Ный выше поднятой руки ребенка; через линию, шнур, через 4–6 линий
(поочередно через каждую); через предметы (высота 5 см); в длину с мес-
Та через две линии (расстояние между ними 25–30 см); в длину с места на
Расстояние не менее 40 см.
Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по
Одному, шеренгу, круг; перестроение в колонну по два, врассыпную; раз-
Мыкание и смыкание обычным шагом; повороты на месте направо, налево
Переступанием.
Ритмическая гимнастика. Выполнение разученных ранее общеразви-
Вающих упражнений и циклических движений под музыку.
314 315
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого
Пояса. Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одно-
Временно, поочередно). Перекладывать предметы из одной руки в другую
Перед собой, за спиной, над головой. Хлопать в ладоши перед собой и от-
Водить руки за спину. Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их
|
|
Ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости поз-
Воночника. Передавать мяч друг другу над головой вперед-назад, с поворо-
Том в стороны (вправо-влево). Из исходного положения сидя: поворачивать-
Ся (положить предмет позади себя, повернуться и взять его), наклониться,
Подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками. Из исходного положения
Лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами,
Как при езде на велосипеде. Из исходного положения лежа на животе: сги-
Бать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со спины на
Живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса
И ног. Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед,
Назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вы-
Нося руки вперед; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя го-
Лову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя
Захватывать пальцами ног мешочки с песком. Ходить по палке, валику
(диаметр 6–8 см) приставным шагом, опираясь на них серединой ступни.
Спортивные игры и упражнения
Катание на санках. Катать на санках друг друга; кататься с невысо-
Кой горки.
Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых.
Ходьба на лыжах. Ходить по ровной лыжне ступающим и скользя-
|
|
Щим шагом; делать повороты на лыжах переступанием.
Катание на велосипеде. Кататься на трехколесном велосипеде по
Прямой, по кругу, с поворотами направо, налево.
Плавание и элементы гидроаэробики. Входить и погружаться в воду,
Бегать, играть в воде; водить хороводы. Учиться плавать (при наличии
Соответствующих условий).
Подвижные игры
С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот»,
«Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый
Пес», «Птички в гнездышках».
С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воро-
Бышки и кот», «С кочки на кочку».
С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладо-
Вой», «Кролики».
С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в
Круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет».
На ориентировку в пространстве. «Найди свое место», «Угадай, кто
И где кричит», «Найди, что спрятано».
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Основные движения
Ходьба. Ходьба обычная, на носках, на пятках, на наружных сторо-
Нах стоп, ходьба с высоким подниманием колен, мелким и широким ша-
Гом, приставным шагом в сторону (направо и налево). Ходьба в колонне
По одному, по двое (парами). Ходьба по прямой, по кругу, вдоль границ
Зала, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением