double arrow

Развитие менеджмента в постсоветской России

Начало формирования российского бизнеса — появление в 1988 году первых кооперативов. За прошедшие годы бизнес претерпел серьезные изменения. Соответствующим образом изменился и менеджмент в нем. Важнейшую роль в этом играла и играет эволюция всей российской экономики.

В процессе развития менеджмента в России, как и во всем мире, как в капле воды, отражаются некоторые аспекты эволюции человечества. На рубеже 80–90-х годов в отечественный бизнес двинулись энергичные граждане, с энтузиазмом бравшиеся за любые задачи. Можно сказать, что формируется исторически первый вид отечественного бизнесмена и менеджера — всеядный «хищник», пробегающий огромные пространства в поисках любой добычи, клиента. Результат достигается в основном за счет использования сочетания инстинктов, опыта и неукротимой энергии.

К середине 90-х годов, когда в стране складываются контуры рынка, появляются и заметные фирмы. Формируется второй тип менеджеров — «охотники». Они, как когда-то древние люди, объединяются в группы, пытаются работать совместно, постепенно вырабатывая определенные технологии подготовки и ведения охоты. Чутье помогает ориентироваться в бизнесе и опережать менее способных конкурентов, а результат достигается в основном за счет знаний талантливых специалистов, смышлености и тактической гибкости лидеров.

К концу 90-х годов появляются признаки цивилизованного рынка и, соответственно, более организованные фирмы, относящиеся к третьему типу, а именно — «фермеров». Их кредо — продуманная последовательность всех аспектов работы. Они, подобно древним земледельцам, стремятся планомерно возделывать и окультуривать окружающее пространство, терпеливо выращивая свой урожай и стада. Здесь результат достигается в основном за счет рациональной стратегии, разумности процедур принятия решений, высокой квалификации не только специалистов, но и, как минимум, не менее высокого профессионализма менеджеров.

В 1989–1995 годах весь российский бизнес развивался в основном благодаря сочетанию неукротимого духа и предпринимательской энергии. Зачастую определяющим фактором был случай, который конвертировался сначала в неожиданную прибыль, а затем и в развитие своего дела. В течение ряда лет происходил экстенсивный рост во всех направлениях бизнеса. Все участники рынка стремились правильно распределить энергию в многочисленных практически свободных сферах хозяйства. В такой ситуации гибкая тактика как «одиноких хищников», так и «вольных охотников» во многих случаях приносила значительные доходы. «Фермеры», стремящиеся капитально строить свой бизнес, выглядели романтичными несмышленышами, а зачастую таковыми и являлись. Постепенно обстановка менялась — шаг за шагом народное хозяйство приобретало контуры рыночной экономики и конкурентной среды. Трудно точно назвать дату перехода количества в качество, но с известным основанием можно предположить, что 1999 год стал годом коренного перелома. В это время в России понятие «бизнесмен» перестало быть синонимом авантюриста, а профессионализм постепенно стал ключевым фактором успеха. Те, кто этого вовремя не почувствовал, столкнулись с различными организационными катаклизмами — уходом ближайших соратников, целых команд и подразделений и, вообще, с потрясениями основ своей деятельности. «О менеджменте, обращенном внутрь компании, о так называемых „процедурах“ не только не побеспокоились заранее, но и не восприняли как органичную для себя идею, когда потребность в них стала вопиющей. Попросту говоря, этот менеджмент им скучен» (Краснова, Привалов, «Семь нот менеджмента». — М., 1998; с. 8). Эти лидеры первой волны до сих пор воспринимают бизнес-план как документ только для инвесторов, а холдинг — как синоним структуры, способной переварить любое количество любых бизнесов (там же).

В реальности прохождение в определенной форме всех стадий «таежной» эволюции было практически неизбежно. В ходе формирования цивилизованного рынка неизбежен переход к более прогрессивному, современному и соответствующему мировым нормам менеджменту в бизнес-структурах. Для фирм, бизнес которых держится на одном-двух сотрудниках, строго говоря, даже стадия «охотников» не является обязательной, они вполне могут успешно существовать, используя «таежный менеджмент одинокого волка». Так, можно нормально работать, имея фирму общей численностью до 15–20 человек. Законы человеческой природы ограничивают — известно, что эффективно управлять можно не более чем десятком непосредственных подчиненных. При достижении определенных размеров фирма должна создавать некие единые внутренние механизмы взаимодействия. Даже если работа в форме малого бизнеса является удовлетворительной, как только в фирме появляется несколько десятков наемных сотрудников, неизбежно появляется проблема оптимизации бизнеса. Как авторитарное единоличное владение и управление, так и кооперативно-артельная анархия становятся неэффективными. Неизбежно приходится решать проблемы управления, стимулирования, планирования и т.д. В 90-е годы все это происходит на отечественном рынке, характеризующемся соответствующим качеством рабочей силы, которое по интегральному набору показателей в среднем достаточно невысокое.

В России, как и во многих других развивающихся странах, отсутствует фундамент западной трудовой этики. На Западе за долгие годы эволюции выработалась определенная этика, существенно ограничивающая для наемного работника возможность работать не с полной отдачей и проявлять лишь имитацию трудового усердия, что кардинально отличается от российских трудовых традиций. По мере роста российского бизнеса владельцы фирм сталкиваются с проблемой недостатка трудового энтузиазма, выраженного в слегка закамуфлированном безразличии, иногда переходящем в крайние формы недобросовестного отношения к труду. Одним из важнейших аспектов бизнеса оказывается работа над созданием атмосферы, когда сотрудники уверены: любая полезная инициатива — новый клиент, укрепление имиджа фирмы, идея, улучшающая работу, и т. д. — будет материально поощрена. Приходится создавать близкие к сдельным системы оплаты труда, жестко связывать поощрение с достижением конкретных результатов, что создает определенную атмосферу на фирме.

На различных стадиях эволюции достаточно существенно различаются как подход к образованию, так и сами потребности в знаниях. Схематично это представлено в табл.3.2.

Табл.3.2.

Тип менеджмента Потребность в знаниях
«Одинокий хищник» или «собиратель» Сам не знает, что хочет знать, обычно интересуется точечной информацией и очень узкоконкретными знаниями
«Охотники» Знания специалиста и менеджмент-маркетинг узкоприкладного характера (как больше продать, как организовать выполнение конкретной задачи)
«Фермеры» Начинается осознание полезности знаний концептуально-методологического характера

Как только осознается сама потребность в разнообразных знаниях, неизбежно встает вопрос, кого, чему и как учить. В методологическом плане можно предложить следующий подход. Учить нужно всех и всему, но в различных пропорциях для людей, выполняющих различные функции в работе компании. Для успешной работы в фирме должны выполняться три разных функции: предпринимателя-лидера, менеджера-организатора и специалиста-труженика. Можно сказать, что лидерам целесообразно дополнительно получать 80% широких общеделовых знаний и 20% конкретно специальных, менеджерам соответственно 50 и 50%, специалистам — 20% общеделовых знаний и 80% специальных.

· Тематика контрольных работ:

  1. Управленческие революции, их содержание и значение для развития менеджмента.
  2. Проблема периодизации истории менеджмента.
  3. «Управленческие революции» по А.И. Кравченко и Р. Ходжеттсу.
  4. Основные особенности развития методов управления в доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпохи.
  5. Основные факторы развития практики менеджмента и управленческой мысли.
  6. Основные особенности Восточной цивилизации и их влияние на практику и теорию управления.
  7. Отличительные особенности управления и управленческой мысли в Древнем Египте.
  8. Отличительные особенности управления и управленческой мысли в Древней Месопотамии.
  9. Управление и управленческая мысль в Древней Индии.
  10. Управление и управленческая мысль в Древнем Китае.
  11. Основные особенности античной цивилизации и ее влияние на практику и теорию управления.
  12. Особенности управления и управленческой мысли в древней Греции.
  13. Особенности управления и управленческой мысли в древнем Риме.
  14. Общее и особенное в подходах к управлению в древней Греции и древнем Риме.
  15. Особенности практики и теории управления в средневековой Европе.
  16. Роль институтов городского самоуправления в определении практики управления.
  17. Управленческие вопросы в трудах средневековых мыслителей.
  18. Мыслители эпохи Возрождения и их вклад в развитие управленческой мысли.
  19. Управленческие идеи в трудах Н. Макиавелли.
  20. Роль промышленной революции в развитии методов управления в условиях фабрично-заводской системы производства.
  21. Роль «пионеров» промышленной революции в становлении профессионального менеджмента.
  22. Особенности методов управления в эпоху становления промышленного капитализма.
  23. Вклад предшественников научного менеджмента в развитие теории менеджмента.
  24. Становление и развитие школы научного менеджмента
  25. Вклад Ф.У. Тейлора в развитие теории и практики менеджмента
  26. Вклад Ф. и Л. Гилбретов в теорию и практику менеджмента
  27. Вклад Г. Гантта в теорию и практику менеджмента.
  28. Роль А. Файоля в развитии административной школы менеджмента.
  29. Модель бюрократии М. Вебера и ее роль в понимании организации.
  30. Развитие административной школы менеджмента.
  31. Предшественники школы человеческих отношений
  32. Хоторнские эксперименты и их роль в становлении школы человеческих отношений.
  33. Вклад новой школы наук о поведении в развитие теории и практики менеджмента.
  34. Школа социальных систем и ее роль в развитии менеджмента.
  35. Ситуационное направление в менеджменте.
  36. Новая школа науки управления и ее значение для развития менеджмента.
  37. Постиндустриальное общество и его влияние на практику и теорию менеджмента.
  38. Основные подходы к трактовке организационной культуры в современном менеджменте
  39. Синтетические концепции менеджмента.
  40. Основные школы стратегического менеджмента по Г. Минцбергу.
  41. Современные концепции стратегического менеджмента.
  42. Концепция обучающихся организаций в современном менеджменте.
  43. Теория «виртуальной компании»
  44. Концепция реинжиниринга бизнес-процессов в современном менеджменте
  45. Основные особенности теории «гуру» менеджмента.
  46. Особенности развития практики и теории управления в России до промышленного капитализма.
  47. Становление научного менеджмента в России.
  48. А.А.Богданов и его вклад в развитие теории управления.
  49. Основные идеи управления в России в советский период.
  50. А.К. Гастев и его вклад в развитие идей научного менеджмента.
  51. Н.А. Витке и его вклад в развитие теории управления.
  52. Особенности развития теории и практики управления в советский период.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: