Впечатления путешествующего тренера

 

В одной книжке я прочла «советы путешествующим тренерам» и подумала: а почему бы мне не написать об этом?! Езжу я много, часто, а картина «Тренер в дороге» очень своеобразна и отличается от «Инженера в дороге» или, к примеру, от «Челнока». Только вот у меня не советы, а впечатления, но тоже, может быть, кому-то пригодятся…

Дорога.

 

Моя первая дорога (железная) Санкт-Петербург – Тула показалась мне увлекательной и полной приключений. Я первый раз ехала на тренинг в другой город. И путь-то был длиной в одну ночь, но запах поезда, стук, скрип, храп, мелькание огней настолько взбудоражили меня, что я не могла спать, и это приподнято-возбужденное состояние сохранялось у меня до вечера следующего дня. Мероприятие казалось мне настолько важным и ответственным, что я взяла с собой ассистентку – девушку веселую, но такую же, как я, легко возбудимую. Наша нервная реакция выражалась в том, что мы постоянно шутили и смеялись. И еще почти не спали. Но тренинг прошел хорошо, нас очень тепло провожали и в дорогу в качестве сувенира надарили пряников (ну, не самовар же дарить!). Распихав это богатство по сумкам, мы погрузились в обратный поезд, проходящий, и по причине позднего времени, спящий. Билеты у нас были без мест, и мы с трудом нашли две верхние полки, конечно же у туалета. А дальше – сплошные проблемы. Попробуй-ка расстелиться, уложиться, забросить на третью полку сумку, когда все кругом спят, темно, а у тебя рост 158. с трудом водрузились на свои полки и стали в темноте рыться в сумках, чтобы хоть мыло, полотенце отыскать. Но куда не сунешься – кругом пряники! Слышу, на соседней полке ассистентка моя обертками шуршит, та же история. Посмеялись, так и легли спать не мытые, а утром еще выскользнувшие из сумки пряники собирали… С тех пор я в плацкарте не езжу, только в купе, и это не капризы зазнавшегося тренера, а необходимость, потому что прямо с поезда мне на тренинг, значит, надо быть бодрой и выспавшейся.

Хотя купе – тоже не гарантия. Один раз я ехала в вагоне, полном курсантов, ехавших на стажировку. Как-то странно у них были куплены билеты – по 1-2 места в каждом купе. Они, естественно, кучковались, пытались где-то осесть компанией, но все их попутчики протестовали. Самой сговорчивой и душевной оказалась бабушка, которая ехала напротив меня. Говорит: «Ребята, вы что в проходе стоите, людям мешаете, садитесь у нас, и мы с вами в картишки поиграем, время скоротаем!». А коротать всего лишь ночь, то есть не спать, а разделять бурное веселье, слушать анекдоты, комплименты, скормить остатки съестных припасов и под утро иметь кучу благодарных попутчиков, готовых донести твою сумку до метро. Но, благо, ехала я домой, могла себе позволить отоспаться днем.

Со временем я научилась собираться в дорогу, т.е. не брать ничего лишнего по старой привычке, когда еще дорожный сервис состоял из горького чая в мутных стаканах. Я научилась проводить время приятно и с пользой, позволив себе безделье, созерцание, чтение женских глянцевых журналов, научилась высыпаться в поезде и выходить из вагона причесанной, не мятой, аккуратно подкрашенной (это в условиях поезда!), в общем, приспособилась. А еще я научилась сокращать путь по времени, когда можно уехать в день окончания тренинга на автобусе в соседний город и сесть там на проходящий поезд, а не ночевать еще одну ночь в чужом городе, дожидаясь прямого.

С самолетами у меня отношения не складываются, отношусь я к ним настороженно, да и мои заказчики по причине невысокой платежеспособности такое подорожание не всегда могут потянуть. Я и не расстраиваюсь, хотя несколько раз все же меня приглашали туда, куда и на самолете лететь долго, а поезда вообще как вариант не рассматриваются, но все время что-то срывалось. Так что про этот вид транспорта читайте в «Советах тренеру…», там все только про самолеты.

Вы, наверное, знаете про две беды нашей Родины, одной из которых являются дороги. На мой взгляд – вполне оправдано и приключений, если это можно так назвать, хватает. Я еду на электричке в небольшой замечательный городок Кириши, от Питера 3,5 часа езды. Для того, чтобы еще успеть в этот день поработать, выехала ни свет ни заря. Еду, про тренинг думаю, вдруг – остановка среди полей и объявление: «Поезд дальше не пойдет, ремонт путей, освободите вагоны.». Как освободить вагон, из которого меня должны встретить на платформе в Киришах!? Ведь у меня ни адреса, ни телефона, ничего. Вместе с другими людьми стою на дороге, которая проходит через поле и надеюсь влезть в один из самосвалов, изредка проезжающих в сторону города. Другого транспорта нет. Народ потянулся пешком, спрашиваю, куда, оказывается, всего в 6 километрах есть шоссе и там можно поймать попутку. Весело – ноябрь, ветер, сумка с вещами на три дня (а на три дня женщине надо много), и еду я не домой, а неизвестно куда! И что самое интересное, обратно тоже нельзя – поезд только через два часа пойдет. В результате я добралась на самосвале до Киришей, приехала на вокзал, только не в 12, а в 18 часов. И, представьте, меня встретили! По-видимому, желание сильнее обстоятельств. Но с тех пор я обязательно беру с собой адрес того места, где буду работать, и кучу телефонов. Чтобы не чувствовать себя второй бедой.

 

 

Попутчики.

 

Провожающие, будь то муж или те, у кого я работала, желают в дорогу: «Пусть тебе повезет с попутчиками!». А хороший попутчик для меня скорее с частицей «не»: «не шумит», «не храпит», «не сильно докучает разговорами», «не напивается», а еще хорошо бы, чтобы «не бандит». Вот и все, эти меня вполне устраивают. Хотя бывают особенные, запоминающиеся попутчики.

Я уезжала из Перми на автобусе, в соседний городок, где живет моя сестра. Мы не виделись давно и представилась возможность после тренинга заехать к ней в гости. Ситуация – «с корабля на бал», когда, едва закончив заключительный шеринг, меня везут на вокзал, и через несколько минут я уже еду. Настроение приподнятое, состояние возбужденное, я откидываюсь на спинку кресла и надеюсь немного успокоиться и вздремнуть. Но впечатления тренинга не дают уснуть, а читать невозможно, - едем в полной темноте. Рядом со мной сидит мужчина, тоже мается от безделья. Наконец, решается меня о чем-то спросить, слово за слово, - обычная дорожная беседа: «Куда едете и откуда? Чем занимаетесь?..» Уж лучше бы он не спрашивал! Постепенно беседа в стиле «Вы спрашиваете – мы отвечаем» переросла в консультирование, а затем – в философские размышления. За время нашего пути он передумал разводиться с женой, разобрался в мотивах поведения сына, понял, как сильно привязан к дочери, и еще – какое огромное влияние его собственное детство оказывает на его сегодняшнюю жизнь. Когда мы подъезжали к городу, мой попутчик настаивал на том, чтобы сейчас же познакомить меня со своей женой (это в 12 ночи!), «открыть ей глаза на то, что происходит в ее жизни», а когда я отказалась, обреченно промолвил: «Вот влип! Послушай, а о чем я тебя спросил в самом начале?» - «Сколько времени» - «Ну, надо же, - такой невинный вопрос и такие последствия!»

Скажу сразу – это исключение. Свою профессию и род деятельности я не скрываю, но и не афиширую. Обычно люди, узнав, что перед ними психолог, а впереди долгая дорога, решают, что необходимо рассказать о своей жизни и задать вопросы. Они справедливо полагают, что психологи умеют слушать. Но через некоторое время замечают, что разговор пошел в другом русле или самоисчерпался. Видно не учитывают, что психологи еще умеют вести беседу и ее завершать. А в дороге хочется быть просто пассажиром, одной из многих, говорить «Мы опаздываем» или «Мы подъезжаем», чувствуя это временное сообщество, быть женщиной, женой, матерью, которая скучает по своим близким, профессионально наблюдать за людьми и непрофессионально их оценивать, осуждать или восхищаться, вообще просто ехать – домой или из дома и готовиться к встрече.

Еще одно дорожное знакомство – пожилой мужчина, хороший собеседник с самыми разнообразными интересами в жизни. Мы нашли много общего – книги, города, где бывали, взгляды на жизнь, немного – о живописи и театре, новые фильмы и ни слова о работе. Перед тем, как выходить, он протягивает мне визитку, а на ней: «Прокуратура N-ской области. Психолог.». Я в ответ – свою. С удивлением читает, и начинаем хохотать. За несколько минут до его станции мы нашли несколько общих знакомых, отметили, что бывали на одних и тех же профессиональных мероприятиях, и даже ходили по коридорам одного и того же института. На прощанье он сказал: «Наверное, в этом поезде едут всего два психолога и судьба помещает их в одно купе. Все случайное неслучайно.» На том и расстались.

 

Хозяева.

 

Это те люди, которые пригласили меня вместе с моим тренингом. Почти все - из системы образования, в подавляющем большинстве – коллеги-психологи. Принимают всегда очень хорошо. Подъезжаю к городу и из окна вагона вижу плакат со своим именем. Приятно, но неудобно перед пассажирами – все оглядываются: кто такая? Поэтому сразу начинаю махать руками: «Вот она – я, убирайте плакат!». На извоз приезжего тренера обычно подписан один из мужей одной из психологов. Он будет встречать, провожать, возить в гостиницу и местный универмаг, а еще его, непременно, попросят проехаться кружок по городу и показать мне его достопримечательности. Со всеми мужьями я дружу, уж я-то знаю, что это значит, иметь жену-психолога! Когда вспоминаю поездки и их организаторов, так и говорю: «Жанна и ее муж Виктор, Татьяна с Сережей, Майя и Олег…». Возить тренера – почти экстримальное занятие. Все надо делать быстро, потому что – тренинг, он должен начаться вовремя, а обратный поезд обычно отправляется сразу после тренинга, и дело решают минуты. Однажды в день отъезда, можно сказать перед самым отъездом, у мужа (не моего!) ломается машина, а этот мужчина возил (кроме меня) мэра этого города. Вот и ехала я к поезду на машине мэра.

Условия для проживания в другом городе бывают разными – где-то приличный, даже очень, номер в гостинице, иногда – снятая по случаю квартира или комната в квартире одной из участниц тренинга. Один раз меня поселили в общежитии, но чтобы никто не беспокоил, организаторы попросили никого не селить, по возможности, в ближайшие комнаты. Так я и жила одна на пол-этажа. Но это – не главное. Каждый раз, уезжая из чужого города, я оставляю там друзей. Не получаются у меня официальные отношения, не умею я так! Я не просто приехала и провела тренинг, а они не просто его организовали. И то, и другое сделано с душой, поэтому завязываются отношения, мы перезваниваемся, переписываемся, и снова я еду в этот город, но уже с другим тренингом, и встречают меня все те же люди.

Однажды тренинг совпал с очередной годовщиной моей свадьбы. У меня семейный праздник, а я – за сотни километров от дома. Отработала день, а после занятия – сюрприз. Меня везут на берег Волги и организовывают незабываемые шашлычки с видом на закат. Первый тост – за годовщину. Трогательно и очень приятно.

Еще один пример. Еду на тренинг, на улице май, все цветет, птички-бабочки. Я вся весенняя, туфли, курточка легкая. А на следующий день просыпаюсь – метель, ветер и снег чуть ли не по колено. Меня встречают с пуховиком и кроссовками, а позже еще и джинсы надели. Так я и проработала все три дня в чужой одежде, не дали хозяева тренеру замерзнуть. Наверное, все может быть по-другому: шофер от фирмы и гостиница со звездами, билет на самолет или в вагон СВ. Я бы не отказалась, но как важно очутившись в чужом городе, видеть не только хорошую организацию, но и чувствовать заботу и человеческое участие.

Эту главу я пишу вдали от дома, в помещении детского сада, где веду тренинг и ночую в уютной комнатке по соседству. Мне принесли из дома настольную лампу, чайник, оставили всякой еды. Где-то в другом конце коридора сидит сторож, сторожит детский сад и меня. А завтра с утра будут приходить люди и каждый спросит: «Как тебе спалось?». А потом будет последний день тренинга и дорога домой. Как же я соскучилась! Но сюда я еще приеду, как уже приезжала год назад. Спасибо за гостеприимство!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: