Активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения пред-
Метов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже,
Эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).
Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах:
Круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые
Признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного ана-
Лизаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квад-
Ратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его
Элементы: углы и стороны.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных
Размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, пря-
Моугольник).
152 153
Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими
Фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — пря-
Моугольник и др.
Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять про-
Странственные направления от себя, двигаться в заданном направлении
(вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами
Положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от
Меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).
Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко
(дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка во времени. Расширять представления детей о
Частях суток, их характерных особенностях, последовательности (ут-
Ро — день — вечер — ночь).
Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Количество и счет. Учить создавать множества (группы предметов)
Из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера,
Формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части
И воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством
И каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть
Меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе
Счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять
Большую (меньшую) часть множества или их равенство.
Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каж-
Дого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения
Конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство
Из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая
Из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить
Один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать
Один, то станет по 7, поровну»).
Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел
(5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1).
Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и задан-
Ному числу (в пределах 10).
Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке
(в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить ко-
Личество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать воп-
Росы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.
Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное
Количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать
Числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков,
Матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).
Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от вели-
Чины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположе-