Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, кар-
Тин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра
Спектаклей, мультфильмов.
Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать за-
Данный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе,
Не перебивая говорящего взрослого.
Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравс-
Твуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспи-
Тателями и родителями.
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о
Предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им
Ближайшего окружения.
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более
|
|
точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка;
Помогать логично и понятно высказывать суждение.
Способствовать развитию любознательности.
Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подска-
Зывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно выска-
Зать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь де-
Тей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять
Представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их
Собственном опыте.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей,
Материалов, из которых они изготовлены.
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагатель-
Ные, глаголы, наречия, предлоги.
Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профес-
Сии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
Продолжать учить детей определять и называть местоположение
Предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать за-
Менять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия
(там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; упот-
Реблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
Учить употреблять существительные с обобщающим значением (ме-
Бель, овощи, животные и т. п.).
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение
Гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих,
|
|
Шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое про-
Изнесение слов и словосочетаний.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть
Слова, начинающиеся на определенный звук.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей уме-
Ние согласовывать слова в предложении, правильно использовать предло-
Ги в речи; образовывать форму множественного числа существительных,
Обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти су-
Ществительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят,
Медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного
Числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
Напоминать правильные формы повелительного наклонения некото-
рых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых сущест-
Вительных (пальто, пианино, кофе, какао).
Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, так-
Тично подсказывать общепринятый образец слова.