Содержание стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000
Сведения о соответствии национальных стандартов Российской Федерации ссылочным международным стандартам
Обозначение ссылочного международного стандарта | Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта Российской Федерации |
ISO 9000:2005 | ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь |
ISO 9001:2000 | ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования |
ISO 9004:2005 | ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности |
ISO 19011:2002 | ГОСТ Р ИСО 19011-2003. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качестваи/или систем экологического менеджмента |
ISO 14001:2004 | ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению |
ISO 10006:2003 | ГОСТ Р ИСО 10006-2005. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании |
ISO/ТО 10017:2003 | ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005. Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 |
ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
|
|
ГОСТ Р ИСО 9000-2008 описывает основные положения систем менеджмента качества, являющихся предметом стандартов серии ИСО 9000, и устанавливает соответствующую терминологию.
Область применения. Настоящий международный стандарт может использоваться:
а) организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;
б) организациями, стремящимися получить уверенность в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;
в) пользователями продукции;
г) теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы);
д) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям ИСО 9001:2000 (например, аудиторы (эксперты по сертификации систем качества), органы по сертификации/регистрации);
е) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение системам менеджмента качества, соответствующим данной организации;
ж) разработчиками соответствующих стандартов.
ГОСТ Р ИСО 9000-2008 предназначен для общего понимания и не содержит никаких требований к системам менеджмента качества. Стандарт содержит следующие разделы: «Предисловие», «Введение», «1. Область применения», «2. Основные положения систем менеджмента качества», «3. Термины и определения», а также «Приложение А» (информативное) и «Библиографию».
|
|
В разделе 2 стандарта рассматриваются основные положения систем менеджмента качества. К ним относятся:
2.1. Обоснование необходимости систем менеджмента качества.
2.2. Требования к системам менеджмента качества и к продукции.
2.3. Подход к системам менеджмента качества.
2.4. Процессный подход.
2.5. Политика и цели в области качества.
2.6. Роль высшего руководства в системе менеджмента качества.
2.7. Документация.
2.8. Оценивание систем менеджмента качества (СМК).
2.9. Постоянное улучшение.
2.10. Роль статистических методов.
2.11. Направленность СМК и других систем менеджмента.
2.12. Взаимосвязь между СМК и моделями совершенства.
В разделе 3 стандарта рассматриваются термины, объединенные в десять групп. При этом сгруппированы термины, относящиеся к качеству (3.1); к менеджменту (3.2); к организации(3.3); к процессам и продукции (3.4); к характеристикам(3.5); к соответствию (3.6); к документации(3.7); к оценке (3.8); к аудиту (проверке) (3.9); к обеспечению качества процессов измерения (3.10).
Подробнее основная терминология рассмотрена в разделе «*».
ГОСТ Р ИСО 9001-2008: Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения в организациях, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на эффективность системы менеджмента качества при выполнении требовании потребителей.
Данный стандарт разработан как часть согласованной пары стандартов, дополняющих друг друга, при этом ГОСТ Р ИСО 9004-2001 представляет другую часть. Предусматривается совместное применение обоих стандартов, однако их можно применять также самостоятельно.
Область применения. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2000 устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:
а) нуждается в демонстрации своей способности последовательно обеспечивать потребителей продукцией, отвечающей их требованиям и соответствующим регламентирующим требованиям
б) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного улучшения системы и обеспечение соответствия требованиям потребителей и регламентирующим требованиям.
Все требования, содержащиеся в стандарте, являются общими и запланированными для применения ко всем организациям независимо от вида, размера и поставляемой продукции.
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 является единственным стандартом серии ИСО 9000, который устанавливает требования к системам менеджмента качества. Это выражается также в том, что эти требования излагаются в императивной форме (т.е. в повелительной) «Высшее руководство должно...».
По содержанию стандарт содержит следующие разделы: «Предисловие», «Введение», «1. Область применения», «2. Нормативные ссылки», «3. Определения», «4. Система менеджмента качества», «5. Ответственность руководства», «6. Менеджмент ресурсов», «7. Процессы жизненного цикла продукции», «8. Измерение, анализ и улучшение», а также «Приложение А» (информативное); «Приложение В» (информативное) и «Библиографию». «Приложение А» - это таблица соответствия между ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р ИСО 14001-2004. «Приложение В» - это таблица соответствия между ГОСТ Р ИСО 9001-2000 и 9001-2008.
Исключение требований. Для того чтобы дать возможность каждому предприятию доказать соответствие своей системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2008 (раздел 7), допускаются исключения требований. Согласно разделу 1.2 допускаемыми исключениями могут считаться таковые, «...если эти исключения подпадают под требования, приведенные в разделе 7, и не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать продукцией, отвечающей требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям».
|
|
Такие исключения могут быть обоснованы: спецификой организации или спецификой продукции.
При несоблюдении положения относительно допускаемых исключений не следует претендовать на соответствие требованиям данного стандарта. Это касается ситуаций, в которых при выполнении обязательных требований допускаются исключения, выходящие за рамки исключений, допускаемых стандартом.
В прошлом возникала путаница между областью применения системы менеджмента качества предприятия и областью применения ГОСТ Р ИСО 9001-2000. Организация не обязана и не была обязана расширять область применения своей системы менеджмента качества на всю выпускаемую продукцию. Если область применения системы менеджмента качества предприятия ограничивается определенной продукций, то это должно быть однозначно и ясно отражено в руководстве по качеству. Соответствующие требования стандарта применяются без ограничений ко всей продукции, перечисляемой в области применения системы менеджмента качества. Если отдельные требования стандарта не должны применяться, то это необходимо обосновать. Так, например, требования, содержащиеся в разделе 7.5.4 «Собственность потребителей», обычно не касаются всех тех предприятий, которые не перерабатывают или как-либо иначе не применяют собственность потребителя при производстве своей продукции.
Исключение требований, содержащихся в разделе 7.3 «Проектирование и разработка», необходимо рассматривать дифференцировано. Считается недопустимым паушальное (в целом) исключение всех требований, содержащихся в разделе 7.3 «Проектирование и разработка»; допускаются ситуации, в которых требования этого раздела действительны только частично. Например, требования раздела 7.3.7 «Управление изменениями проекта и разработки» обязательны без каких-либо ограничений только для тех организаций, которые имеют право осуществлять изменения. Исключения требований должны быть обоснованы (раздельно) в руководстве по качеству (см. ИСО 9001:2008, раздел 4.2.2).
|
|
Требования к документированным процедурам. Документированные процедуры определенно требуются для некоторых выбранных элементов системы.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 требует наличие документированных процедур для некоторых выбранных элементов системы менеджмента качества.
Это процедуры:
- по управлению документацией;
- по управлению записями;
- по проведению внутренних аудитов (проверок);
- по управлению несоответствующей продукцией;
- по корректирующим действиям;
- по предупреждающим действиям.
В вопросах эффективного планирования, управления и осуществления других процессов организация свободна в своем выборе (процедуры, объем, содержание и степень детализации), однако она должна иметь такую документацию, которая необходима для эффективного планирования, работы и управления процессами в самой организации (раздел 4.2.1).
ГОСТ Р ИСО 9004-2001: Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 предоставляет методическую помощь по более широкому спектру аспектов систем менеджмента качества, чем это делает ГОСТ Р ИСО 9001:2008. В первую очередь это относится к постоянному улучшению деятельности организации и ее эффективности, а также ее результативности. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется как руководство для организаций, руководящий состав которых стремиться выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008, преследуя цель постоянного улучшения деятельности.
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р ИСО 9004:2001 разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества, спроектированных для дополнения друг друга, однако оба международных стандарта можно применять самостоятельно. Хотя у этих международных стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру для облегчения их использования как согласованной пары.
Область применения. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9004:2001 содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ГОСТ Р ИСО 9001:2008.
По сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001-2008 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность заинтересованных сторон и деятельность организации.
Стандарт применим к процессам организации и, таким образом, принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть распространены на всю организацию. Внимание данного стандарта сосредоточено на достижение постоянного улучшения, измеряемого степенью удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.
Настоящий стандарт содержит методические указания и рекомендации и не предназначен для сертификации или использования в контрактах и регламентах, не предназначен он и для использования в качестве руководства по внедрению систем менеджмента качества.
Он является единственным стандартом в серии стандартов ИСО 9000, содержащим рекомендации по применению систем менеджмента качества и улучшению деятельности предприятий. Содержание стандарта имеет структуру, аналогичную ГОСТ Р ИСО 9001-2008. С целью облегчения пользования и обеспечения наглядности в нем приведены разделы с соответствующими требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2008, помещенные в рамки. Этим также подчеркивается единство основы по согласованному применению обоих стандартов.
ГОСТ Р ИСО 19011-2003. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.
ГОСТ Р ИСО 19011-2003 заменить ГОСТ Р ИСО 10011 «Руководящие указания по проверке систем качества» (части 1–3), а также ГОСТ Р ИСО 14010, ГОСТ Р ИСО 14011 и ГОСТ Р ИСО 14012 «Проверка систем управления охраны окружающей среды».
Данный стандарт имеет следующую структуру: «Предисловие», «Введение», «1. Область применения», «2. Нормативные ссылки», «3. Определения», «4. Основы аудита (проверки)», «5. Планирование и менеджмент программ аудитов (проверок)», «6. Осуществление аудита (проверки)», «7 Квалификационные критерии для экспертов_аудиторов по проверке систем менеджмента качества и охраны окружающей среды», «Приложение А: Примеры процессов по проведению оценивания при подборе группы экспертоваудиторов».
Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо направлять ее деятельность и осуществлять систематическое руководство ясным и понятным способом. Успеха в этом можно добиться путем внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента, разработанной с целью постоянного улучшения ее деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.
Системной основой новой версии МС ИСО 9000:2000 являются 8 принципов менеджмента качества. Эти принципы менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации.