Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фра-
Зы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из
Хорошо знакомых сказок.
Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться
Со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спро-
Си, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).
Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в
группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите: „Хотите
посмотреть...“», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»).
В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи
Взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй
Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать
ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»).
В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения
|
|
Представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять
Детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы
Предметов.
Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забав-
Ных случаях из жизни.
Формирование словаря. На основе обогащения представлений о
Ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать сло-
Варный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды,
Обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Учить детей различать и называть существенные детали и части
Предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества
(цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая,
Пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага
Легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые иг-
Рушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), место-
Положение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание
Детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце,
Стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать
Обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.
П.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних
Животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно про-
износить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки:
|
|
П — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое воспри-
Ятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артику-
Ляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную
Выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы,
Говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовы-
Вать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; упот-
Реблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать
168 169
Употреблять в речи имена существительные в форме единственного и
Множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (ут-
Ка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в
Родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться
К словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой,
Подсказывать им правильную форму слова.
Помогать детям получать из нераспространенных простых предло-
Жений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные
Путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять
Предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим