приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения слова-
Ми (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий,
Одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные)
По высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).
Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом,
Квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя
Зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться
В расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать
Пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади
(позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных
Частях суток: день — ночь, утро — вечер.
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество
(«много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов раз-
|
|
Ного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя
Их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не при-
Бегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, од-
Ни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих,
А синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными
Приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое
Числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; отно-
сить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например:
«Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов,
Именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.
Формировать представления о порядковом счете, учить правильно
Пользоваться количественными и порядковыми числительными, отве-
Чать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на ос-
Нове счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек
Больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к
Меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей
Группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, ста-
ло 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или:
|
|
«Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало
Тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).
Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, прино-
Сить определенное количество предметов в соответствии с образцом или
Заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).
На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп пред-
Метов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном
Расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме
Расположения в пространстве.
Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по ве-
Личине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по
толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к
Другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные
(длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные
(одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).
Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная
Лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).
Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной
Длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной после-