История и направления развития товароведения

Лекция 1

Предмет и задачи товароведения

План

Цели и задачи товароведения

Принципы товароведения

История и направления развития товароведения

Классификация продовольственных товаров

Цели и задачи товароведения

Товароведение — это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров. Для данной науки осо­бое значение имеет исследование потребительской сто­имости товаров. Любой товар обладает стоимостью и по­требительской стоимостью. Количество общественно не­обходимого труда, затраченного на производство товара, определяет величину его стоимости. Полезность товара, способность удовлетворять какую-либо потребность человека, называется потребительской стоимостью. Потре­бительская стоимость товара обусловлена его свойствами. Под свойством продукции понимают объективную осо­бенность, которая проявляется при ее создании, эксплуа­тации и потреблении. Свойства товара могут быть как природными, так и приобретенными в процессе произ­водства, хранения и реализации.

Основные задачи, стоящие перед товароведением:

• определение и изучение основополагающих харак­теристик товаров, составляющих потребительскую ценность;

• установление номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров;

• изучение свойств и показателей ассортимента това­ров, анализ ассортиментной политики производ­ственной или торговой организации;

• товароведная оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;

• выявление градаций качества, диагностика дефек­тов товаров и причин их возникновения, принятие мер по предупреждению реализации некачествен­ных, опасных товаров;

• обеспечение качества и количества товаров на раз­ных этапах их технологического цикла;

• установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреж­дению или снижению;

информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя.

Принципы товароведения

 

Поскольку пищевые продукты значительно различают­ся по свойствам и предъявляемым к ним требованиям, то и в товароведении применяют знания и сведения из раз­личных областей науки. Поэтому оно тесно связано со многими естественными, техническими и общественны­ми научными дисциплинами. Экономика помогает вскрыть общественную сущность таких понятий, как потребительская стоимость, стоимость товара, товарное производство, товар, его исторический характер и т.д.; физика и химия дают общие сведения о строении, свой­ствах и пищевой ценности продуктов. Знания микробио­логии, биохимии необходимы для правильного выбора режимов транспортирования и хранения пищевых продук­тов. Связь товароведения с экономической географией, статистикой, экономикой и организацией торговли по­зволяет правильно организовать движение и учет товаров, определять потребность населения в них и т. д.

История и направления развития товароведения

 

Возникновение товароведения как науки относят к се­редине XVI в. В это время увеличиваются объем и номен­клатура выпускаемых товаров, появляется необходимость в систематизированных сведениях и знаниях о них, т. с. в товароведении. По мере роста промышленного производ­ства перед товароведением вставали различные задачи и, следовательно, менялось его содержание. В развитии то­вароведения можно выделить три важных этапа:

- первый — товароведно-опысателъный, когда основное внимание уделяли созданию руководств с описанием свойств и спо­собов использования различных видов товаров (с середины XVI до начала XVII в.);

- второй — товароведно-технологический, основная задача которого состояла в изучении влияния технологических факторов (свойств сырья, ма­териалов, технологий) на качество товаров (с XVIII до начала XX в.);

- третий — товароведно-формирующий, цель которого состоит в разработке научных основ формиро­вания, оценки и управления потребительской стоимо­стью, качеством и ассортиментом товаров (с начала XX в. до настоящего времени).

Основоположником отечественного товароведения считается профессор М.Я. Киттары (1825—1880), который заложил научные основы товароведения: дал определение предмета и содержания курса, разработал классификацию и описал свойства товаров. Он считал, что изучение технологии и товароведения должно основываться на изуче­нии химии, физики и других естественных наук.

Дальнейшее развитие товароведения связано с имена­ми профессоров П.П. Петрова (1850—1928) и Я.Я. Ники­тинского (1854—1924). Они уточнили сущность, задачи и объем товароведения, показали его связь с технологией производства и сельскохозяйственными и экономически­ми науками.

Развитие товароведения пищевых продуктов связано с именем профессора Ф.В. Церевитинова (1874—1947). Он впервые исследовал химические процессы, происходящие в плодах и овощах во время длительных перевозок и хра­нения при низких температурах. Ценный вклад в разви­тие данной отрасли товароведения внесли профессора B.C. Смирнов, Н.И. Козин, B.C. Грюнер, А.А. Колесник.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: