II. Прокомментируйте данные суждения. Каково соотношение задатков и способностей в человеке?

1.Человек никогда бы не проявил своих способностей, если бы не родился с соответствующими генами музыкальных, технических, литературных, интеллектуальных и т. д. способностей... Развитие способностей носит имманентный характер, совершается по принципу присущей самому организму внутренней целесообразности, совершенной независимости от влияний внешней среды.

2. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт. А. Н. Леонть­ев путем индивидуальной тренировки восстанавливал процесс «внутреннего пения», нарушенный у людей, не имеющих музыкального слуха, и тем самым «делал слух».

3. Было замечено, что очень многие студенты, успешно и творчески занимающиеся математикой, поступили в университет после окончания одной и той же школы, где учились у одного и того же педагога-математика.

4. Некоторые ученые-биологи считают, что назрела необходимость решить проблему создания богатой человеческой натуры путем пересадки ядер половых клеток. (По В. С. Мерлину.)

III. Познакомьтесь с определениями способностей, выработанными в отечественной психологии. Определите, в чем все психологи сходятся, а в чем их позиции различаются. Обобщите приведенные определения, сформулируйте наиболее полное понятие способности.

1. Л. А. Венгер: «Способности ориентировочные действия».

2. А. Н. Леонтьев: «Природные способности это не задатки, а то, что формируется на их основе».

3. С. Л. Рубинштейн: «Способность это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Более или менее специфические качества, которые требуются для определенной деятельности и через посредство ее могут сформироваться на базе тех или иных задатков. Все специальные способности человека это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению».

4. В. Д. Шадриков: «Способности свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и каче­ственном своеобразии выполнения деятельности».

5. А. А. Ухтомский: «Способности наиболее явно выраженные функциональные органы человека».

IV. Прокомментируйте приведенные высказывания. Какие из них, на ваш взгляд, правиль­ны, какие ошибочны, какие спорны и почему?

1. Способности это врожденные психические качества личности, проявляющиеся в таланте, умственной одаренности.

2. Способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от рождения, а формируются в деятельности на основе имеющихся природных задатков.

3. Способности это личностные образования, включающие в свой состав определенным образом структурированные знания и умения человека, сформированные на базе его врожденных задатков и как единое определяющие его возможности в успешном овладении технической стороной тех или иных деятельностей

4.Каждый человек в потенции гений, но только в какой-то одной области науки или искусства, важно ли! найти себя в ней, а этому может помочь только случай.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: