Предмета).
Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах
На конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и
Еще один.
Величина. Учить устанавливать размерные отношения между
Предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: сис-
Тематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем)
Порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов
И соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая,
Фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зе-
Леная уже желтой и всех остальных лент» и т. д.
Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опос-
Редованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из
Сравниваемых предметов.
Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), вы-
Ше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг,
|
|
Квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).
Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и
Части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть
Меньше целого.
Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом
И прямоугольником.
Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что
Квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать
И сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении
Предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки
Столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круг-
Лые и т. д.
154 155
Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.
Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение ориенти-
Роваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространствен-
Ных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), сле-
Ва — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении,
Меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями
Направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять
Свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою
Между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, око-
Ло Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа
|
|
От куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а
Впереди — машина».
Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — вни-
Зу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро,
Вечер, день и ночь составляют сутки.
Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность
Различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), опре-
Делять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Количество и счет. Развивать общие представления о множестве:
Умение формировать множества по заданным основаниям, видеть состав-
Ные части множества, в которых предметы отличаются определенными
Признаками.
Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из мно-
Жества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между
Отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его
Частью на основе счета, составления пар предметов или соединения пред-
Метов стрелками.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пре-
Делах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.