Образовательной программой дошкольного учреждения, с учетом особен-
Ностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
Необходимым условием реализации ООП ДО с группами комбини-
Рованной направленности является соблюдение кадровых условий — на-
Личие в штатном расписании учителя-логопеда, учителя-дефектолога,
Сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога-психолога.
Особенности организации
Образовательного процесса
Условия обучения и воспитания
Детей с нарушениями зрения
Различают следующие категории детей с нарушением зрения:
• слепые/незрячие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от
0,01 до 0,04);
• слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при
коррекции от 0,05 до 0,2);
• дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3).
Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, за-
Держивает формирование двигательных навыков, координации; ведет к
|
|
Снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых де-
Тей отмечается значительное отставание в физическом развитии.
При нарушении зрения зрительное восприятие резко отличается от
Восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности
И скорости отображения. Из-за нарушения зрения дети довольно час-
То могут видеть не основные, а второстепенные признаки объектов, в
Связи с чем образ объекта искажается и таким закрепляется в памяти.
Информация, получаемая слабовидящими детьми с помощью оста-
Точного зрения, становится более полной, если поступает в комплексе
С сенсорной и осязательной информацией. Для формирования речи
Детям с нарушениями зрения необходимо активное взаимодействие
С окружающими людьми и насыщенность предметно-практического
Опыта за счет стимуляции разных анализаторов (слуховой, зрительный,
Кинестетический).
Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в пол-
Ном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, из-за чего они часто
Допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении.
Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определе-
Нием порядков звуков, нередко проявляются в письменной речи. Кроме
Того, довольно часто нарушается соотнесенность слова и предмета, до-
Статочно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании
Значений слов. Дети со зрительными нарушениями имеют особенности
|
|
Усвоения и использования неязыковых средств общения, мимики, жес-
Тов, интонации. Особое значение для слепых и слабовидящих детей имеет
224 225
Развитие слухоречевой памяти, так как большое количество информации
Им приходится хранить в памяти.
Дети с нарушениями зрения не видят строк, путают сходные по на-
Чертанию предметы и буквы, не видят написанного на доске, таблице, что
Вызывает утомление и снижение работоспособности.
Детям с нарушением зрения необходимо помогать в передвижении по
Помещениям ДОО, в ориентировке в пространстве. Ребенок должен знать
Основные ориентиры ДОО, группы, где проводятся занятия, путь к своему
Месту. Важно выбрать оптимально освещенное рабочее место (повышенная
Общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабо-
Чем месте не менее 400–500 люкс), где слабовидящему ребенку максимально
Видно доску и педагога. Для детей с глубоким снижением зрения, опираю-
Щимся в своей работе на осязание и слух, важна слышимость во всех зонах
Группы. Дети, имеющие зрительные нарушения, с разрешения педагога,
Должны иметь возможность подходить к наглядному материалу и рассмат-