эмоциональную сферу и поведение ребенка:
• особенности контакта ребенка;
• эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
• реакция на одобрение;
• реакция на неудачи;
• эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
• эмоциональная подвижность;
• особенности общения;
• реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
• наличие и стойкость интереса к заданию;
• понимание инструкции;
• самостоятельность выполнения задания;
• характер деятельности (целенаправленность и активность);
• темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
• работоспособность;
• организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познава-
тельной сферы и моторной функции ребенка:
• особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
• особенности моторной функции.
В комплексной оценке психического развития и выявления потен-
Циальных возможностей детей с ОВЗ для определения содержания даль-
|
|
Нейшего обучения важным является педагогическое обследование. Пе-
Дагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке,
Раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать
На определенном возрастном этапе, установление основных проблем в
244 245
Обучении, темпа усвоения учебного материала, выявление особенностей
Образовательной деятельности. Интересующие сведения можно получить
С помощью таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и
Родителями, анализ работ ребенка (рисунков, поделок и др.), педагоги-
Ческое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть специаль-
но спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно
Позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее
Целенаправленность, организованность, произвольность, способность
к планированию действий. Особенно важно наблюдение за ведущей
Деятельностью ребенка, его познавательной активностью, в процессе ко-
Торого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствую-
Щий о личностной зрелости дошкольника.
В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается:
• назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
• рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы, место работы
родителей;
• назвать имя и отчество близких взрослых, имена сверстников;
• рассказать об основных правилах поведения на улице, в обществен-
Ных местах, о любимом занятии дома и др.
|
|
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно
Вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения де-
Тей с ОВЗ.
Образовательные области программы
Дошкольного образования
Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание
Условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения
Его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстни-
Ков. Охарактеризуем основные образовательные области.
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение
Оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь. Задачи
социально-коммуникативного развития:
• формирование у ребенка представлений о самом себе и элементар-
Ных навыков для выстраивания адекватной системы положительных
личностных оценок и позитивного отношения к себе;
• формирование навыков самообслуживания;
• формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками;