Роль и задачи операционного менеджмента

Управление производством, появилось 1900-хгг. в рамках научной школы менеджмента и сначала развивалось в рамках общего менеджмента. В конце 1950-х -- начале 1960-х гг. оно выделилось в специальное научное направление -- «Производственный менеджмент».

Современное название -- «Операционный менеджмент» -- управление производством получило в конце 1960-х – начале 1970-х гг. когда произошло смещениепоиска конкурентного преимущества в сферу услуг. Было выявлено, что в деятельности любого характера можно выделить процессы, с чертами материального производства или оказания услуги, и к нимприменимы основные положенияуправления производством.

Операционный менеджмент (operationsmanagement) это деятельность по управлению процессом получения и переработки ресурсов в продукт (товар или услугу) с поставкой покупателю,направленная на эффективное использование ресурсов и обеспечение конкурентоспособности организации.

Объектами управления операционного менеджмента являются производственная система, ее процессы и операции.Он охватывает управление любыми процессами и операциями, имеющими значение для клиентов и организации: проектирование продуктов, приобретение ресурсов; организацию, обеспечение и контроль процессов преобразования ресурсов иреализации продукции, а также деятельность, связанную с разработкойи совершенствованием производственных систем управления.

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. исследователи Гарвардской школы бизнеса разработали модель «5Р» операционного менеджмента (5Psofoperationalmanagement), выделив пять его основных элементов: 1) plants -- предприятие и подразделения производящие материальные продукты и услуги; 2) parts –компоненты (материалы, полуфабрикаты и услуги) используемые в производстве; 3) processes --бизнес-процессы; 4) people – персонал, необходимый для выполнения процессов и операций; 5) planningandcontrolsystems -- плановая и управленческая система.

Главной задачей операционного менеджмента является рациональное использование ресурсов, а основным показателем, характеризующим его эффективность -- продуктивность -- показатель объема продаж на единицу вложенных ресурсов.Продуктивность деятельности обеспечивается такими переменными как персонал и операции.

Более высокая продуктивность в производстве, может быть достигнута на основе, совершенствования технологического процесса, улучшения качества и ассортимента продуктов, сокращения времени, затрачиваемого на производство, роста квалификации и улучшения условий труда работников, внедрения более прогрессивного оборудования и технологий. В сфере обслуживания это достигается качественным обслуживанием, оптимизацией доставки грузов, сокращением времени обработки заказов, платежных документов, расчета заработной платы и оформления платежных ведомостей, оптимизацией процедур проведения финансовых операций и т.д.

Операционный менеджмент тесно связан со стратегическим управлением, маркетингом, управлением персоналом и финансами. Он основывается на процессном управлении, при котором рассматривается поток взаимосвязанных работ (операций) переходящих от одного исполнителя к другому.

Каждое специализированное направление менеджмента определяет свой специфический объект управления, но р оль операционного менеджмента состоит в том, что все виды деятельности используют операции, процессы и операционный менеджмент как инструмент реализации своих решений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: