Рушений интеллектуального развития (часто болеющие, посттравматики,
Аллергики, с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией,
с цереброэндокринными состояниями);
• дети с психопатоподобными формами поведения (по типу аффек-
тивной возбудимости, истероидности, психастении и др.);
• дети с нарушенными формами поведения органического генеза (ги-
перактивность, синдром дефицита внимания);
• дети с психогениями (неврозами);
• дети с начальным проявлением психических заболеваний (шизоф-
рения, ранний детский аутизм, эпилепсия);
• дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебраль-
но-органической природы;
• дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур голо-
Вного мозга или нарушения их функционального или органического гене-
За (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции).
В последнее время в дошкольные учреждения поступают дети после
кохлеарной имплантации, которым также необходима специальная по-
Мощь при организации педагогической работы.
Категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями
Психического развития целесообразно рассматривать как самостоя-
Тельную категорию, занимающую промежуточное положение меж-
Ду «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначить ее как
«группу риска». Качественные своеобразия и глубина нарушений,
Имеющихся у детей, таковы, что для них не требуется создавать спе-
Циализированные учреждения, однако они нуждаются в организации
Своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения
Дальнейшего усложнения данных проблем (И. Ю. Левченко, Н. А. Ки-
Селева).
В настоящее время контингент воспитанников массовых дошколь-
Ных учреждений составляют как дети с нормальным ходом психического
развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза,
Поэтому необходимо переосмысление сложившейся практики обучения
И воспитания и определение наиболее оптимальных путей в осуществле-
Нии индивидуально ориентированной психолого-педагогической помо-
Щи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и
Индивидуальных возможностей.
Психолого-медико-педагогическое
Обследование детей с ОВЗ
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима
Правильная оценка их возможностей и выявление особых образователь-
Ных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-меди-
ко-педагогической диагностике, позволяющей:
• своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности
ребенка с ОВЗ;
• определить оптимальный педагогический маршрут;
• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с
ОВЗ в дошкольном учреждении;
• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы
коррекционной работы;
• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
• определить условия воспитания и обучения ребенка;
• консультировать родителей ребенка с ОВЗ.
242 243
Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития
Является комплексный подход, который означает всесторонность обсле-
Дования и оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специа-
Листами, и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции,
Волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состо-
Яние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское
И психолого-педагогическое обследование.