Для совершенствование умений реализации методологии научного исследования построения аппарата исследования предлагаются следующие упражнения:
1.Указать О, Р - определить тему;
указать тему – определить О, Р;
указать основные позиции актуальности – определить тему;
указать противоречия – определить тему;
указать противоречия – определить О, Р;
указать элементы научной новизны – определить тему;
указать элементы научной новизны – определить О,Р.
2.На основании рабочего определения темы исследования составить список ключевых слов, предъявить список ключевых слов, не называя тему.
Задание для аудитории: определить тему.
3. На основании темы, списка ключевых слов определить теоретико-методологические основы исследования. Представить теоретико-методологические основы исследования с учетом уровня методологии.
Задание для аудитории: определить тему.
Задание для экспертов из числа обучающихся: определить соответствие предложенных теоретико-методологических основ исследования теме.
|
|
4.Подготовить аннотацию магистерской диссертации.
Задание для аудитории: определить тему.
Задание для экспертов из числа обучающихся: определить полноту представления содержания исследования: теоретических основ, диагностического материала, формирующего этапа эксперимента, его результативности.
5.Определить методы эмпирического исследования, реализуемые в диссертации. Обосновать выбор методов.
Задание для экспертов из числа обучающихся: определить соответствие методов заявленным целям их использования.
Для уточнения представлений о формах представления научного знания и умений представления научного знания предлагаются следующие упражнения:
1.Анализ аннотации.
Задание для аудитории: определить тему.
Задание для экспертов из числа обучающихся: определить полноту представления содержания исследования: теоретических основ, диагностического материала, формирующего этапа эксперимента, его результативности.
2.Написание рецензии на диссертацию.
Работа посвящена: |
(тематика, актуальность,)
Основные результаты работы: |
(теоретические, экспериментальные, прикладные, методические)
Значимость работы: |
(теоретическая, практическая, возможность использовать результаты работы, разработка новых методов исследования и т.п.)
Новизна и оригинальность идей, положенных в основу работы, а также методов ее выполнения: |
Степень самостоятельности выполнения работы: |
Использование в работе литературных источников и этика цитирования: |
Качество оформления: |
Задание для экспертов из числа обучающихся: оценка рецензии по заявленным параметрам.
|
|
3. Составление тезауруса на основе текста автореферата диссертации.
Задание для экспертов из числа обучающихся: связь тезауруса с методологическими уровнями исследования, отражение в тезаурусе логики научного исследования.
Для уточнения представлений о методологии предлагается выполнить анализ программы собственного исследования с учетом предложенного образца (анализ программы исследования может быть заменен написанием синопсиса исследования).
Задание для экспертов: анализ программы исследования.
Программа исследования (с качественным анализом данных)
1. Введение (уточненная и расширенная версия замысла);
2. Системное описание объекта исследования;
3. Формулирование исследовательского вопроса;
4. Формулировка педагогической идеи, ведущей к решению проблемы: педагогическая цель – содержание образования, необходимое для ее достижения – психолого-педагогические усвоения данного содержания – технологии актуализации условий усвоения – критерии оценки результата;
5. Определение параметров целевой выборки;
6. Экспериментальная проверка соответствия педагогических средств поставленной образовательной цели;
7. Сбор и первичная конденсация данных;
8. Выбор и обоснование схемы анализа результатов: корректность постановки педагогической цели, адекватность средств ее достижения, соответствие результатов ожиданиям.
9. Осуществление процесса анализа данных:
- экспертная оценка соответствия поставленной педагогической цели социальным запросам;
- оценка корректности проведения и достоверности эксперимента по проверке гипотез (по апробации педагогических средств, ведущих к поставленной цели);
- визуализация результатов исследования, в виде: метафор и аналогий, группировки тем в таблицы, схем, ансамблей из категорий, осмысленных связей между событиями, целенаправленно создаваемыми педагогическими ситуациями и происходящими новообразованиями в сознании и поведении учащихся (студентов и и др.).
- обобщение и расширенная апробация на практике выводов исследования.
10. Интерпретация данных:
- развитие теоретических конструктов, понятий и идей;
- формулировка теоретических выводов, принципов и технологий педагогической деятельности;
- введение в оборот полученных идей и технологий педагогической деятельности через привлечение к их экспертной оценке педагогического сообщества.