Практическое занятие № 5. Анализ рынка, его емкости и привлекательности

Цель работы: научиться рассчитывать показатели для оценки привлекательности рынка и делать выводы о состоянии рынка.

Методические указания по выполнению практической работы

Показателями для оценки привлекательности рынка являются:

- объемные показатели (реальный сбыт на рынке, объем продаж при возможно существующих условиях, т.е. потенциал рынка, мощность рынка);

- показатели насыщения (насыщения по потенциалу, по мощности);

- показатели динамики (темпы роста объемов товарооборота, темпы роста цен);

Методика оценки привлекательности рынка:

1. Оценка на основе статистических данных (данные берутся из

статистических сборников, далее осуществляется расчет соответствующих показателей). Для расчета объема рынка используется формула:

 

Vрынка = Остаток товара на начало периода + Данные по производству за период + Данные по импорту товаров – Данные по экспорту товаров – Остаток на начало периода;

 

2. Оценка на основе опросах покупателей и экспертов:

Vрынка = Численность покупателей ∙ Среднее потребление;

 

Потенциал рынка = Численность потребителей ∙ Среднее потенциальное потребление (сколько товара могли бы купить?);

 

Насыщение по потенциалу = Объем рынка ׃ Потенциал рынка ∙ 100 (%);

 

Чем потенциал больше, тем рынок привлекателен и перспективен для роста.

 

Мощность рынка = Численность людей испытывающее потребность в товаре ∙ Среднее максимальное потребление

 

Насыщение по мощности = Объем рынка ׃ Мощность рынка ∙ 100 (%)

 

Темпы роста объемов товарооборота = Объемы роста отчетного периода ׃ Объемы роста базисного периода ∙ 100 (%);

 

Темпы роста цен = Средняя цена отчетного периода ׃ средняя цена базисного периода ∙ 100 (%);

 

3. Оценка на основе аналогии: необходимо найти рынок, который опережает наш рынок в своем развитии, необходимо рассчитать «какое потребление» достигнуто на данном рынке, т.е. мощность потенциала собственного рынка.

Задача. На территории рынка было произведено за период 1 млн. т.е. продукции. Остатки на начало периода у производителей и в торговле составляли 100000 т.е.. Ввоз из - за пределов рынка составил 750000 т.е. Вывоз за пределы рынка – 100000 т.е. Средняя цена реализации – 3 д.е. за 1 т.е. Остатки на конец периода – 150000 т.е. Численность потребителей на рынке – 1,5 млн. человек. По оценкам экспертов, при существующих доходах и уровне цен можно обеспечить реализацию и потребление в количестве 12 т.е. в среднем на 1 потребителя за период, а достигнутый в развитых странах уровень составляет 100 т.е. За прошлый период было реализовано 1,2 млн.т.е. продукции при средней цене 2,5 д.е. за 1 т.е. Провести расчеты, сделать выводы о состоянии рынка.

Образец таблицы для решения

 

Показатели 1 год 2 год Изменение
Объем рынка в натуральном выражении      
Объем рынка в денежном выражении      
Потенциал рынка в натуральном выражении      
Потенциал рынка в стоимостном выражении      
Мощность рынка в натуральном выражении      
Насыщение рынка по потенциалу,%      
Насыщение рынка по мощности,%      

 

Контрольные вопросы:

1. Расчет объема рынка

2. Расчет потенциала рынка.

3. Расчет мощности рынка.

4. Расчет насыщения по мощности.

5. Расчет темпов роста объемов товарооборота.

6. Расчет темпа роста цен.

7. Расчет мощности потенциала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: