Методические указания по выполнению практической работы. Тренд – это графическое или математическое выражение

Тренд – это графическое или математическое выражение

закономерности динамического развития, т.е. отражение основной тенденции изменения изучаемого явления.

Методика определения наличия линейного тренда для интегрального прогноза объема продаж.

1.Проведение аналитического выравнивания представленного ряда.

2. Определение параметров уравнения тренда в виде линейной функции.

3. Расчет прогнозных значений для различных периодов времени.

Например: Имеются данные о производстве товара с 1 по 6г.г.

Год Производство товара, млн.т, У Год Производство товара, млн.т, У
  4,4   4,9
  4,5   5,0
  4,7   4,9
Итого 28,4

Задание: Проверить ряд на наличие в нем линейного тренда, на основе которого рассчитать интервальный прогноз на 7 год с вероятностью 95 %.

Решение: Для нахождения параметров составим систему нормальных уравнений:

∑ Y = na0 + a1 ∑t,

∑Yt = a0 ∑t + a1 ∑ t²

 

Так как ∑t = 0 (мы предполагаем), то система нормальных уравнений примет вид:

∑ Y = n a 0

∑Yt= a1 ∑ t²

 

Год У t yt yt (у- yt (ytу ср)² (у – у ср)²
  4,4 -5   -22 4,434 0,001156 0,09 0,111556
  4,5 -3   -13,5 4,554 0,002916 0,0324 0,054756
  4,7 -1   -4,7 4,674 0,000676 0,0036 0,001156
  4,9     4,9 4,794 0,011236 0,0036 0,027556
  5,0       4,914 0,007396 0,0324 0,070756
  4,9     24,5 5,034 0,017956 0,09 0,027556
Итого 28,4     4,2 28,4 0,041336 0,252 0,293336

∑ Y 28,4

а0 = = = 4,734

n6

 

∑Yt 4,2

а1 = = = 0,06

∑ t² 70

Уравнение прямой будет иметь вид:

Yt = 4,734 + 0,06t

Fр == 0,252 ∙ 4 / (0,041 ∙ 1) = 24,59, >Fт, значит модель адекватна и ее можно использовать для прогнозирования (F1= 7,71).

Доверительный интервал прогноза на 2014 г.:

α = (1 – 0,95) = 0,05

Прогноз на 2016 г. с вероятностью 95 %:

У 2006= (28,4 + 0,06 ∙ 7) ± 2,5706 ∙ 0,101 или

28,56 < У2014< 29,08 млн.т.

Задача. В «портфеле» фирмы находится три группы продукта: А,

В, С. Ниже приведена таблица объема сбыта этих продуктов с января 1 года

по апрель 2 года, а также средние цены на эти продукты за базовый период.

Год Месяц Товар А Товар В Товар С
Объем сбыта, млн. т Цена, тыс. руб. за т Объем сбыта, млн. т Цена, тыс. руб. за т Объем сбыта, млн. т Цена, тыс. руб. за т
  Январь 25,5   57,4 40,5 22,6  
Февраль 23,2   53,5 42,5 22,6  
Март 25,9   54,2 44,5 23,7  
Апрель 25,2   48,7 41,5 19,8  
Май 25,9   46,3 36,5 18,5  
Июнь 25,2   47,4 37,5 17,5  
Июль     46,9 38,7 18,1  
Август 26,1   46,6 38,7 18,5  
Сентябрь 25,2   47,3 39,2 17,9  
Октябрь     48,5 39,5 20,9  
Ноябрь 24,9   56,5 40,5 21,2  
Декабрь 24,8       21,5  
  Январь 24,9   57,1 40,2 21,9  
Февраль 22,9   56,8 40,3 21,9  
Март     55,7 44,6 21,8  
Апрель 23,9   55,5 44,5    
Май ?   ?   ?  
Июнь ?   ?   ?  

 

Задание: Проверить ряд на наличие в нем линейного тренда, на основе которого рассчитать интервальный прогноз спроса товаров А,В,С на май и июнь 2 года с вероятностью 95 %.

Контрольные вопросы:

1. Порядок расчета прогнозного объема спроса на товар

 

Лекция 7. Изучение конкурентоспособности организации

Содержание темы:

1.Понятие конкурентоспособности организации, товара, конкурентные преимущества.

2. Показатели конкурентоспособности организации и товара.

 

1.Конкурентоспособность — интегральная характеристика. В общем случае целесообразно выделять следующие составляющие: конкурентоспособность предложения на рынке, ресурсов предприятия, менеджмента и предпринимательской идеи.

Конкурентоспособность продукциии конкурентоспособность предприятия-производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия.

Часто понятие «конкурентоспособность предприятия» сводят к понятию «способность предприятия производить конкурентоспособный товар». Так, под конкурентоспособностью фирмы подразумевается способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутренних и внешних рынках. А. Воронов подтверждает, что «конкурентоспособность предприятия — это его способность выпускать и продавать конкурентоспособные товары».

Однако, учитывая, что в настоящее время предприятия могут производить различные виды продукции и одновременно работать на различных товарных (отраслевых) рынках в рамках стратегий диверсификации, уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности продукции, производимой им, не совпадают. Наличие одного или нескольких видов конкурентоспособной продукции в номенклатуре не означает еще, что предприятие тоже является конкурентоспособным. Прежде всего следует отметить, что в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность организации, несмотря на их взаимообусловленность, отличаются по своей сущности:

§ определяются и применимы к разным временным промежуткам (конкурентоспособность продукции определяется в любой краткий промежуток времени, а конкурентоспособность организации применима к довольно длительному периоду времени);

§ конкурентоспособность организации зависит от уровня конкурентоспособности всего ассортимента продукции и эффективности каждого вида деятельности.

 

§ конкурентоспособность продукции является необходимым, но недостаточным условием конкурентоспособности организации.

Конкурентоспособность предприятия является более сложным и обобщающим понятием по сравнению с понятием «конкурентоспособности товара». Конкурентоспособность предприятия — интегральная числовая характеристика, с помощью которой оцениваются достигнутые предприятием конечные результаты его

деятельности в течение определенного периода. Это система элементов, каждый из которых предназначен для отражения числовой (например, балльной) оценки определенного вида потенциала. Конкурентоспособность предприятия обеспечивается за счет приобретаемых им разного рода преимуществ по сравнению с основными конкурентами, а именно: экономических, финансовых, инвестиционных, кадровых, имиджевых и т.п.

Конкурентное преимущество — активы и характеристики или особенности фирмы, дающие ей преимущества над соперниками в конкуренции. Это может быть оборудование, позволяющее экономить на затратах, торговые марки на технически прогрессивную продукцию, права собственности на сырьё, материалы и т. д.

Основой конкурентных преимуществ зачастую является разная степень доступности ресурсов (каналов распределения, специальных знаний или логистических технологий), способная сообщить фирме преимущества в величине издержек или в качестве товаров или услуг перед конкурентами.

Понятие «конкурентные преимущества» было впервые научно обосновано Майклом Портером на рубеже 1970-80-х годов.

Конкурентные преимущества и недостатки выявляются в процессе сопоставления элементов деятельности участников рынка с элементами деятельности соперников. Так, например, можно определить, лучше или хуже бизнес-идея, название созданной или приобретённой фирмы, состав персонала, менеджмента и топ-менеджмента фирмы, бизнес-модели, средства и предметы труда, применяемые в бизнесе, бизнес-коммуникации.

Необходимость постоянного сравнения с прямыми соперниками приводит к тому, что оценка конкурентных преимуществ и недостатков участников рынка может меняться в зависимости от анализируемых групп конкурентов. Уровень конкурентных преимуществ и недостатков участников рынка может также различаться на секторах и сегментах различных типов рынков — на местном, локальном, национальном, международном рынке.

2. При оценке конкурентоспособности отдельных продуктов фирм- конкурентов при сборе информации целесообразно в качестве оценочных критериев использовать следующие показатели (атрибуты) качества:

§ назначение продукта (функциональные возможности, соответствие последним достижениям науки и техники, запросам потребителей, моде и т.п.);

§ надежность;

§ экономное использование материальных, энергетических ресурсов;

§ эргономические (удобство и простота в эксплуатации);

§ эстетические;

§ экологические;

§ безопасности;

§ патентно-правовые (патентные чистота и защита);

§ стандартизацию и унификацию;

§ технологичность ремонта;

§ транспортабельность;

§ вторичное использование или утилизацию (уничтожение):

§ послепродажное обслуживание.

Данные атрибуты должны выражать соответствие качества продукта уровню качества продуктов рыночных лидеров.

Только часть атрибутов может быть оценена количественно (в силу природы атрибута или невозможности получить количественную информацию). Поэтому можно использовать качественные шкалы измерений (лучше-хуже, больше-меньше и т.п. с введением промежуточных градаций).

В процессе оценки конкурентоспособности товаров группы показателей конкурентоспособности можно классифицировать следующим образом:

§ группа показателей, отражающих прогрессивность коммерческой идеи товара;

§ группа технических, экономических и коммерческих показателей, характеризующих качество продукта;

§ группа показателей, характеризующих условия сбыта;

§ группа показателей, характеризующих условия эксплуатации;

§ группа показателей, характеризующих социально-психологическое восприятие продукта потребителем.

Установив группы показателей конкурентоспособности продукции, можно перейти к определению перечней конкретных показателей в каждой группе.

В настоящее время, для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.

Контрольные вопросы:

1.Понятие конкурентоспособность товара;

2. Показатели конкурентоспособности товара;

3.Понятие конкурентоспособности организации;

4.Показатели конкурентоспособности организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: