Сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участво-
Вать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в
Составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием
Раздаточного дидактического материала.
170 171
Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и
Динамичные отрывки из сказок.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как
Средство общения. Расширять представления детей о многообразии
Окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных
Промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игру-
Шек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные
Книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников),
|
|
Открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Мос-
Квы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной
России).
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми
Разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной инфор-
Мации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки,
Детского спектакля и т. д.).
В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выра-
Жения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить,
Сделать комплимент).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помо-
Щью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными,
Обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, харак-
Теризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими
Взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному
(белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озор-
Ник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный,
Пасмурно — солнечно).
Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыс-
Лом.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произ-
Несение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сход-
Ные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц,
С — ш, ж — з, л — р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять мес-
|
|
То звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовы-
Вать слова в предложениях: существительные с числительными (пять
Груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зе-
Леное брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку уда-
Рения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возмож-
Ность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлеб-
Ница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведи-
Ца — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забе-
Жал — выбежал — перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные множест-
Венного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в пове-
Лительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной сте-
Пени; несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.