Тах рекомендуется использовать аудиозаписи. Необходимо четко дозировать
Зрительную нагрузку: не более 10–20 минут непрерывной работы.
На занятиях следует обращать внимание на количество коммента-
Риев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зри-
Тельных образов. Особое внимание следует уделять точности высказыва-
Ний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.
Дети могут учиться через прикосновения или слух с прикосновением,
Они должны иметь возможность потрогать предметы. Важные фрагменты
Занятия можно записывать на диктофон.
Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо
Видимый по цвету, контуру, силуэту. Размещать демонстрационные мате-
Риалы нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно.
Некоторым детям могут понадобиться увеличивающие вспомога-
Тельные средства: приспособления, увеличивающие целую страницу или
Линии, полезные при чтении. Использование приложений Office Web Apps
|
|
(Майкрософт) расширяет возможности обучения и воспитания детей с
Нарушенным зрением.
Условия обучения и воспитания
Детей с нарушениями слуха
Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями
слуха:
• глухие;
• слабослышащие (тугоухие).
Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости
Около уха, но при этом без специального обучения они не понимают
Слова и фразы. Для глухих детей обязательно использование слухового
аппарата или кохлеарного импланта. Однако даже при использовании
Этих приспособлений глухие дети испытывают трудности в восприятии
И понимании речи окружающих. Устная речь у детей самостоятельно
Не развивается, что обусловливает необходимость систематической
Коррекционно-развивающей работы по развитию лексической, грамма-
Тической и синтаксической сторон речи, слухового восприятия и рече-
Вого слуха, формированию произношения. В единстве с формированием
Словесной речи идет процесс развития познавательной деятельности и
Развития всех сторон личности ребенка.
Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха (лег-
Кую, умеренную, значительную, тяжелую) — от незначительных трудно-
Стей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности
Воспринимать речь разговорной громкости. Необходимость и порядок
Использования слуховых аппаратов, особенно на занятиях, определяется
Специалистами (врачом-сурдологом и сурдопедагогом). Слабослышащие
|
|
Дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минималь-
Ной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью.
Однако для полноценного развития речи этих детей также требуются
Специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом,
Включающие вышеперечисленные направления слухоречевого развития.
Уровень психического и речевого развития у детей с нарушениями
Слухового восприятия зависит от степени снижения слуха и времени
Возникновения этого нарушения, адекватности медицинской коррекции
Слуха, наличия своевременной, квалифицированной и систематической
Психолого-педагогической помощи, особенностей ребенка и его воспита-
Ния в семье. Посещение такими детьми ДОО требует создания специаль-
Ных условий, учитывающих разноуровневую подготовку детей на момент
Поступления.