МИНИТСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Казахский национальный технический университет имени К.И.Сатпаева
Эколого-экономический институт
Кафедра менеджмента и маркетинга
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Дисциплины студента
по дисциплине МЕНЕДЖМЕНТ
для специальностей 070846, 090540, 070540, 0708
Алматы 2004
УДК 65.9 (2)
ББК 87.7
С-51
Учебно-методический комплекс по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ» для студентов специальностей 070846, 090540, 070540, 0708. Сост. Т.С.Сокира. - Алматы: КазНТУ, 2004. 170с.
Составитель: Сокира Татьяна Сергеевна, доцент, канд. эконом. наук
Аннотация: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» предназначен для студентов специальностей 070846, 090540, 070540, 0708, а так же может быть использован студентами других специальностей «Эколого-экономического института». На основании учебного плана дисциплина «Менеджмент» изучается студентами 2-го курса и входит в число обязательных специальных дисциплин бакалавриата в объеме 3-х кредитов.
Содержание учебно-методического комплекса студента по дисциплине «Менеджмент» соответствует типовой учебной программе, введенной Министерством образования и науки и рабочей программе, разработанной и утвержденной на кафедре «Менеджмента и маркетинга» Каз.НТУ имени К.И. Сатпаева.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» предназначен студентам для самостоятельной подготовки к семинарам и практическим занятиям, а так же контрольным мероприятиям по дисциплине.
Учебно-методический комплекс включает данные об учебной программе дисциплины «Менеджмент», силлабус и активные учебно-методические раздаточные материалы.
© Казахский национальный технический университет
имени К.И.Сатпаева, 2004
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ – Syllabus
1.1 Данные о преподавателях:
Преподаватель, ведущий занятия: СОКИРА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА
доцент, канд. экон. наук
Контактная информация: тел.: 925704, внутренний тел.: (320)
Время пребывания на кафедре: с 10.00 до 16.00 часов, ауд. 314 МУК
1.2 Данные о дисциплине:
Название: «Менеджмент»
Количество кредитов: 3
Место проведения: 708 «а» ГУК; 314 МУК
Таблица 1
Выписка из учебного плана
| Академических часов в неделю | Форма контроля | ||||||||
| Курс | Семестр | Кре- диты | Лекции | Лаб. за нятия | Практ.занятия /семин. занят. | СРС* | СРСП* | Всего | |
| - | Экзамен |
*Примечания:
Каждый кредит сопровождается двумя часами СРС.
СРСП составляет не более 50% от СРС
1.3 Пререквизиты: предшествующими дисциплинами, необходимыми для изучения данной дисциплины являются «Философия», «Основы экономической теории».
1.4 Постреквизиты: менеджмент в малых и средних предприятиях, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, производственный менеджмент, операционный менеджмент, практический менеджмент, и т. д.
1.5 Краткое описание дисциплины: Необходимым условием современных изменений в обществе является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта. Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам менеджмента, его становлению и развитию.
Менеджмент – это профессионально осуществляемое управление предприятием в условиях рыночных отношений в любой сфере хозяйственной деятельности, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов.
Именно менеджмент представляет то звено, где переплетаются интересы политической и социальной жизни общества, его культуры и идеологии, национальные и мировые тенденции развития каждой из сфер жизни общества. «Менеджмент» одна из основных дисциплин в цикле «СД» при обучении студентов в курсе подготовки будущих специалистов в области экономики и управления. Содержание курса основывается на достижениях отечественной и зарубежной теории менеджмента.
Менеджмент – это управление, которое является самой важной функцией в разных сферах человеческой деятельности. Менеджеры – это миллионы людей, которые в той или иной степени руководят в различных организациях другими людьми. Менеджмент представляет собой науку о том, как добиться успеха в управлении людьми в организации, как создавать и совершенствовать организации, обеспечивать их развитие и достижение ими поставленных целей наиболее эффективными способами.
Менеджмент – это специальная дисциплина, целью которой является: обеспечение теоретической и практической готовности студента к управлению организацией и процессами в организации; привитие будущим руководителям производства умения определять стратегические цели, а так же достигать их, эффективно решая организационные, социальные, управленческие, психологические и другие задачи. Она имеет универсальный характер, поскольку знаний элементов управления требует любая специализация и поэтому ее изучение является необходимым условием профессионализации.
Данный курс позволяет освоить менеджмент по его основным направлениям, сформировать у студента комплекс знаний об управлении, выработать навыки осуществления различных видов управленческой деятельности, анализа и проектирования механизмов управления.
При изучении данной дисциплины ставятся следующие задачи:
1) приобрести основные теоретические знания по направлениям: теория организации, теория принятия решения;
2) научиться решать организационные проблемы межличностных отношений;
3) усвоить и эффективно применять на практике основные функции и принципы управления организацией;
4) получить знания и практические навыки в области планирования организации, мотивации и контроля деятельности персонала и организации.
Таким образом, цель и задачи курса «Менеджмент» состоят в выработке у будущего менеджера конкретных знаний и практических навыков, позволяющих управлять трудовой деятельностью персонала через систему мотивации труда, принимать научно обоснованные управленческие решения, структурировать деятельность других людей, управлять организацией. Знать основные положения и практический инструментарий менеджмента необходимо каждому специалисту.
1.6 Перечень и виды заданий и график их выполнения:
График составляется тьютором по нижеприведенной форме (Таблица 2) и доводится до сведения обучающихся с начала учебного семестра.
Таблица 2
Виды заданий и сроки их выполнения
| Виды контроля | Виды работы | Тема работы | Ссылки на рекомендуемую литературу с ука- занием страниц | Баллы (согласно рейтинг- шкале) | Сроки сдачи / недели |
| Текущий Контроль | Участие в дискуссиях на семинарах, письмен-ное выполнение СРС | 1. Теоретические основы менедж-мента | Осн:1 [15-30; 45-68]; 2 [11-14; 23-24]. Доп: 4[5-12; 40-62]; 5[12-39]; 6[9-39]. | ||
| 2. Исторические аспекты развития менеджмента | Осн:1 [72-98]; 2[43-56]. Доп:4 [31-40]; 6 [39-43, 68-84]. | ||||
| 3. Представление об организации как объекте управления | Осн.:1. [39-45; 101-155]; 2[14-19; 24-43; 419-425]. Доп.: 4 [15-31; 197-201]; 5[39-58]; 6[152-158]. | ||||
| 4. Функции и методы управления | Осн.:1 [84-87], Доп: 4 [62-110]; 5 [70-77, 77-109]; 6 [214-235]; 8 [33-68]. | ||||
| 5. Планирование - основная из общих функций управления | Осн:1 [281-330]; 2 [181-202; 202-246]; Доп: 5 [132-202]; 6 [183-185]; 7 [4-27]. | ||||
| 6. Целеполпгание в планировании. | Осн.: 1 [288-297]; 2 [204-217]; Доп.: 5 [58-70]. | ||||
| 7. Цели и содер- жание функции управления «организация» | Осн.:1 [338-360]; 2 [285-327]. Доп.: 6 [91-94; 32—231-235; 190-191]. | ||||
| 8. Традиционные формы организа- ционных структур. | Осн.: 1.[365-91]; 2 [334-344] Доп.: 4 [110-36]; 5[111-119]; 6 [97-103] | ||||
| 9. Современные типы организацион-ных структур уп - равления. Эффек- тивность органи-зации. | Осн.: 2 [336-333; 349-376]. Доп.: 5 [119-130]. | ||||
| 10. Содержатель- ные и процессуаль-ные теории мотива- - ции | Осн.: 1[397-423]; 2[131-178]. Доп.: 4 [210-221]; 6 [192-196]. | ||||
| 11. Контроль как функция управления | Осн.: 1[431-459].Доп.: 4[167-189]; 6 [196-198] | ||||
| 12.Информацион- но-управляющие системы в плани- ровании и контроле | Осн.: 1[184-210]; 2 [379-389] Доп.: 6 [167-183] | ||||
| 13. Принятие реше-ний в процессе уп-равления организа-цией | Осн.: 1 [216-238; 246-270]; 2 [391-402].Доп.: 4 [127-144]. | ||||
| 14. Коммуникации в менеджменте | Осн.: 1[459-470]. Доп.: 4 [176-178]; 6 [247-261] | ||||
| 15. Власть, влияние и лидерство в ме-неджменте | Осн.: 1[512-565]; 2[402-409; 469-511].Доп.: 4[291-249]; 6 [241-247] | ||||
| Рубежный контроль | Коллоквиум по контрольным вопросам к семинарским занятиям | Темы с 1 по 9 | Осн.: 2 [336-333; 349-376]. Доп.: 5 [119-130]. | 9-я неделя | |
| Темы с 10 до 15 | Осн.: 1[459-470]. Доп.: 4 [176-178]; 6 [247-261] | 15-я неделя | |||
| Другие виды теку- щего кон-троля | Реферат | Тема 2 | Осн:1 [72-98]; 2[43-56]. Доп:4 [31-40]; 6 [39-43, 68-84]. | 6-я неделя | |
| Управленческая ситуация | К любой из тем с 1по 15 | Использовать любую перио-ическую печать | 14-я неделя | ||
| Итоговый контроль | Экзамен | Ко всем 15 темам | Вся рекоменду-емая литература | 16-17 неделя |
Список литературы
1.7.1 Основная литература
1 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.: Дело, 1998.
2 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998.
1.7.2 Дополнительная литература
3 Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» / Под ред. А.И. Наумова. - М.: Гардарика, 1998.
4 Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник/ Под общ.ред.проф. М.П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2002.
5 Управление организацией: Учебник / Под.ред. А.Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2002.
6 Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2001.
7 Стратегия Республики Казахстан 2030. – Алматы, 1997.
1.8 Контроль и оценка знаний. По кредитной технологии обучения для всех курсов и по всем дисциплинам Казахского национального технического университета имени К.И.Сатпаева применяется рейтинговый контроль знаний студентов. Сведения об оценке знаний,осуществляемой по балльно-рейтинговой системе в виде шкалы, где указываются все виды контроля.
При итоговом контроле знаний возможен следующий вариант распределения баллов (таблица 3) определенный рабочим учебным планом специальности.Рейтинг каждой дисциплины, которая включена в рабочий учебный план специальности, оценивается по 100 - бальной шкале независимо от итогового контроля.Для каждой дисциплины устанавливаются следующие виды контроля: текущий контроль, рубежный контроль, итоговый контроль.Видами текущего контроля являются контрольные работы, рефераты, семестровые задания, коллоквиумы, выполнение лабораторных работ и др. К итоговому контролю относятся курсовой проект или курсовая работа и экзамен.
Таблица 3






