
Психология как наука изучает факты, закономер-ности и механизмы психики.
Сам термин «психическое» происходит от гречес-кого слова «псюхе», что значит «душа».
Предметом психологии являются факты психичес-кой жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особен-ностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исто-рического развития общества.
Нет практически ни одного выдающегося психо-лога, занимавшегося проблемами общей психоло-гии, который бы одновременно так или иначе не занимался бы проблемами развития психики. В этой области работали такие всемирно известные уче-ные, как В. Штерн, К. Левин, 3. Фрейд, Э. Шпран-гер, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский,
А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.
Прежде психология была преимущественно тео-ретической (мировоззренческой) дисциплиной, те-перь же, сохраняя свою познавательную роль, она все более становится и областью профессиональ-ной практической деятельности в промышленности, государственном управлении, системе образования, в здравоохранении, культуре, спорте и т. д. Совре-менная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях фор-мирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочис-ленные отрасли психологии? Исходя из этого, в ка-
ОСНОВНЫЕ
ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
Психология труда изучает психологическиеособенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями пси-хологической науки: 1) инженерная психология;
2) авиационная психология; 3) космическая пси-
хология и др.
Педагогическая психология имеет предметом
изучение психологических закономерностей обучения
и воспитания человека. К ее разделам относятся:
1) психология обучения; 2) психология воспитания;
3) психология учителя; 4) психология учебно-воспи-
тательной работы с аномальными детьми.
Медицинская психология изучает психологи-
ческие аспекты деятельности врача и поведения
больного.
Она подразделяется на: 1) нейропсихологию,
изучающую соотношение психических явлений
с физиологическими мозговыми структурами;
2) психофармакологию, изучающую влияние ле-
карственных веществ на психическую деятель-
ность человека; 3) психотерапию, изучающую
и использующую средства психического воздей-
ствия для лечения больного; 4) психопрофилак-
тику и психогигиену.
Юридическая психология - отрасль, изучаю-
щая закономерности и механизмы психической де-
ятельности людей, связанной с реализацией сис-
темы права. Она также имеет ряд отраслей:
Действие слова в качестве условного раздражи- честве основания классификации отраслей психо-теля может иметь такую же силу, как непосредствен- ^ л о г и и может быть избрана психологическая сторона:
1) криминальная; 2) судебная; 3) исправительная;
| Военная психологияисследует поведение че- | 1) конкретной деятельности; 2) развития; 3) отно- | ный первосигнальный раздражитель. Под вли- | |
| ловека в условиях боевых действий, психологи- | шения человека (как субъекта развития и деятель- | янием слова находятся не только психические, но | |
| ческие стороны взаимоотношений начальников | ности) к обществу (в котором осуществляются его | и физиологические процессы (это лежит в основе | |
| и подчиненных, методы психологической пропаган- | деятельность и развитие). | внушения и самовнушения). | |
| ды и контрпропаганды и т. д. | Обычно основным принципом классификации от- | Вторая сигнальная системаимеет две функ- | |
| Следует выделить психологию спорта, торговли, | раслей психологии считают принцип развития пси- | ции- коммуникативную (онаобеспечиваетобщение | |
| научного и художественного творчества. | хики в деятельности. Поэтому чаще всего в основе | между людьми) и функцию отражения объективных | |
| Возрастная психология.Возрастная психоло- | классификации отраслей психологии находятся раз- | закономерностей. Слово не только дает наименова- | |
| гия - это особая область психических знаний, ак- | личные виды человеческой деятельности. В связи | ние предмету, но и содержит в себе обобщение. | |
| центирующая внимание на психологических особен- | с этим выделяют: 1) психологию труда; 2) медицин- | Ко второй сигнальной системе относится слово | |
| ностях личности людей разного возраста. | скую психологию; 3) педагогическую психологию; | слышимое, видимое (написанное) и произносимое. | |
| Главный принцип - принцип развития психики | 4) юридическую психологию и т. п. | Выше были рассмотрены типологические особен- | |
| в деятельности, следовательно, возрастную психо- | В основу классификации ветвей психологии мож- | ности высшей нервной деятельности. Они общие | |
| логию нельзя представить вне развития (генезиса), | но положить психологические аспекты разви- | у человека и высших животных (четыре типа). Но | |
| вне развертывания. | тия.В этом случае перед нами выступит следую- | у людей имеются специфические типологические | |
| Она изучает онтогенез различных психических | щий ряд отраслей психологии: 1) возрастная | особенности, связанные со второй сигнальной сис- | |
| процессов и | психологических качеств личности | психология; 2) психология аномального развития; | темой.Увсехлюдей втораясигнальнаясистемапре- |
| и имеет ряд | отраслей: 1) детская психология; | 3) дифференциальная психология. | обладает над первой. Степень этого преобладания |
| 2) психология подростка; 3) психология юности; | В основу классификации отраслей психологии | неодинакова. Это дает основание разделить высшую | |
| 4) психология взрослого человека; 5) геронтопси- | можно положить психологические аспекты от- | нервную деятельность человека на три типа: 1) мыс- | |
| хология (психология старости). | ношений личности и общества.В этом случае | лительный; 2) художественный; 3) средний (смешан- | |
| Психология аномального развития,или специ- | выделится целый ряд отраслей психологии, объе- | ный). | |
| альная психология - отрасль психологии, изучающая | диняемых понятием «социальная психология». | К мыслительному типу относятся лица со значи- | |
| людей, для которых характернр отклонение от | Необходимо отметить, что особое место среди | тельным преобладанием второй сигнальной систе- | |
| нормального | психического развития, связанное | прочих отраслей психологии занимает общая пси- | мы над первой. У них более развито абстрактное |
| с врожденными или приобретенными дефектами фор- | хология. Она не является ветвью психологической | мышление (математики, философы); непосред- | |
| мирования или функционирования нервной системы. | науки, которую можно поставить в один ряд с дру- | ственное отражение действительности происходит | |
| Дифференциальная (сравнительная) психо- | гими, это особое наименование, употребляемое | у них в недостаточно ярких образах. | |
| логиявыявляет и описывает индивидуальные раз- | для характеристики наиболее общих законов воз- | К художественному типу относятся люди с мень- | |
| личия людей, их предпосылки в процессе форми- | никновения, развития и бытия психических явле- | шим преобладанием второй сигнальной системы над | |
| рования. | ний. Она изучает познавательную и практическую | первой. Им присущи живость, яркость конкретных | |
| Социальная психологияизучает психические | деятельность. Результаты исследований в облас- | образов (художники, писатели, артисты, конструк- | |
| явления, которые возникают во взаимодействии | ти общей психологии - фундаментальная основа | торы, изобретатели и др.). | |
| людей в различных организованных и неорганизо- | развития всех отраслей и разделов психологичес- | Средний, или смешанный, тип людей занимает | |
| ванных общественных группах. | кой науки. | промежуточное положение между двумя первыми. |

| 3 7. МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ | ||
| Методы научных исследований - это те приемы | ||
| и средства, с помощью которых добываются факты, | ||
| используемые для доказательства положений, из ко- | ||
| торых, в свою очередь, складывается научная теория. | ||
| Основные методы психологических иссле- | ||
| дований и их варианты, применяемые для | ||
| сбора первичных данных:Основной метод; Ва- | ||
| риант основного метода; Наблюдение; Опрос; Тес- | ||
| ты; Эксперимент; Внешнее (наблюдение со сторо- | ||
| ны); Внутреннее (самонаблюдение); Свободное; | ||
| Стандартизованное; Включенное; Стороннее; Уст- | ||
| ный; Письменный; Свободный; Стандартизирован- | ||
| ный; Тест-опросник; Тест-задание; Проективный | ||
| тест; Естественный; Лабораторный. | ||
| Наблюдениепредставляет собой преднамеренное, | ||
| CD | систематическое и целенаправленное восприятие пси- | |
| хических явлений с целью изучения их специфичес- | ||
| ких изменений в определенных условиях и отыскание | ||
| смысла этих явлений, которые непосредственно не | ||
| даны. Наблюдение - это экспериментальная страте- | ||
| гия, которая представляет собой исследование опре- | ||
| деленных характеристик того или иного процесса, | ||
| имеющее целью выявление его инвариантных призна- | ||
| ков, без активного включения в сам процесс. Наблю- | ||
| дение может быть ориентировано на регистрацию ак- | ||
| тов поведения и физиологических процессов и, как | ||
| правило, выступает в качестве предварительного эта- | ||
| па перед планированием и осуществлением экспери- | ||
| ментального исследования. Одним из первых методов | ||
| психологии, представляющим собой разновидность | ||
| наблюдения, является интроспекция. | ||
| Интроспекция(от лат. intro - «внутри» + specto - | ||
| «смотрю») - метод исследования психологических про- X е |
| 38. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. | 39. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||
| ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ | |||
| Видами экспериментального исследования | |||
| Для исследования той или иной психологической | являются:1) лабораторный эксперимент; 2) есте- | ||
| проблемы используется соответствующая система | ственный эксперимент. | ||
| Лабораторный эксперимент - исследовательская | |||
| приемов и правил исследования - методика конк- | |||
| стратегия, которая основана на моделировании дея- | |||
| ретного исследования.Она предполагает опреде- | |||
| тельности индивида в специальных условиях. Ведущим | |||
| ленную структуру действий: выдвижение гипотезы, | |||
| признаком лабораторного эксперимента является | |||
| выбор экспериментального приема и соответствую- | |||
| обеспечение воспроизводимости исследуемой харак- | |||
| щего материала, выделение контрольных и экспери- | |||
| теристики и условий ее проявлений. Обычно он про- | |||
| ментальных групп испытуемых, определение | со- | ||
| водится в специально оборудованных помещениях | |||
| держания серий эксперимента, статистическая | |||
| и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эк- | |||
| и теоретическая обработка экспериментального ма- | |||
| сперименте, хотя могут и не знать об истинном | |||
| териала и т. п. | |||
| назначении эксперимента. Недостаток лабораторного | |||
| В экспериментальном исследовании возможны | эксперимента состоит в том, что в искусственных ла- | ||
| появления артефактов - отклонений от нормальной | бораторных условиях практически невозможно моде- | ||
| закономерности. Они возникают из-за нарушений | лировать реальные жизненные обстоятельства, а лишь | ||
| в проведении эксперимента или из-за дефектов эк- | воспроизвести отдельные их фрагменты. | ||
| спериментальной методики. В частности, результа- | Естественный эксперимент, основы которого зало- | ||
| ты могут быть нарушены действием на испытуемо- | жены А. Ф. Лазурским (1910 г.), представляет со- | ||
| го внушения. Для максимального уменьшения | бой эксперимент, проводимый в условиях, близких | ||
| к обычной деятельности испытуемого, который не | |||
| влияния артефактов может использоваться двойной | |||
| знает, что участвует в исследовании. За счет этого | |||
| слепойопыт. | |||
| достигается большая чистота эксперимента. | |||
| Данный подход представляет собой эксперимен- | |||
| Построение естественного, эксперимента | |||
| тальную процедуру, которая характеризуется тем, | |||
| предполагает ряд этапов: 1) функциональный ана- | |||
| что в неведении о смысле и особенностях проведе- | |||
| лиз деятельности, в которой участвует испытуемый | |||
| ния эксперимента остается не только испытуемый, | |||
| (в аспекте ее требований от исполнителя); 2) фик- | |||
| но и экспериментатор, который его проводит. За | |||
| сация ряда наблюдений за деятельностью испытуе- | |||
| счет таких условий исключается возможность влия- | |||
| мого; 3) анализ результатов и составление харак- | |||
| ния экспериментатора на результаты эксперимента | |||
| теристики личности. | |||
| и повышаются показатели его объективности. В ча- | Основными методами являются наблюдение и бе- | ||
| стности, подобные условия могут моделироваться | седа с испытуемым, результаты чего качественно | ||
| помощью компьютера. | X | обрабатываются. |

Вариантом естественного эксперимента яв-ляется психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психи-ческих особенностей школьника, подлежащих фор-мированию, осуществляется в процессе обуче-ния и воспитания.
Одной из форм естественного эксперимента являет-ся производственныйэксперимент, которыйосуществ-ляется в обычных для испытуемого условиях его про-фессиональной деятельности. При этом о проведении производственного эксперимента сам работник может
и не знать. В других же случаях он становится актив-ным участником эксперимента, что важно, например, при изменении структуры трудовой деятельности.
Еще одной из форм естественного эксперимента является обучающий эксперимент, который стал применяться в отечественной психологии в конце 1930-х гг. и который характеризуется тем, что изуче-ние тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. С помощью данного метода выявляется не столько наличное со-стояние знаний, умений, навыков, сколько особенно-сти их становления. В его рамках испытуемому снача-ла предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (например, сформули-ровать закономерность), затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и инди-видуализированная помощь. Весь этот процесс сопро-вождается констатирующимэкспериментом, благода-ря которому удается установить различие начального, «актуального» уровня и конечного, соответствующего «зоне ближайшего развития». Обучающий эксперимент используется не только в теоретической психологии, но и для диагностики умственного развития, в част-ности в патопсихологии.
Лонгитюд (от англ. longitude - «длина») - этоэкспериментальная стратегия, которая представля-ет собой изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет, в котором могут быть использова-ны методы наблюдения, эксперимента и тестирова-ния. Начало развитию данной исследовательской стратегии положили различные дневники наблюде-ний за развитием ребенка в семье - В. Штерна, В. Прайера, А. Н. Гвоздева.

Стратегия срезов, первоначально разработанная
А. Гезеллом, представляет собой эксперименталь-ную процедуру исследования развития какой-либо психической функции посредством сравнения пока-зателей этой функции в группах детей, которые от-личаются по возрасту, а все другие показатели мак-симально уравнены. При этом срезы, делаемые для ранних возрастов, должны быть более частыми.
Близнецовый метод, разработанный Ф. Галь-тоном в 1875 году, представляет собой психогене-тический метод, который ориентирован на анализ влияния генетических и средовых факторов, на ва-риативность изучаемого признака. Он основан на сравнении психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, имеющих в среднем 50 % одинако-вых генов. В силу этого признаки, вариативность ко-торых существенно определяется генотипом, т. е.
наследственностью, должны быть более схожими.
у монозиготных, чем у дизиготных близнецов. Пред-посылкой выступает суждение, что средовое влия-ние, оказываемое на близнецов, может быть при-мерно равным.
цессов, который представляет собой наблюдение соб-ственных психических процессов,, без использования каких-либо инструментов или эталонов. Виды: 1) ана-литическая интроспекция; 2) систематическая интрос-пекция; 3) феноменологическое самонаблюдение.
Аналитическая интроспекция разработана в шко-ле Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на со-ставные «элементы», не редуцирующиеся к парамет-рам раздражителя.
Систематическая интроспекция разработана
в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентаци-ей на отслеживание основных стадий процесса мыш-ления на основе ретроспективного отчета.
Феноменологическоесамонаблюдение разработано
в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредствен-
| ности и целостности «наивным испытуемым». Этот мет | О |
| тод, находящий свои истоки в методе «внутреннего вое- | ^ |
| приятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно | |
| применялся в описательной психологии В. Дильтея, | |
| а затем в рамках гуманистической психологии. | |
| Опроспредставляет собой метод, при использо- | |
| вании которого человек отвечает на ряд задаваемых | |
| ему вопросов. | |
| Тестыявляются специализированными методами | |
| психодиагностического обследования, применяя | |
| которые, можно получить количественную или ка- | |
| чественную характеристику изучаемого явления. |
Специфика эксперимента (от лат. experimentum -
«проба, опыт») как метод психологического исследова-ния заключается в том, что в нем целенаправленно
и продуманно создается искусственная ситуация, в ко-торой изучаемое свойство выделяется, проявляется
и оценивается лучше всего.
| 40. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ | 41.АКТИВНОСТЬ |
| ЖИВОЙ МАТЕРИИ | КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |






