Психологические задачи (деятельность)

I. Выявите соотношение действий и операций. В каком из приведенных ниже примеров операции, а в каком действия?

А. Чтобы сделать укол, медсестра подготавливает шприц, осуществляет забор лекарства, подготавливает участок тела, в который будет сделан укол.

Б. При обучении медсестер делать уколы учащиеся выполняют специальные задания по подготовке шприца, забору лекарства и на муляже выполняют укол.

В. Вам нужно позвонить в другой город. Вы можете осуществить данную процедуру следующим образом: а) позвонить по коду; б) заказать разговор через телефонистку; в) пойти на переговорный пункт.

Г. Чтобы остановить машину, шофер отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза. Чтобы уменьшить скорость, шофер тоже отжимает сцепление и нажимает педаль тормоза.

II. А. При завязывании узелка у хирурга происходит его соскальзывание. Чем становится для хирурга этот элемент?

Б. Вы изучаете латинский язык. В самом начале обучения чем для вас будет являться заучивание отдельных слов и даже отдельных звуков?

III. Как происходит формирование навыка? Какова роль созна­ния в этом процессе? Какой принцип повторения Н.А. Бернштейн вывел из своего опыта?

Будучи молодым человеком и экономя время, которое ему жалко было тратить на отработку фортепианной техни­ки, он делал следующее: ставил книгу на пюпитр, читая ее, а в это время разыгрывал гаммы или эподы, тренируя паль­цы. После достаточно длительного периода таких занятий, он е удивлением обнаружил, что никакого прогресса в технике нет! Тогда он оставил чтение и перешел на вдумчивую отработку техники, после чего сразу достиг заметных резуль­татов.

IV. Какие механизмы обеспечивают психическое развитие? Сравните важность переходов от внешнего к внутреннему и от внутреннего плана к внешнему психическому. В каких видах деятельности осуществляются указанные переходы? Приведите примеры. Обоснуйте.

А. Переход от внешнего предметного действия к операциональным значениям, образам, мысли.

Б. Переход от мысли к образу (требующий максимальных умственных усилий); от мысли к действию (сопровож­дается эмоциональной оценкой предстоящего действия, значительными волевыми усилиями),

В. Переход от содействия к сочувствию, сопереживанию и к реальному поступку.

V. Как взаимосвязаны (структурно и функционально) восприятие и деятельность? Какое влияние оказывает нарушение целевой структуры на ориентировочный этап деятельности? Приведите примеры. Обоснуйте.

VI. Охарактеризуйте этапы формирования действия. Чем определяется возможность перевода деятельности с одного этапа ее формирования на другой? Как изменяются параметры действия при переходе от одного этапа к другому? Приведите примеры, иллюстрирующие ваш ответ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: