Основное, чисто внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм от низших, более развитых жи-вых существ от менее развитых заключается в том, что названные первыми гораздо более подвижны и актив-ны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана
с движением, и по мере ее развития двигательная ак-тивность приобретает все более совершенные формы.
С помощью очень простых автоматических движе-ний парамеция (инфузория-туфелька) направляет-ся ко всему тому, что похоже на пищу, и удаляется от любых неприятных стимулов, в частности, от слишком яркого света. Такая общая и притом меха-ническая ориентация организма по отношению
к источнику раздражения получила название такси-са. Таксисы обычно свойственны одноклеточным организмам, лишенным нервной системы, но наблю-даются также и у некоторых видов с более высокой организацией. Например, насекомых летним вече-ром неудержимо влечет к зажженной лампе.
Процесс, когда сигналы от какого-либо органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию, называется рефлексом. Таксисы и рефлексы - это простыестереотипные реакции, особенно характерные для самых примитивных животных. Но как объяснить такие формы поведения, как постройка гнезда у птиц или организация общественного образа жизни
|
|
в пчелином улье? Здесь мы имеем дело со сложны-ми стереотипными формами поведения, присущи-ми данному виду, причем модели и цели такого поведения детерминированы генетически. Его на-зывают инстинктивным поведением.
Активность человека непосредственно проявляет-ся в его поведении. Однако, когда мы наблюдаем за животными, мы тоже говорим об их поведении. Отличие поведения животных от поведения человека состоит в том, что оно является непосредственно биологическим. Иначе говоря, поведение животноговозможно лишь по отношению к предмету, жизнен-ной биологической потребности, всегда оставаясь
в пределах их инстинктивных, биологических отно-шений к природе. В отношении человека поведение есть совокупность движений, актов и действий, ко-торые может наблюдать другой человек и которые ог-раничиваются и регулируются не только его биоло-гическими потребностями, но и социальной средой. Представляя собой прежде всего существо обще-ственное, человек в своем поведении, даже если оно и не носит целенаправленного характера, поступает
в соответствии с социальной средой процедур и об-разцов, которых надо придерживаться.
Другой формой проявления активности человека является деятельность. Деятельность - динами-ческая система взаимодействий субъекта с миром,
|
|
в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и ре-ализация опосредованных им отношений субъекта
в предметной действительности.
Деятельность - это внутренняя (психическая)
и внешняя (физическая) активность человека, регу-лируемая сознаваемой целью. В отношении чело-
Х ве к ас другими людьми осуществляется его деятель-
Деятельность человека имеет следующие основ-ные характеристики: 1) мотив; 2) цель; 3) пред-мет; 4) структура; 5) средства.
Мотивом деятельности называется то, что побуж-дает человека выполнять ее. В качестве мотива обыч-но выступает конкретная потребность, которая в ходе
и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта
в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляются пластичность де-ятельности, связь деятельности со свойствами неза-висимо существующих от нее объектов. Это, в свою очередь, предполагает детерминированность дея-тельности человека внешним миром и опредмечива-ние потребности, превращение ее в конкретный мо-тив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом. Таким образом, осознанная потребность становится мотивом поведения.
В качестве цели деятельности выступает иде-альное представление ее (деятельности) будущего результата, которое определяет характер и спосо-бы действий человека. Результатом деятельности может быть реальный физический предмет, созда-ваемый человеком, определенные знания, умения
и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат.
Цель не привносится в индивидуальную деятель-ность извне, а формируется самим индивидом.
В этот процесс неизбежно включается опыт, накоп-ленный человечеством, который данный индивид ус-ваивает в процессе обучения и воспитания. Обычно
в процессе деятельности человек имеет не одну,
а целую систему подчиненных друг другу целей.
Понятиям мотива и цели в психологическом ана-лизе деятельности принадлежит важное место. Не-мотивированной деятельности, также, как и неце-ленаправленной, просто не может быть. Мотив
и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся и развер-тывающихся в ходе деятельности.
Важно подчеркнуть, что на почве одного и того же мотива могут формироваться разные цели. Если мотив побуждает к деятельности, то цель «констру-ирует» конкретную деятельность, определяя ее ха-рактеристику и динамику. Мотив относится к по-требности, побуждающей к деятельности, целъ -
к предмету, на который деятельность направлена
и который должен быть в ходе ее выполнения пре-образован в продукт.
Предметом деятельности называется то, с чемнепосредственно имеется дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом трудовой де-ятельности - создаваемый материальный продукт.
В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия или операции.
ность, т. е. в ней выражается личность человека
и одновременно она формирует его личность.
Под деятельностью понимается специфическая
форма отношения человека к окружающему миру
и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческо-го сознания. Изменяя окружающий мир, человек тем самым изменяет условия своего существова-ния. Трансформация реальности, в свою очередь, изменяет условия и направление деятельности че-ловека. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в при-роде. Понятие деятельности связано с понятием активности, но не тождественно ему. К. А. Абуль-ханова-Славская принципиальное отличие активно-сти от деятельности определяет в том, что дея-тельность исходит из потребности в предмете, активность - из потребности в деятельности. Ак-тивность как бы предшествует деятельности во времени и сопровождает ее в течение всего про-цесса осуществления.
|
|
Деятельность отличается не только от активнос-ти, но и от поведения. Однако провести четкое раз-личие между ними достаточно трудно. Главное от-личие состоит в том, что поведение не всегдацеленаправленно, не всегда предполагает создание некоторого продукта, носит зачастую пассивный характер; деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продук-та. Единицей поведения и деятельности индивида является действие.
Инстинкты - комплекс врожденных реакций, сти-мулом для которых являются отдельные биологичес-ки значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элемен-тарного анализа. Паук, сидящий, в паутине, набрасы-вается на запутавшуюся в ней муху. Сигналом, вы-зывающим реализацию этой программы действия, является вибрация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук высунулся из гнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою жертву, набрасывается лишь на летающую мош-ку - сигналом к ее действию является мелькание.
Активность представляет собой всеобщую харак-теристику живых существ, их собственную динамику как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.
|
|
К. X. Момджян указывает, что активность прежде
всего выступает как самодвижение системных ^ объектов, которое вызывается и определяется не внешними для системы, экстернальными причина-ми, а внутренними, имманентными ей факторами организации.
Отличительным признаком активности, опре-
деляющим способ существования живых систем, от
спонтанных преобразований вещества и энергии,
происходящих в неживой природе, является «само-
регулируемое поведение в среде существования,
направленное на самосохранение в ней путем це-
лесообразной адаптации к ее условиям»(2). X. Хек-
хаузен отмечает, что активность человека включает
не только разного рода действия или сообщения,
но и переживания - психическую активность в виде
восприятий, мыслей, чувств и1 представлений, даже
если она и не производит каких-либо непосред-
ственных изменений во внешнем мире (3).