В процессе диагностики должны использоваться только надежные и валидные тесты и опросники. Описание результатов диагностики должно быть описано по определенной схеме, содержащей следующие обязательные элементы: цель методики, используемое дополнительное оборудование (при наличии), индивидуально-психологические характеристики испытуемых (пол, возраст, образование и т.д.), ход эксперимента, обработка результатов, заключение, вывод. На основании полученных с помощью методики данных, студент должен сформулировать заключение, содержащее информацию о психологических особенностях личности обследуемого (содержание зависит от качественной направленности тестового материала), сделать развернутое предположение о причинах формирования и возможных последствиях проявления данных особенностей, при необходимости предложить варианты коррекционной работы.
Дисциплина «Психология развития»
Вопросы к экзамену
(2 курс, 3 семестр)
Направление подготовки44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль Начальное общее образование
- Предмет возрастной психологии, ее связь с другими науками.
- Специфика методов возрастной психологии.
- Условия и движущие силы психического развития ребенка.
- Основные закономерности онтогенеза человеческой психики.
- Факторы развития и формирования личности.
- Биогенетические и социогенетические теории психического развития: их сходство и различие.
- Периодизация психического развития человека в отечественной психологии.
- Характеристика психических новообразований на различных этапах психического развития в дошкольном возрасте.
- Психическое развитие как процесс овладения ребенком общественно - историческим опытом. Проблема интериоризации в психологии.
- Проблема сексуального развития ребенка в дошкольном возрасте.
- Стадии познавательного развития ребенка в теории А. Валлона.
- Общая характеристика психической жизни в младенческом возрасте.
- Понятие о сензитивных периодах в психическом развитии.
- Понятие кризиса в возрастной психологии. Характеристика кризиса первого года жизни.
- Важнейшие психологические особенности ребенка раннего возраста.
- Проблема кризиса трех лет.
- Игра как ведущий вид деятельности дошкольного возраста.
- Психологическая сущность игры. Виды игр, компьютернве игры и их влияние на психическое развитие.
- Усвоение сенсорных эталонов как основа перцептивного развития ребенка.
- Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
- Личность и ее развитие в дошкольном возрасте.
- Различные подходы к исследованию школьной зрелости.
- Изменение объективных и субъективных условий психического развития в связи с поступлением ребенка в школу.
- Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
- Особенности мышления младшего школьника.
- Личностное развитие в младшем школьном возрасте.
- Психологическое строение учебной деятельности, ее влияние на психическое развитие младшего школьника.
- Анатомо-физиологические особенности подростка; сущность акселерации.
- Самосознание и формирование личности в подростковом возрасте.
- Познавательное развитие подростка.
- Социальная сущность подросткового кризиса.
- Специфика психокоррекционной работы с подростками.
Вопросы к экзамену
(2 курс, 4 семестр)
1. Предмет возрастной психологии, ее связь с другими науками.
2. Классификации методов возрастной психологии.
3. Основные закономерности онтогенеза человеческой психики.
4. Факторы развития и формирования личности.
5. Биогенетические и социогенетические теории психического развития: их сходство и различие.
6. Периодизация психического развития человека в отечественной психологии.
7. Психическое развитие как процесс овладения ребенком общественно - историческим опытом. Проблема интериоризации в психологии.
8. Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).
9. Различные подходы к периодизации психического развития в онтогенезе (теории Ж. Пиаже, Л. Кольберга, З. Фрейда, Ш. Бюлер, Э. Эриксона, А. Валлона, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др.).
10. Личность как субъект жизнедеятельности в онтогенезе.
11. Стадии психосексуального развития ребенка в теории З. Фрейда.
12. Стадии познавательного развития ребенка в теории А. Валлона.
13. Понятие о сензитивных периодах в психическом развитии.
14. Понятие кризиса в возрастной психологии. Проблема кризиса трех лет.
15. Различные подходы к исследованию школьной зрелости.
16. Психологическое строение учебной деятельности, ее влияние на психическое развитие младшего школьника.
17. Анатомо-физиологические особенности подростка; сущность акселерации.
18. Самосознание и формирование личности в подростковом возрасте.
19. Преодоление фобий, страхов в детском возрасте через их символическое отреагирование.
20. Рефлексия и мышление в юношеском возрасте.
21. Психология ранней юности.
22. Психологический анализ товарищеских и дружеских отношений в ранней юности.
23. Самосознание юноши.
24. Формирование мировоззрения в юношеском возрасте: поиск смысла жизни.
25. Процесс самоопределения в юношеском возрасте.
26. Делинквентное поведение. Мотивы, структура, динамика преступности в юношеском возрасте.
27. Психология взрослого человека.
28. Характеристика кризиса «середины жизни».
29. Ранняя, средняя и поздняя зрелость: специфика психосоциального развития.
30. Особенности развития текучего и стабильного интеллекта во взрослом возрасте.
31. Физиологические основы психологических изменений в пожилом и старческом возрасте.
32. Теории старения.
33. Смерть как естественный итог жизнедеятельности высших животных.
34. Психология индивидуального восприятия небытия.