(См. уч. пособие: Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М., 2004.)
Тестовые вопросы по теме семинара «Деятельность»
I. Верно ли предложенное утверждение:
1.Деятельность существует как действие или цепь действий.
2.Внутренняя деятельность имеет иное строение, нежели внешняя в силу своей специфичности.
3. Деятельность определяет развитие мотивов и жизненных целей.
II. Выберите один или несколько правильных ответов
1. Процесс объективации накопленного личностного опыта называется: а) трудовая деятельность; б) интериоризация; в) общение; г) экстериоризация; д) поведение.
2. Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их: а) предметов; б) способов деятельности; в) цели деятельности.
3. Побудительными причинами деятельности являются: а) потребности; б) мотивы; в) дали; г) задачи.
III. Дополните предложение или вставьте пропущенные слова.
1. В макроструктуре деятельности выделяют 4 уровня. Перечислите их.
2. Способ, которым выполняется действие в определенных условиях, - это …
|
|
3. Активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей, - это...
4. Основополагающими принципами психологической теории деятельности являются:
а)...; б)...; в)...; г)....
Научение
I. Верно ли предложенное утверждение:
1. Викарное научение - это усвоение какой-либо формы поведения в зависимости от последствий, которые она имеет для обучающегося индивида.
2. Латентное научение осуществляется без участия подкрепления.
3. Учение - это научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественного опыта.
4. Научением называется процесс целенаправленной передачи опыта, формирования знаний, умений, навыков.
II. Выберите один или несколько правильных ответов.
1. К оперантному научению относятся: а) научение путем инсайта; б) подражание; в) импритинг; г) обучение сложным навыкам; д) привыкание.
III. Дополните предложение или вставьте пропущенные слова.
1. При выработке... форм поведения организм пассивно реагирует на внешне факторы.
2. При выработке... форм поведения выбор реакции, которая будет закрепляться, зависит от того, будет ли она приводить к желательным для организма последствиям.
3.... виды научения требуют участия познавательных процессов, обработки информации.
Подведение итогов занятия
1. Что нового вы узнали и чему научились на занятии?
2. Как эти знания и умения вы будите применять в профессиональной деятельности?
3. Что вам было непонятно и показалось сложным?
4. Над чем вы будите работать в дальнейшем?
|
|
Семинар 6.
Общая характеристика неосознаваемых психических процессов
Цель: выявить и усвоить сущность неосознаваемых психических процессов
Задачи:
- повторить понятия: сознание, бессознательное, неосознаваемые процессы;
- усвоить содержание измененных состояний сознания, обсудить методы их диагностики;
- воспитывать интерес к психологической науке;
- развивать умение применять теоретические знания в практической деятельности.
Формируемые умения: теоретический анализ научных текстов и жизненных ситуаций.
Вопросы для теоретической подготовки
1. Характеристика неосознаваемых психических процессов: взгляды ученых на проблему бессознательного; структура неосознаваемых психических процессов, характеристика.
2. Проявление бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека.
3. Соотношение между сознанием и бессознательным
4. Расстройства сознания, их диагностика.
Практические задания:
1. Изучите литературу по одному из вопросов к занятию, подготовьтесь к устному выступлению по данной теме и организации ее обсуждения в группе.
2. Приведите примеры, которые демонстрируют проявления неосознаваемых процессов в жизни человека (неосознаваемых механизмов, побудителей сознательных действий, надсознательных процессов).
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., АСТ, Астрель.2008.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. М., 2002. Т. 1 С. 57-95.
3. Лаплаш Ж., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу. / Пер. с фр. — М.: Высшая школа, 2006. – 150с.
4. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. — М.: Юрист, 2005. – 243с.
5. Райков В.Л. Гипнотические состояния сознания как форма психического отражения. Хрестоматия: Психология сознания / Сост. И общая редакция Л.В.Куликова. СПб., 2001. - С.376-391.
6. Фрейд З. Я и Оно. Хрестоматия: Психология сознания / Сост. И общая редакция Л.В.Куликова. СПб., 2005. - С.184-203.
7. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., научн. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. — М.: Просвещение, 2007.– 75с.
8. Ясперс К. Сознание и бессознательное. Флюктуации сознания. Хрестоматия: Психология сознания / Сост. И общая редакция Л.В.Куликова. СПб., 2007. - С.225-241.