результаты...
Т.: Два разных метода...
П.: Да, да, так что я не знаю, это было очень долго...
Т.: Хорошо. А твои родители удовлетворены моими коллегами?
П.: Они удовлетворены, потому что это хорошие люди, это порядочные люди, можно сказать.
Т.: Несомненно... хорошо, а что ты думаешь о своих родителях?
П.: Они очень покладистые; мне нравятся мои Восприятие
родители, они очень доступные, они так мно- системы
го для меня сделали, они так много делают взаимоотношений
для меня. внутри семьи
Т.: Хорошо, а что ты думаешь о своем брате?
П.: В настоящее время я не знаю, я чувствую немного больше теплых чувств по отношению к нему, потому что в данный момент я чувствую себя плохо; в то время как раньше я был немного более обособленным. Я всегда думал о нем хорошо — он учится, сдает экзамены, получает самые лучшие оценки, он просто молодец и приносит большое удовлетворение всей семье.
Т.: Значит, ты ладишь с ним... Как ты считаешь, что они думают о тебе?
П.: О,...
Т.: Давай по очереди... что, как тебе кажется, твоя мама думает о тебе?
П.: Я не знаю, что я болен, что мне трудно со всеми окружающими...
Т.: Что ж... у каждого из них свои представления о тебе...
П.: О... я не знаю, я не могу выразить.
Т.: То есть, ты не можешь представить себе, что они могут думать о тебе... хорошо... Тебе хотелось бы иметь другую семью?
П.: Нет.
Т.: Стало быть, твои родители вполне приемлемы для тебя... А что насчет твоих друзей; как ты думаешь, что они думают о тебе?
П.: О, я не знаю, может, они думают, что я немного закомплексованный тип, но они хорошо ко мне относятся.
Т.: В каком смысле — закомплексованный?
П.: В смысле навязчивых идей.
Т.: Все твои друзья знают об этих навязчивых идеях... хорошо знают их... или же...?
П.; Они знают о них только так, они заметили некоторые небольшие вещи...
Т.: Но ты в присутствии твоих друзей избегаешь делать... эти вещи...
П.: Да, да.
Т.: И значит, ты занимаешься этим своим мытьем, когда возвращаешься домой, а не за пределами дома?
П.: Нет.
Т.: А если тебе случается быть вне дома в течение нескольких
дней?
П.: О... я не знаю.
Т.: Этого ни разу не случилось в последнее время?
П.: Нет.
Т.: Ты избегаешь уезжать из дома?
П.: Да.
Т.: Хмм... а в будущем тебе не придется делать этого?
П.: Проявлять эти навязчивые идеи?
Т.: Находиться несколько дней вне дома с твоими друзьями...
П.: Ну да, поменять несколько туалетов...
Т.: Ты найдешь не одно, так другое решение. Хорошо. Сейчас
я дам тебе другое задание, в дополнение к тем, которые я
тебе уже дал... Согласен?
П.: То, с будильником...
Получасовая Т.: Значит так, ты должен продолжать делать его
«фантазия страха» каждый день, хорошо? Пока будильник не про-
прописывается звонит, ты должен находиться в комнате и вновь
вновь вновь думать о всем самом худшем, что только ты можешь себе представить, хорошо? Кроме того, ты должен продолжать думать, что твои симптомы чрезвычайно важны, что они полезны для твоей семьи, и что, возможно, они полезны для тебя тоже. Также я хочу, чтобы ты думал о том, что плохого может случиться, если ты поправишься, и какую опасность для тебя или для окружающих тебя людей может представлять возможность твоего быстрого выздоровления... хорошо? Кроме того, я хочу, чтобы ты наблюдал за окружающими людьми и пытался понять, что они о тебе думают; члены твоей семьи и другие люди... что они думают о тебе.
П.: Я могу спрашивать об этом?
Т.: Хм-м... вместо того чтобы спрашивать, попробуй понять не спрашивая... хорошо?... Обычно на прямые вопросы отвечают не слишком-то искренне... так что значительно лучше попытаться понять, не спрашивая...
П.: Доктор, я бы хотел дойти до того уровня... я не знаю... моя мать делает себе инъекции иглой, иглой для внутримышечных инъекций... вот когда я сам смог бы вытереть ей кровь...
Т.: Ты дойдешь до этого... ты дойдешь до этого...
П.: Я знаю, что ничего не случится... но...
Т.: Ты не должен говорить это сейчас; не заглядывай так далеко в будущее сегодняшними глазами; если ты будешь смотреть в будущее сегодняшними глазами...
П.: Да, действительно...
Т.:...ты испугаешься; когда ты достигнешь этого уровня, ты увидишь это другими глазами, поэтому не забегай далеко вперед... сейчас буквально исполняй то, о чем я тебя прошу... и стало быть: что, по-твоему, другие люди думают о тебе — попробуй это понять; полчаса; опасность выздоровления — ты должен думать обо всех опасностях, которые, представляет выздоровление для тебя самого и для людей, которые тебя окружают.
П.: Могу я записывать это на бумаге?
Т.: Конечно.
П.: Доктор, еще вопрос о дневнике... который я должен был вести...
Т.: Посмотрим, посмотрим, это я решаю, что ты Парадоксальное
должен делать... не пытайся заниматься са- предписание
молечением, в противном случае... это я вы- повторения
бираю тактику, а не ты, даже если ты прочи- симптома
тал мою книгу. Таким образом, ты продол- определенное жаешь выполнять получасовое задание; кроме число раз
того, ты должен думать о том, что другие люди
думают о тебе; думать об опасностях, которые представляет для тебя и других возможность твоего быстрого выздоровления; а еще, dulcis in fundo*,
*Выражение, заимствованное из латинского языка, буквально означающее «Сладкое подается в конце обеда». Обычно используется, чтобы подчеркнуть значение речи или акции, положительно завершающих серию выступлений или действий. Иногда имеет иронический смысл: «А сейчас будет самое хорошенькое!» — Прим. пер.
ты должен делать в точности то, что я тебе сейчас скажу делать... (пауза) я хочу, чтобы с этого момента и до нашей следующей встречи, каждый раз, когда тебе захочется заняться твоим мытьем или вызвать рвоту, или исполнить любые возможные ритуалы, чтобы очистить себя, чтобы изба-
виться от заражения... все то, что тебе захочется сделать, а именно, спирт на губы, полоскание, рвота... твой пенис... ты должен проделать десять раз, ни одним разом больше, ни одним разом меньше. Ровно десять раз — ни одним разом больше, ни одним разом меньше, хорошо? Итак, не забудь: каждый раз, когда тебе случается исполнять один из твоих ритуалов мытья или других ритуалов, ты должен повторять их десять раз, ни одним разом больше, ни одним разом меньше...
П.: И рвоту?
Т.: Да, ровно десять раз, ни одним разом больше, ни одним разом меньше...
П.: Это трудно...
Т.: Да, но лучший способ справиться с этим — пройти через это... представь себе... ты стоишь босыми ногами на раскаленных углях; ты обжигаешься; если ты не сдвинешься с места, ты обуглишься все больше и больше; я стараюсь заставить тебя бежать, но это очевидно, что тебе придется немного обжечься... следовательно, каждый раз, когда ты хочешь исполнить один из твоих ритуалов - будет ли это промывание спиртом или вызывание рвоты, или любое применение дезинфекции — ты должен повторить то, что ты делаешь в точности десять раз, ни одним разом больше, ни одним разом меньше; каждый раз, когда ты делаешь что-либо, чтобы продезинфицировать себя, хорошо? После ты мне обо всем расскажешь. Видишь, как много домашних заданий я тебе задал.
П.: Полчаса; думать о том, что другие думают обо мне; думать об опасностях моего возможного быстрого выздоровления; и делать все по десять раз...
Т.: Точно, и все это — секрет между мной и тобой, хорошо? Если твои родители спросят тебя о чем-либо, ты должен сказать, что это задание, но ты не должен им говорить, какое, все это секрет между мной и тобой, хорошо? Я сейчас пять минут поговорю с твоими родителями, а мы с тобой встретимся через неделю... и помни, что я тебе сказал... что самые сложные проблемы могут быть разрешены быстрее, если к ним правильно подойти.
(Входят родители).
Т.: Пожалуйста, садитесь. Я продолжил в направлении, которому я обычно следую в подобных случаях; я бы сказал, что я удовлетворен тем, что он мне рассказал, и поэтому я еще больше заинтересован в том, чтобы продолжать в том же направлении... Итак... что вы заметили за прошедшую неделю?
О.: Более спокойное отношение, особенно в течение двух дней после нашей с вами встречи; потом он был в некотором напряжении, связанном с тем фактом, что ему должны были снять корректирующие спицы с ноги и он ожидал, что это будет болезненно...
М.: Это было днем раньше; потом он начал вызывать рвоту...
О.: Да, рвоту, проводить время в ванной, но он уже не делал это так часто, как раньше; в целом, я заметил положительную реакцию... А потом, в последние два дня он вызывал рвоту, но не так часто...
М.: Гораздо быстрее...
О.: Только для того, чтобы сделать это... а не с целью действительно вызвать это...
М.: Он по прежнему использует спирт...
Т.: Он сказал мне, с удивлением, что он почув- Положительное
ствовал значительное уменьшение симпто- подкрепление
мов рвоты; что касается других вещей, нуж- достигнутых
но проявить терпение. И он сказал мне, что изменений
доволен, потому что он сразу же увидел
некоторые изменения... хорошо, это на самом деле очень важно. В подобных случаях пациент должен немедленно почувствовать, что происходят изменения, так как это побуждает его добиваться все новых и новых изменений... очень важно сразу добиться каких-то изменений, потому что если не удается надломить ригидность, то ничего не удается достичь... Хорошо? Следовательно, я буду продолжать двигаться в этом направлении на всех парах. Для меня важно предупредить вас об одной вещи: в последующие дни, что бы вы ни увидели из того, что он будет делать, не вмешивайтесь, потому что, как вы уже смогли понять, я работаю довольно своеобразным способом, иногда я заставляю людей делать забавные вещи.
О.: Я читал вашу книгу... и я понял...
Т.: Итак, чтобы вы ни увидели из того, что он делает, не беспокойтесь; за этим скрывается что-то, что я заставил его делать... хорошо?
М.: Доктор, вот только с сигаретами он все больше настаивает... то вилка нехорошая, то эта пачка сигарет нехорошая...
О.: Ну что ж, это не изменилось... но это не так ужасно, как прежде...
М: Потом он выкладывает их, смотрит на них и откладывает их в сторону, потому что они больше не годятся...
О.: Но это не слишком ужасно, не так, как раньше.
М.: А потом он иногда говорит: «Мама, передай мне некоторые из тех больных пачек, которые у тебя хранятся, чтобы я мог взять несколько сигарет и выкурить их...»
Т.: Хорошо. Следовательно, как вы сказали, это больше не так трагично...
О.: Да, в том смысле, что прежде он имел привычку делать это с большим ожесточением, сильно нервничая, а сейчас он ограничивается просто тем, что, например, говорит: «Нет, это не годится, не давайте мне эту чашку, дайте мне другую».
Т.: Отлично, все хорошо. Следовательно, я буду двигаться дальше в моей работе; как вы уже читали, работа направлена на него, с вами я буду только консультироваться. Кроме того, доктор... из университета С. звонил мне; у нас с ним состоялась долгая беседа, которая очень меня порадовала. Мы с ним договорились взаимно помогать друг другу...
М.: Они будут продолжать работу с нами...
Т.: Я очень рад этому, в том смысле, что это дает мне возможность спокойно сосредоточиться на работе с мальчиком, а вами будет заниматься кто-то другой. Мы будем поддерживать контакт, и, следовательно, все организуется наилучшим образом.
М.: Доктор, наша жизнь изменилась, с тех пор как М. заболел, она ухудшилась...
Т.: Могу себе представить...
М.: С экономической точки зрения тоже... в некоторые дни он заставляет нас покупать ему по две или три зубных щетки в день, но это мелочи...
О.: Это пустяки... помимо того, что... (пауза) что я вынужден работать значительно больше за последние два года... в общем...
М.: Послушай, расскажи-ка ты доктору о компьютерной мыши...
О.: Я купил ему компьютер, и пока он играл с другом, — у этого друга была болячка на пальце, и он испачкал мышку кровью. Он так настаивал на том, чтобы я купил ему новую мышь, и так неистовствовал, что я пошел и купил ему другую мышь.
М.: Доктор, одна важная вещь — когда мой муж пошел покупать мышку, он говорил ему: «Папа, прости меня...»
Т.: Хорошо, вот о чем я хотел бы попросить вас сейчас. Никто не может изменить прошлое, так? Я не в состоянии изменить прошлое; я работаю с настоящим и будущим, хорошо? Следовательно, что было, то было, согласны?
О.: Давайте смотреть вперед.
Т.: Именно так, давайте смотреть вперед, и в будущее тоже, потому что — подумайте только — я убежден в том, что наши предсказания значительно больше влияют на настоящее, чем факты, которые произошли в прошлом; поэтому давайте работать над настоящим и будущим... (пауза) прошлое теперь уже...
М.: Доктор, но почему эти ужасные вещи случились с М.?
Т.: Не просите меня объяснять, почему; я вам только что сказал... когда вы поймете почему, что вы из этого сделаете — приготовите омлет? С моей точки зрения, важно понять, как проблема функционирует и как она может быть разрешена; что касается «почему?»... как только ответишь на первое «почему?», появляется второе «почему?» и так далее до бесконечности; меня интересует «как?» и как это можно изменить...
О.: В конечном счете это то, что интересует и нас: чтобы М. стало лучше, и по возможности, чтобы он выздоровел.
М.: Тогда вместе с этим пройдет и все остальное...
Т.: Хорошо. У вас обоих есть с кем заняться вашими проблемами...
Третья сессия
Т.: Ну, как твои дела?
П.: Доктор, все идет довольно хорошо. Что касается рвоты и тому подобного, то это случалось примерно два раза в день, за исключением вчерашнего дня, когда я совсем ничего не делал.
Т.: Почему вчера ты совсем не делал этого?
П.; Потому что мне удалось этого не делать.
Т.: Каким образом?
П.: Я не знаю, с помощью концентрации мне удалось не делать этого; еще и потому, что было слишком поздно, вечером я был в театре, и, скажем — в скобках — мне не удавалось спокойно сидеть в театре, я в этот период очень нетерпим, а потом я, может быть, утратил ту жизнерадостность, которая у меня была






