Течения в рабочем и социалистическом движении

План-конспект урока по всемирной истории в 9Б классе

Тема: Международное рабочее и социалистическое движение

Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с возникновением, развитием и основными идеями социализма; целями, деятельностью и формами организации международного рабочего и социалистического движения; деятельностью I и II Интернационалов; составить политический портрет К. Маркса, Ф. Энгельса, К.А.Сен-Симона.

Развивающая: продолжить работу над развитием умений выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать изучаемый материал; над навыками работы с таблицами и иллюстрациями; содействовать развитию познавательной активности учащихся.

Воспитательная: создать условия для формирования гражданской позиции и политической культуры учащихся; прививать интерес к изучению истории.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник В.С. Кошеля “Всемирная история нового времени XIX – начале XX в», доска, мел.

Оформление доски:

Даты: 1864 г, 1864-1876 гг, 1889-1914 гг. Понятия:консерватизм, реформизм, анархо-синдикализм. Дата тема:Международное рабочае и социалистическое движение Таблица «1 Интернационал. II Интернационал».
Название движения Время возникновения Представители Основные идеи
Утопический социализм   К.А. Сен- Симон  
«Рабочий социализм»   Огюст Бланк  
Марксизм   Карл Маркс и Фридрих Энгельс  
I Интернационал 1864-1876 гг Карл Маркс и Фридрих Энгельс Руководство рабочими партиями, завоевание власти пролетариатом
II Интернационал 1889-1914 гг А.Бебель, К.Каутский Р.Люксембург К.Цеткен   Борьба за социализм
Реформизм   Э.Бернштейн Пересмотр и реформирование идей марксизма. Т.к. классовая борьба между пролетариатом и буржуазией затухает (положение рабочих ухудшается), то нужны реформы, которые обеспечат мирное перерастание капитализма в социализм.
Анархо-синдикализм     Отрицание необходимости организованной политической борьбы. Уничтожение всякой государственной власти. Основное средство борьбы-саботаж, бойкот, всеобщая экономическая забастовка

 

Персоналии: Д/з: § 8, вопросы после параграфа

 

Этапы урока Работа учителя Работа учеников
1.Организационный момент (2 мин) 1.Приветствие 2. Проверка наличия учащихся в классе с отметкой отсутствующих в журнале.  
2.Проверка домашнего задания (10 мин) Фронтальный опрос: 1. Какие события привели к объединению Германии? Как вы понимаете фразу «Объединение Германии проводилось сверху»? 2. Дайте характеристику политическому строю Германии. Чем он отличался от политического устройства Англии и Франции в конце 19 в? 3. В чём заключались причины быстрого экономического подъёма Германии в конце 19 в.? 4. Какое место в мире Германия занимала по объёму промышленного производства? 5. Объясните, почему Германия, опередила Англию и Францию, стала первой европейской страной, где было принято социальное законодательство. Ученики отвечают на вопросы  
3.Подготовка к восприятию нового материала (2 мин) 1.Вводное слово: Таким образом мы с вами повторили тему «Германия во второй половине 19- начале 20 вв.», а теперь переходим к изучению новой темы: «Международное рабочее и социалистическое движение». 1.Тему записывают в тетрадь
4.Сообщение нового материала (25 мин) План изучения нового материала 1. Возникновение марксизма. 2. Международное товарищество рабочих, или 1 Интернационал 3. II Интернационал. 4. Течения в рабочем и социалистическом движении. 1. Возникновение марксизма. Даль­нейшее свое развитие учение о создании нового общества получило в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Работа с документом(Приложение 1): К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии Вопросы и задания: I. Прослушайте внимательно текст документа. 2. Выпишите из документа новые или незнакомые для вас слова. 3. Найдите значение некоторых слов в справочной литературе. 4. Какие меры борьбы пролетариата против буржуазии предлагает «Манифест Коммунистической партии»? Т.о.революция признана уничтожить буржуазное государство и установить диктатуру пролетариата. 2.3. Таблица. «Международное товарищество рабочих, или 1 Интернационал. II Интернационал».
Название движения Время возникновения Представители Основные идеи
Утопический социализм   К.А. Сен- Симон  
«Рабочий социализм»   Огюст Бланк  
Марксизм   Карл Маркс и Фридрих Энгельс  
I Интернационал 1864-1876 гг Карл Маркс и Фридрих Энгельс Руководство рабочими партиями, завоевание власти пролетариатом
II Интернационал 1889-1914 гг А.Бебель, К.Каутский Р.Люксембург К.Цеткен   Борьба за социализм
Реформизм   Э.Бернштейн Пересмотр и реформирование идей марксизма. Т.к. классовая борьба между пролетариатом и буржуазией затухает (положение рабочих ухудшается), то нужны реформы, которые обеспечат мирное перерастание капитализма в социализм.
Анархо-синдикализм     Отрицание необходимости организованной политической борьбы. Уничтожение всякой государственной власти. Основное средство борьбы-саботаж, бойкот, всеобщая экономическая забастовка

Учредительное собрание I Интернационала приняло:

- Учредительный манифест

- Устав товарищества.

Т.о. Первый и Второй Интернационалы сыграли огромную роль в распространении и сплочении социалистического движения.

Течения в рабочем и социалистическом движении.

В связи с тем что мир вступил в эпоху империализма, появилась потребность в теоретическом осмыслении этой эпохи. Отмечу, что социалистическое движение переживало раскол.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: