double arrow

Разработки методики изложения информации за счёт



Характеристики композиции подачи материала.

Во фразе десять родительных падежей подряд. Причина нанизывания падежей в указанном предложении – отказ от глагола в пользу глагольных существительных. Чтобы устранить ошибку в данном контексте необходимо заменить отглагольные существительные глаголом:

 

Следует написать:

С точки зрения редактирования интерес представляет

Способ лучшего изложения информации с помощью

Рациональной композиции.

В конструкциях с управлением нередко при двух управляющих словах имеется общее зависимое, например: бегать и разбрасывать камни. Такие конструкции безупречны, если глаголы в них требуют одинакового управления. Однако встречаются ошибки, вызванные тем, что общее зависимое слово стоит при словах, требующих разного управления: лечить и заботиться о больных: лечить (кого?) – заботиться (о ком?).

К распространенным ошибкам следует отнести нарушение сочетания нескольких управляющих слов со словами ими управляемыми. Так, например, норма грамматики не допускает Уход и обслуживание машины, т.к. Уход (за чем?) за машиной, а обслуживание (чего?) машины; Доставка и удаление продукции с рабочих мест, т.к. читаем Доставка продукции на рабочие места, а удаление продукции с рабочих мест. В таких случаях рекомендуется исправить предложения следующим образом:




 

Следует написать:

Уход за машиной и её обслуживание.

Доставка продукции на рабочие места и её удаление с них.

 

Для этого нужно научиться соотносить управляемое слово с каждым из управляющих, т.е. мысленно прочитывать каждое сочетание отдельно.

Многочисленны ошибки на смешение предложного и беспредложного управления, например: уделяется внимание чему-то(неправильно: уделяется внимание на что-то), описывает что-то(неправильно – описывает о чём-то).

Написано:

Пассажиры, оплачивайте за проезд.

 

Следует написать:

Пассажиры, оплачивайте проезд.

 

Часто возникают ошибки при употреблении слов-синонимов, имеющих разное падежное управление. Ср.: доволен чем-то, но рад чему-то; поглощен чем-то, но погружен во что-то; похожий на что-то, но сходный с чем-то, характерный для чего-то, но свойственный чему-то, например:

Написано: Следует написать:

Я этим очень рад. Я этому очень рад.

Все поглощены в свои мысли. Все погружены в свои мысли.



Часто управляемые слова употребляются не с теми предлогами, которые необходимы, например:

Неправильно: Правильно:

Зол против него зол на него

Преимущества над кем-то преимущества перед кем-то

Превосходство перед кем-то превосходство над кем-то

Вопросы для самопроверки

 

1. Каковы нормы употребления предлогов в – на, из – с?

2. С какими падежами употребляются предлоги благодаря, вопреки, за счёт?

3. Каким падежом управляет предлог по в сочетании с существительными и местоимением 3-го лица?

4. Каким падежом управляет предлог по в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица?

5. Повторение какой падежной формы является грамматической ошибкой?

6. Как избежать ошибок, связанных с нарушением сочетания нескольких управляющих слов со словами ими управляемыми?

7. При употреблении каких падежных форм может возникнуть двусмысленность высказывания?

 


 

Практические задания



Сейчас читают про: