Система педагогических требований к использованию мультимедийных презентаций в учебном процессе

С точки зрения дидактики, ни одно, даже самое совершенное средство поддержки образовательного процесса не может решить комплексно всех задач обучения. Для каждого из этих средств должна быть определена своя педагогическая ниша, оптимально обеспечивающая его органическое взаимодействие с другими учебными средствами на занятиях.

Нередко преподаватели, увлекаясь новыми технологиями обучения, подчас забывают, что целью их применения является создание дидактически развивающей среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности и развитию психических процессов учащихся.

Электронная среда еще в большей мере способна формировать такие характеристики личности учащегося, как склонность к экспериментальной деятельности, развитие гибкости, подвижности мышления, его связности и структурности. Эти характеристики способствуют созданию условий для творческого процесса обучения и учения. Создаются возможности воспринимать по-новому кажущиеся очевидными факты, находить способы соединения далеких, на первый взгляд, вещей, устанавливать оригинальные связи между новой и старой информацией.

В целом психолого-педагогическая модель обучения на основе информационно-коммуникационных технологий реализует деятельностный, личностно ориентированный подход.

Мультимедийные презентации обеспечивают воплощение наглядных методов обучения. Анализ педагогической практики использования мультимедийных презентаций учебного назначения позволяет заключить, что наиболее существенными причинами создания низкокачественного, с педагогической точки зрения, продукта, является игнорирование дидактических принципов обучения при его разработке, а также неправомерный перенос традиционных форм и методов обучения в новую технологию. Чтобы образовательный процесс был результативным, необходимо учитывать дидактические принципы обучения.

Дидактические принципы – это исходные положения, лежащие в основе отбора содержания, организации и осуществления процесса обучения. Это те нормативные основы, которые базируются на известных закономерностях процесса обучения и отражают особенности организации процессов преподавания и учения с учетом психологии обучаемых.

К общим дидактическим принципам обучения относятся:

Ø Принцип соответствия дидактической системы и дидактического процесса закономерностям учения. Этот принцип является ведущим по отношению ко всем другим принципам. Он определяет первооснову, на которой должен строиться дидактический процесс, так как указывает на необходимость организации учебно-познавательной деятельности учащихся в соответствии с ее объективными закономерностями – специфическими связями, устойчивыми зависимостями между преподаванием, содержанием образования и учением.

Ø Принцип научности: информация, представленная на слайдах, должна отвечать современным требованиям науки, быть объективной и достоверной. Процесс усвоения учебного материала с помощью мультимедийных презентаций должен строиться в соответствии с современными методами научного познания, среди которых эксперимент, наблюдение, метод моделирования, в том числе и математического, а также метод системного анализа.

Ø Принцип ведущей роли теоретических знаний указывает на приоритет фундаментальных знаний по сравнению с прикладными знаниями в образовании.

Ø Принцип доступности и посильной трудности: означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение им становится непосильным для обучаемого. Наряду с этим необходимо включать в учебный материла элемент проблемности. Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда студент сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью мультимедийных презентаций может быть значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и наглядных пособий.

Ø Принцип наглядности: оформление слайдов должно учитывать психологические возможности восприятия, быть эстетически выразительным и завершенным. Требование обеспечения наглядности при использовании мультимедийных презентаций реализуется на принципиально новом, более высоком уровне. Распространение систем виртуальной реальности, позволит в ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения.

Ø Принцип сознательности и активности: предполагает обеспечение средствами мультимедийных презентаций самостоятельных действий учащихся по извлечению информации при четком осознании конечных целей и задач учебной деятельности. Использование мультимедийных презентаций строится на основе деятельностного подхода. Для повышения активности обучения следует генерировать разнообразные учебные ситуации, формулировать разные типы вопросов, предоставлять обучаемому возможность выбора той или иной траектории обучения.

Ø Принцип систематичности и последовательности: слайдовая презентация должна предлагаться в системе работы по изучению учебного материала согласно программе дисциплины, быть логически структурированной и целостной. Необходимо, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе и последовательности. Для этого необходимо: предъявлять учебный материал в систематизированном виде; учитывать как ретроспективу, так и перспективу формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой части учебной информации; принимать во внимание межпредметные связи изучаемого материала.

Ø Принцип стимулирования положительного отношения учащихся к обучению и развития их мотивации отражает закономерную связь между успешностью учебно-познавательной деятельности и формирующимся интересом к ней.

Ø Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей: презентационные материалы должны отвечать требованиям возрастной физиологии и психологии, по возможности, принимать во внимание индивидуально-типологические особенности субъектов образовательного процесса.

Ø Принцип связи с жизнью: наглядные иллюстрации, используемые в презентации, должны быть современны и актуальны.

Ø Принцип воспитывающего обучения: содержание презентации должно решать задачи не только обучения, но и воспитания. В центр внимания ставится уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, что соответствует личностно ориентированной модели обучения.

Кроме традиционных дидактических принципов к мультимедийным презентациям предъявляются специфические дидактические требования, обусловленные использованием преимуществ современных информационных технологий.

Ø Требование адаптивности подразумевает приспособление процесса обучения к уровню знаний и умений, психологическим особенностям обучаемого. Различают три уровня адаптации. Первый уровень предполагает возможность выбора учащимся наиболее подходящего для него индивидуального темпа изучения материала. Второй уровень подразумевает диагностику состояния обучаемого, на основании результатов которой предлагается содержание и методика обучения. Третий уровень базируется на открытом подходе, который заключается в том, что авторы программы стремятся разработать различные варианты презентации для ее использования в работе с разной аудиторией.

Ø Требование интерактивности обучения означает, что мультимедийная презентация должна обеспечивать интерактивный диалог и обратную связь с аудиторией. Обратная связь позволяет осуществлять контроль и коррекцию действий учащегося и менять содержание презентации.

Ø Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого при работе с мультимедийной презентацией предполагает формирование стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического), умений принимать оптимальные или вариативные решения в сложной ситуации, умений обрабатывать информацию.

Ø Требование обеспечения целостности и непрерывности дидактического цикла обучения означает, что мультимедийная презентация должна предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с информационной техникой.

Рассматривая вопрос использования ряда общих и специфических дидактических принципов, необходимо остановиться на анализе методических требований. Методические требования к мультимедийной презентации предполагают учет своеобразия и особенностей конкретного учебного предмета, на котором используется данное средство, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенностей методов исследования и ее закономерностей.

Методические требования.

Ø Взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления должны учитываться при предъявлении учебного материала в презентации.

Ø Отражение системы научных понятий учебной дисциплины должно строиться на основе уровневой, логической взаимосвязи понятий.

Ø Предоставление возможности разнообразных контролируемых тренировочных действий должно учитывать поэтапное повышение внутридисциплинарного уровня абстракции знаний учащихся на уровне усвоения, достаточном для осуществления репродуктивной и эвристической деятельности.

Современный образовательный процесс строится на основе психологических механизмов, регулирующих процессы личностного, интеллектуального и деятельностного развития субъекта, в связи с чем, создавая мультимедийную презентацию, следует учитывать психологические требования.

Ø Представление учебного материала в презентации должно соответствовать не только вербально-логическому, но и сенсорно-перцептивному уровням когнитивного процесса. Мультимедийную презентацию необходимо создавать, учитывая особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, мышление, воображение, память и речь.

Ø Изложение учебного материала в презентации должно ориентироваться на специфику подготовки обучаемых.

Ø Содержание мультимедийной презентации должно не только соответствовать зоне актуального развития, но и обеспечивать зону ближайшего развития.

Обращаясь к возможностям мультимедийной презентации необходимо помнить о требованиях здоровьесберегающего и эргономического характера, которые предполагают соответствие гигиеническим и санитарным нормам работы с вычислительной техникой. Несоответствие этим требованиям может привести к снижению восприятия информации учащимися или к ухудшению их здоровья.
Как уже было сказано, мультимедийная презентация относится к наглядным методам обучения. В истории дидактики существуют различные подходы к классификации методов обучения. Наиболее распространенными являются классификации по трем основаниям.

1. По внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация (в т.ч. мультимедийная презентация), упражнение, решение задач, работа с книгой.

2. По источнику получения знаний: словесные, наглядные (в т.ч. мультимедийная презентация) и практические методы.

3. По степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный (в т.ч. мультимедийная презентация), проблемный и частично-поисковый методы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: