Распределение учебного времени. Перечень сведений о рабочей программе дисциплины учетные данные модуль Коммуникационные технологии код модуля

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОСНОВЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Перечень сведений о рабочей программе дисциплины Учетные данные
Модуль Коммуникационные технологии Код модуля  
Образовательная программа Реклама и связи с общественностью Код ОП  
Направление подготовки Реклама и связи с общественностью Код направления и уровня подготовки 42.03.01
Уровень подготовки Бакалавриат
ФГОС ВО Реквизиты приказа Минобрнауки РФ об утверждении ФГОС ВО: 12.11.2015, № 1334

 

Екатеринбург, 2016

Рабочая программа дисциплины составлена авторами:


 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ“ОСНОВЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Аннотация содержания дисциплины

Дисциплина «Основы библиографической культуры» является частью модуля М.1.2 «Коммуникационные технологии» базовой части учебного плана образовательной программы бакалавриата и изучается одновременно с дисциплиной «Информационно-коммуникационные технологии и информатика» данного модуля.

В настоящее время во всем мире доминантами общественного развития становятся знания и информационные технологии, а информационный потенциал нации определяет ее социально-экономическое положение в мировом сообществе. Сегодня практически невозможно назвать сферу человеческой деятельности, которая не испытывала бы зависимость от рынка информации. Поэтому к современному специалисту предъявляются новые требования, важнейшим среди которых является овладение информационной грамотностью. В современных условиях умение находить и использовать нужную информацию в учебном процессе, научной и производственной работе является обязательным элементом подготовки специалистов высокой квалификации. Без этого трудно ориентироваться во все увеличивающемся объеме знаний, в растущем потоке информации и невозможно эффективно решить поставленную перед высшей школой задачу воспитания у студентов стремления к постоянному углублению знаний, к самообразованию.

Реализация профессионально-образовательных программ в УрФУ требует от студентов навыков работы в библиотеке и хорошего знания современной литературы. В связи с этим неизмеримо возрастает роль вузовской библиотеки в подготовке будущих специалистов. Научить студента ориентироваться в вузовской библиотеке, познакомить его с системой справочной и научной литературы, обучить методике поиска документов по интересующей теме с помощью информационно-библиографических пособий, каталогов, картотек и баз данных, привить культуру чтения значит не только помочь ему обучаться в вузе сегодня, но и подготовить будущего специалиста к самостоятельной работе завтра. Этой задаче и отвечает дисциплина "Основы библиографической культуры".

Курс имеет теоретическое и практическое значение, поэтому учебные занятия проводятся с отдельными группами студентов, сопровождаются экскурсией по библиотеке, практическими заданиями по каждой специальности.

1.2. Язык реализации программы – русский.

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Результатом обучения в рамках дисциплины является формирование у студента следующих компетенций:

ОК-5 - способностью к самоорганизации и самообразованию;

ОПК-1способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

• место и роль информации в жизни человека;

• информационные ресурсы общества, их состав;

• библиотека как информационно-поисковая система;

• структура и назначение справочно-библиографического аппарата библиотеки;

• система информационных изданий;

• методы аналитико-синтетической переработки информации;

Уметь:

• свободно ориентироваться в типах и видах документов, необходимых для учебной и прочих видов деятельности;

• разбираться в структуре и содержании различных документов;

• использовать систему информационных изданий как средство слежения за докумен-тальным потоком по профилю изучаемой специальности.

Владеть (демонстрировать навыки и опыт деятельности):

• поиска информации по адресным, тематическим и фактографическим запросам, инфор-мационного самообслуживания в библиотеке;

• практического применения основных методов свертывания информации;

• безошибочного составления библиографического описания различных документов;

• правильного оформления цитат, различных видов библиографических ссылок.

Объем дисциплины

Очная форма обучения

 

  Виды учебной работы Объем дисциплины Распределение объема дисциплины по семестрам (час.)
№ п/п Всего часов В т. ч. контактная работа (час.) *      
1. Аудиторные занятия          
2. Лекции   17,00      
3. Практические занятия   17,00      
4. Лабораторные работы - - -    
5. Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации   5,10      
6. Промежуточная аттестация   0,25 З, 4    
7. Общий объем по учебному плану, час.   39,35      
8. Общий объем по учебному плану, з. е.          

*Контактная работа составляет:

в п/п 2,3,4 - количество часов, равное объему соответствующего вида занятий;

в п.5 – количество часов, равное сумме объема времени, выделенного преподавателю на консультации в группе (15% от объема аудиторных занятий) и объема времени, выделенного преподавателю на руководство курсовой работой/проектом одного студента, если она предусмотрена.

в п.6 – количество часов, равное сумме объема времени, выделенного преподавателю на проведение соответствующего вида промежуточной аттестации одного студента и объема времени, выделенного в рамках дисциплины на руководство проектом по модулю (если он предусмотрен) одного студента.

 

Заочная форма обучения

  Виды учебной работы Объем дисциплины Распределение объема дисциплины по семестрам (час.)
№ п/п Всего часов В т. ч. контактная работа (час.) *      
1. Аудиторные занятия          
2. Лекции   2,00      
3. Практические занятия   4,00      
4. Лабораторные работы - - -    
5. Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации   0,90      
6. Промежуточная аттестация   0,25 Зачет    
7. Общий объем по учебному плану, час.   7,15      
8. Общий объем по учебному плану, з. е.          

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Код раздела, темы Раздел, тема дисциплины* Содержание
Р1   Информационная культура   Предмет, цели и задачи курса «Основы библиографической культуры». Место курса в системе высшего образования, его взаимосвязь с общенаучными дисциплинами и курсами, формирующими профессиональную компетентность выпускника. Объем, структура, отличительные особенности курса. Человек в информационном пространстве. Понятие «информация». Свойства информации. Виды информации в зависимости от способа восприятия человеком. Значение информации в осуществлении разных видов жизнедеятельности. Информационные патологии и их последствия. Информатизация как сложный социотехнический и социокультурный процесс перехода к информационному обществу. Критерии информационного общества. Возрастание роли образования, знаний, информации в информационном обществе. Взаимосвязь информатизации общества и информационной культуры. Сущность понятия «информационная культура». Информационная культура как средство защиты личности и общества. Компоненты информационной культуры. Роль информационной культуры в формировании профессиональных качеств работников культуры и искусства.
Р2 Библиографическая культура Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества Определение исходных понятий «документ», «литература», «издание», «публикация». Социальные функции документа. Свойства документа. Классификация документов по различным признакам. Виды документов по статусу (опубликованные, неопубликованные, непубликуемые). Виды документов по способу восприятия (человековоспринимаемые, машиновоспринимаемые). Виды документов по социально-функциональному назначению (официальные, научные, научно-популярные, производственные, учебные, справочные, массовые, литературно-художественные, рекламные и информационные) и их характеристика. Виды документов по материальной конструкции (листовые, кодексные, ленточные, дисковые, комплексные) и их характеристика. Виды документов по знаковой природе информации (текстовые, иконические, аудиальные, идеографические, тактильные, комплексные) и их характеристика. Виды документов по периодичности выхода в свет (непериодические, периодические, продолжающиеся, сериальные) и их характеристика. Виды документов по признаку объема (листовки, брошюры, книги). Информационные ресурсы по культуре и искусству. Информационные ресурсы по музыкальным видам искусства. Информационные ресурсы по изобразительным видам искусства. Информационные ресурсы по зрелищным видам искусства. Понятие о структуре документа. Внешние элементы книги (формат, объем, обложка, переплет, суперобложка, форзац, обрез, корешок, каптал, ляссе), их местонахождение и особенности. Внутренние элементы книги (титульные элементы, текст, иллюстрации, справочно-вспомогательный аппарат). Единство внешних и внутренних элементов. Конструктивные особенности учебных, научных и справочных изданий. Роль и назначение отдельных компонентов учебника. Ориентация в структуре учебника: основные разделы, соотношения «глава – параграф», роль рисунков, иллюстраций, таблиц, схем, карт, различных видов шрифта и другое. Справочный аппарат учебных, научных и справочных изданий: определение, назначение, функции. Отличительные элементы документа, расположенные на титульном листе, их основные функции. Средства дополнения и сопровождения основного текста в первичном документе: предисловие, введение, послесловие, библиографические ссылки и списки литературы, комментарии, приложения и т.п. Поисковые средства первичных документов: оглавление, рубрикация, указатели. Виды вспомогательных указателей. Создание, поиск и получение документов. Система документальных коммуникаций (СДК) как среда создания, хранения, и распространения документа для его общественного использования. Составляющие СДК: архивы, типографии (издательства), книготорговые предприятия, библиотеки, музеи, информационные службы. Архив: понятие, история, современное состояние. Архивная система РФ. Ведущие архивы свердловской области. Типографии и издательства: понятие, история, современное состояние. Виды издательств по содержанию выпускаемой продукции, местонахождению, форме собственности. Екатеринбургские издательства. Книжная торговля (библиополистика): понятие, история, современное состояние. Организационные формы книжной торговли. Библиотека: понятие, история, современное состояние. Виды библиотек по характеру удовлетворяемых запросов и составу фондов, размещению; категориям обслуживаемых читателей; форме собственности и порядку учреждения. Ведущие универсальные и учебные библиотеки Свердловской области. Свердловская областная научная библиотека им. В.Г. Белинского: история, современное состояние. Музей: понятие, история, современное состояние. Типы и профили музеев. Ведущие музеи Свердловской области. Система научно-технической информации: история, современное состояние. Виды информационных центров и служб. Взаимосвязь и взаимодействие организаций СДК по отношению к документу. Структура библиотеки как информационно-поисковой системы. Назначение абонемента и специализированных читальных залов. Функции отдела справочно-библиографического обслуживания, МБА и других. Библиотечный фонд как основа работы библиотеки. Справочно-библиографический аппарат и его элементы. Понятие о системе каталогов и картотек библиотеки, их роли в обеспечении полноты и точности информационного поиска. Виды библиотечных каталогов и картотек. Особенности разыскания отдельных видов документов: книг, статей, периодических и продолжающихся изданий, нот, карт, краеведческих, аудиовизуальных и других материалов. Знание справочно-библиографического аппарата библиотеки как обязательное условие рационального информационного поведения пользователей. Адресный запрос как проявление информационной потребности в определенном (конкретном) документе. Основные поисковые элементы, используемые при адресном поиске: фамилия конкретного автора, составителя, редактора, коллективный автор, название книги. Алфавитный каталог как средство адресного библиотечного поиска: его задачи и функции. Алгоритм поиска литературы в алфавитном каталоге. Тематические запросы как выражение информационной потребности студентов при написании рефератов, докладов, курсовых, дипломных работ. Систематический каталог и систематическая картотека статей как источник тематического разыскания в библиотеке. Принцип организации систематического каталога. Структура систематического каталога. Роль алфавитно-предметного указателя при проведении тематического поиска. Алгоритм тематического поиска. Электронный каталог как источник многоаспектного библиографического поиска. Алгоритм поиска в электронном каталоге Библиографические издания как наиболее полный источник информации о документах. Виды библиографических изданий: обзоры, списки, указатели. Виды библиографических указателей. Государственные библиографические указатели: признаки, виды, поисковые возможности. Научно-вспомогательные библиографические указатели. Рекомендательные библиографические указатели. Книгоиздательские указатели (каталоги). Способы поиска и выявления документов для учебной, научной и прочих видов деятельности. Метод «снежного кома». Поиск в Интернет. Обращение к библиотечным каталогам и картотекам, библиографическим изданиям. Способы получения документов в библиотеке. Свободный доступ. Устный запрос. Письменная заявка. Межбиблиотечный абонемент МБА). Электронная доставка документов (ЭДД). Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации Первичные и вторичные документы по отношению к знанию, их признаки. Понятие свертывания и развертывания информации, сферы его применения и примеры. Зависимость эффективности поиска и использования документов и информации от оптимальности свертывания аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ). Виды аналитико-синтетической переработки информации: индексирование, библиографирование, аннотирование, реферирование, конспектирование, обзорно-аналитическая деятельность. Индексирование и сферы его применения. Библиотечно-библиографические классификации документов. Универсальная десятичная классификация (УДК). Библиотечно-библиографическая классификация (ББК). Библиографирование и его результаты. Библиографическое описание как наиболее лаконичная и емкая форма свертывания документов. Стандартизация библиографического описания. Правила и схема библиографического описания документов. Зависимость между правильно составленным библиографическим описанием и возможностью разыскания документа в информационном массиве. Аннотирование и его результат. Виды аннотаций. Понятие о ключевых словах. Использование ключевых слов при составлении аннотаций. Сходство и отличие аннотаций и рефератов как вторичных документов. Реферирование. Виды рефератов. Конспектирование как разновидность реферирования. Особенности конспектирования. Способы сокращения в конспектах. Обзорно-аналитическая деятельность. Виды обзоров, сфера их применения. Возможности использования основных видов аналитико-синтетической переработки информации в учебной деятельности студентов. Свертывание информации, осуществляемое при записи прочитанного и составлении плана выписок и цитат, тезисов, рефератов и аннотаций, конспектов, списков литературы к рефератам, курсовым и дипломным работам. Требования, предъявляемые к процедуре свертывания информации. Методы заимствования при использовании документов. Незаконные и несамостоятельные методы: плагиат, компиляция. Легитимные методы: цитирование, изложение содержания, критический анализ. Правила цитирования и оформления цитат. Наличие ссылок как обязательное условие грамотного заимствования.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: